Место и роль оценивания в учебном процессе

Современное общество характеризуется высокой степенью динамичности, информационной насыщенности (порой даже перенасыщенности), глобализацией. Школа, будучи по своей сути довольно консервативным институтом, все же не может не реагировать на те изменения, которые происходят в обществе, и не менятьcя. Что же сегодня стало наиболее актуальным для школы?

Могли ли наши родители представить, в каком мире будем жить мы? Да и мы сами, учась в школе и в институте, представляли ли, что нас ждет? Кто может сегодня сказать, какими именно конкретными знаниями следует потчевать сегодняшних школьников, чтобы они уверенно чувствовали себя завтра в этом мире? Кроме того, жизнь изменилась настолько, что сегодня ключевой проблемой является не поиск необходимой информации, а умение выбрать нужную и отсечь ненужную, навык "плавания" в океане информации.

Можно смело утверждать, что единственная определенная вещь в сегодняшнем мире - это его постоянное изменение,к нему нужно приспосабливаться. Изменение - это трудное испытание, тем более что невозможно заранее предсказать, с чем могут столкнуться наши ученики в ближайшем будущем. Осознание этого факта и ставит те ориентиры, которые определяют подходы к изменению системы образования, обоснованные программами модернизации образования, программами "Столичное образование II" и "Столичное образование III". Школа должна стремиться научить учеников адаптироваться к изменениям, а не бороться с ними, создавать для них ситуации, в которых они учатся справляться с быстро меняющимся миром. Они должны сами нести ответственность за приобретение своих знаний. Учение на протяжении всей жизни не может более рассматриваться как теоретический постулат, а должно стать реальностью, причем приоритетной для каждого.

Молодой человек, выпускник средней школы, должен обладать рядом компетенций, ключевыми из которых являются социальные умения и навыки. Именно социализация подрастающего поколения - главная задача средней школы. Решить эту задачу невозможно, относясь к ребенку как к объекту обучения. Учитель должен перекладывать отвественность за учение на самого учащегося (вдумайтесь в истинное значение этого слова - учащий себя). Учитель же ответственнен за создание такой педагогической ситуации, в которой молодой человек не только приобретает знания, но и имеет возможность сам оценить свою учебную ситуацию, стать активным участником разработки собственной образовательной траектории.

В российской и в международной педагогической науке и практике существует масса замечательных разработок в этом направлении. Однако, какие бы ни были прогрессивные и замечательные технологии обучения (в рамках личностно-ориентированного, развивающего, субъект-субъектного, педагогики сотрудничества), как только учитель дает контрольную работу и, по существу, берет в руки кнут (или пряник), то обо всем том, что было достигнуто в процессе обучения можно забыть. Ученик тут же оказывается в роли объекта воздействия, а учитель в роли судьи, а не партнера. Как бы ни позиционировал себя учитель в процессе обучения, учащийся воспринимает его позицию, как истинную лишь в ситуации оценивания. Поэтому никакие попытки модернизировать образование, сохраняя традиционную практику оценивания, не могут быть успешными.

Данная статья посвящена месту и роли оценивания в учебном процессе. Она не претендует на то, чтобы стать "методичкой", а скорее поднимает ряд вопросов и проблем, которые возникают при анализе современной практики оценивания. Кроме того, автор ставит своей целью познакомить читателя с теми тенденциями в развитиии систем оценивания, которые можно видеть сегодня в мировой педагогической практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: