(муниципальный уровень)
Составитель: И.И.Зарецкая
Цель: организация единого социализирующего пространства муниципального района
Таблица 41
Субъекты социализации | Функции (задачи) | Формируемый социальный опыт |
Администрация района | Реализация региональных нормативов кадрового, финансового, материального обеспечения школ | Создание условий социализации учащихся начальной школы |
Муниципальная служба | Методическое обеспечение, тьютерское сопровождение авторских программ, проектов, направленных на социализацию учащихся | Психолого-педагогическая и практическая подготовка учителя к реализации задач социализации учащихся |
Общеобразовательные школы как социальные партнеры в решении общих задач начального образования | Взаимодействие с целью объединения ресурсов социализации (базы внеурочной деятельности, школьных музеев, информационных ресурсов и т.д.) | Развитие опыта разноплановой творческой деятельности, формирование исторической памяти и уважительного отношении к традициям, опыта использования компьютерных технологий и т.п. |
Учреждения дополнительного образования детей | Расширение сферы творческой самореализации учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и возможностей | Опыт интеллектуального, технического, художественного творчества; опыт инициации социальных акций и участия в них; опыт делового взаимодействия, проявления милосердия, заботы, поддержки |
Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования | Обеспечение поддержки процесса социализации учащихся на основе руководства творческими коллективами учащихся, передачи опыта учебно-исследовательской деятельности | Опыт проектной, учебно-исследовательской деятельности; опыт применения компьютерной грамотности при решении практических задач; опыт участия в конференциях, конкурсах, олимпиадах, дискуссиях; опыт коммуникативной деятельности |
Учреждения культуры (музеи, библиотеки, общественные фонды) | Содействие образовательным школам в формировании социального опыта детей на основе музейной педагогики, социальной практики общественных фондов, информационного многообразия библиотечных фондов | Опыт работы с музейной экспозицией; читательский опыт, опыт работы с библиотечным фондом, опыт поиска необходимой информации; опыт связи с общественными фондами и взаимодействия с представителями различных социальных групп |
Детские общественные организации | Взаимодействие с творческими коллективами школ и учреждений дополнительного образования детей | Опыт участия в деятельности общественных организаций; опыт социальной активности, проявления самостоятельности и ответственности, рефлексивной оценки результатов социальной практики; опыт реального управления и действия |
Краеведческий музей | Подготовка экспозиций, целенаправленных на духовно-нравственное, патриотическое, экологическое воспитание младших школьников | Опыт изучения родного края; опыт учебно-исследовательской деятельности краеведческой направленности; опыт бережного отношения к истории, традициям, культуре родного края как основы формирования мировоззрения, гражданской идентичности |
Зрелищные учреждения (театры, филармонии, концертные залы, кинотеатры, студии) | Приобщение к богатству классического и современного искусства, воспитание уважения к творчеству исполнителей, развитие эстетического кругозора с использованием средств театральной педагогики (встреч с создателями спектакля, обсуждений, дискуссий по зрительским впечатлениям и т п.) | Опыт восприятия спектакля, кинофильма, музыкального произведения; формирование зрительской культуры; опыт восприятия спектакля (кинофильма) как результата комплексного взаимодействия автора, режиссера, художника, актеров и многообразных служб, обеспечивающих рождение сценического произведения |
Муниципальный информационный центр | Создание единой информационной сети; обеспечение доступа к ней всем субъектам образовательного процесса | Опыт поиска информации; опыт работы в сети Интернет; опыт обмена информацией между субъектами сети; опыт установления деловых контактов через сетевое взаимодействие; опыт размещения информации на определенном сайте; опыт и культура виртуального общения |
Спортивные сооружения (стадионы, корты, спорткомплексы, бассейны) | Расширение базы занятий физической культурой и спортом | Развитие потребности занятий спортом; опыт выбора видов спорта в соответствии с физическими возможностями; опыт поведения на воде, обучение плаванию |
Органы здравоохранения | Охрана здоровья, профилактика заболеваний; контроль санитарно-гигиенических норм образовательного учреждения | Содействие школе и семье в утверждении ценностей здорового образа жизни; поддержка социализации детей с проблемами здоровья и развития |
Психологическая служба (центры психологической помощи, телефоны доверия) | Консультативная, психотерапевтическая помощь детям, родителям, педагогам | Опыт самореализации, самоутверждения, адекватного самовосприятия в кризисной ситуации; гармонизация детско-родительских отношений |
Предприятия сферы производства и услуг, фирмы, учреждения службы быта | Содействие материально-техническому оснащению образовательного процесса (на принципах софинансирования); проведение работы по профориентации | Обогащение представлений учащихся о мире профессий и труда; опыт общения с людьми разных профессий; формирование уважительного отношения к любому социально ценному труду, к трудовым заслугам родителей |
Муниципальные службы экологической направленности | Социальное партнерство с УДОД и школьными коллективами эколого-биологической направленности | Опыт участия в природоохранной деятельности; проведения доступных эколого-биологических исследований, опытной работы; опыт участия в общественных движениях «Зеленый патруль», «За чистоту родного края» и др. |
Совет ветеранов | Сохранение исторической памяти; поддержка ветеранов; содействие патриотическому воспитанию населения | Опыт общения с людьми разных поколений; опыт проявления нравственно ценного отношения к героическому прошлому народа, заслугам ветеранов; опыт помощи, заботы о них; формирование позитивного отношения к старшему поколению в своей семье |
Дошкольные учреждения | Взаимодействие с общеобразовательными школами в предшкольной подготовке детей с целью предупреждения проблем социального становления первоклассников | Опыт шефства над детским садом, проявление заботы о младших; опыт применения на практике знаний и умений при изготовлении игрушек, поделок, проведении игр, праздников с дошкольниками |
Детские дома, школы-интернаты | Социальная поддержка и реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Опыт общения с детьми из разных социальных групп; опыт моральной и практической поддержки детей, нуждающихся в помощи; опыт шефской работы |
Муниципальное родительское собрание | Реализация идеи государственно-общественного управления образовательным учреждением | Опыт совместной с родителями культурно-массовой, оздоровительной, познавательной, благотворительной деятельности |
Райвоенкомат | Взаимодействие с образовательными учреждениями в военно-патриотическом воспитании детей и молодежи | Опыт участия в военно-спортивной игре «Орленок», в гражданских патриотических акциях; опыт заботы о ветеранах военных действий; опыт охраны памятников, ухода за братскими могилами |
Муниципальные СМИ (радио, телевидение, печать) | Расширение информационного поля социализации учащихся; отражение жизни образовательных учреждений | Опыт поиска информации из различных источников; опыт обсуждения материалов СМИ; корреспондентский опыт; опыт участия в теле- и радиопрограммах |