Что оценивать?

Оценивать можно только то, чему учат. Поэтому по экзаменационной работе, по тесту, который учитель дает своим ученикам, по заданию, выполнение которого подлежит оцениванию, можно четко увидеть, чему учат в данной школе. По большому счету не важно, какие красивые слова школа или учитель говорят о развивающих технологиях, о целеполагании и самоопределении учащихся, об аутентичной среде и т.д. Если в контрольной работе ученика спрашивают, в каком году произошло то или иное событие, или просят дать определение тому или иному термину, то можно с большой долей уверенности говорить, что обучение в данном случае ориентировано на воспроизведение той информации (в виде определений понятий или алгоритмов решения задач), которую учитель транслирует ученикам. Не случайно, сегодня все большую популярность (граничащую с модой) приобретают проекты, как форма задания (правда создается впечатление, что каждый под проектом понимает что-то свое, хотелось бы какой-то большей ясности в этом вопросе). Но как оценивать детские проекты? Как не скатиться в оценку ребенка вместо оценки его работы? Всегда ли проект - оправданная форма задания для оценивания? Что мы оцениваем, когда оцениваем проект - проукт, процесс или ребенка?

Как уже отмаечалось, ответ на вопрос о том, что оценивать, напрямую связан с вопросом об учебных целях. Мне нравится использование в английском языке слов learning targets, потому что есть два способа попадания в цель: повесить мишень, выстрелить в нее и посмотреть - попал или нет; а можно прицелиться, выстрелить, а потом то, куда попал, назвать своей мишенью. (По существу именно этим и различаются критериальный и нормативный подходы к оцениванию). Учебные цели - это мишень, попадание в которую легко определить. Когда говорят, что цель - воспитание духовности, то это благородная образовательная цель, но она не является учебной и формальному оцениванию духовность не подлежит. Духовную личность вы воспитали или нет, оценят те, кто будут жить с ней рядом. Учебная цель очень конкретна, и можно легко определить достигнута она или нет.

Существует много разных категоризаций учебных целей. Одной из наиболее популярных является типология учебных целей Блума. Более простой и очевидной, как, впрочем, и очень полезной является классификация учебных целей, предложенная Бобом Марцано. Он делит все учебные цели на две основные группы: содержательное/декларативное знание и процессные умения и навыки (наши ЗУНы). Далее обе группы можно разделить в ортогональной плоскости - на простые и сложные. Получается примерно так:

Тип Примеры
Процессные умения: простые Сокращение дробей Орфографически и пунктуационно грамотное письмо Перевод слов
Процессные умения: сложные Решение проблем Создание собственных письменных текстов Постановка эксперимента Критический анализ Работа в группе Танец
Содержательное/декларатив-ное знание: простое Воспроизведение фактов, например, дат, мест, событий
Содержательное/декларатив-ное знание: сложное Понятия, например, "демократия", Обобщения, например, "власть развращает"

Из этой довольно простой классификации видно, что можно проверить с помощью традиционных контрольных или тестов (под тестом понимается любой набор заданий, неизвестных учащемуся заранее, выполняемых им в классе в условиях лимита времени). Тест, будь то с вариантами ответов или с вопросами открытого типа, подразумевающих короткие самостоятельные ответы учащегося, очень эффективен при оценивании ПРОСТЫХ знаний и умений. Если цель оценивания - проверить уровень достижений учащихся простых учебных целей, то не следует изобретать чего-либо более изощренного. Тест удобен и довольно надежен (если он грамотно составлен), он позволяет охватить довольно большой объем конкретных простых знаний и умений. Однако, тест плохо подходит для оценивания сложных знаний, и совершенно не годится для оценивания сложных процессных умений. Поэтому одним из наиболее разрабатываемых сегодня в мировой практике является вопрос: как оценивать сложные умения и навыки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: