Методологические традиции российской методологической науки XVIII-XXвв

· Методологически традиции восемнадцатого - первой половины девятнадцатого вв.

· Проблема научных школ в отечественной историографии второй половины девятнадцатого - начала двадцатого века.

· Методологические традиции московской исторической школы

· Методологические традиции петербургской исторической школы.

Допетровская историография, ее логическим завершением является синопсис киевский, краткое описание о начале русского народа. Первое издание - 1674 год. Издавался весь семнадцатый век, вплоть до начала девятнадцатого века. Он воплотил в себе традиции русского летописания, имея ввиду ту схему русской истории, которая была сформулирована в пятнадцатом - шестнадцатом веках. Русская история писалась в Посольском приказе. Все памятники конституировали идею московской государственности. Синопсис - следующий шаг. Основные места памяти - крещение руси, татаро-монгольское нашествие, куликовская битва, смутное время. В последнем сыграл роль новый летописец. Эта схпма плотно отражает идентичность нового государства. Важно иметь ввиду, что российская историография этого периода а основном повторяла сюжеты и схемы допетровской Руси. Немецкое влияние связано с деятельностью новых институтов петровского времени: академия наук. Немцы олицетворяли критическое направление, русское же - Татищев, Ломоносов, Щербатов. Для первых было основным критическое изучение русской истории, для второй - пафос исторического синтеза. Базовыми были труды краткий русский летописец Ломоносова. Эти традиции сходятся в работах историков первой половины девятнадцатого века - Карамзин, Зиновьев, Погодин. Алексей Зиновьевич Зиновьев написал "о начале, ходе и успехах критической российской истории". Это первая развернутая рефлексия. Румянцевский кружог, археографический кружок, археографическая комиссия, историко-филологический факульиет. Погодин "речь при открытии археологического съезда в Москве". Иконников "опыт русской историографии", "общий взгляд на развитие русской истории". Дает последовательный анализ во всех аспектах. Позитивист. Этой точки зрения поддерживались великие историки - вопросы научных закономерностей. Друшая точка зрения опиралась на то, что русская история - самопознание нации. Киелович подвергает уничижительной критики Байера. Настаивает на том, что в принципе петровское время негативно сказалось на русской историографии. Похожий взгляд на историю был у Бестужева-Рюмина. Любое построение изложения должно быть тщательно аргументированно. Он указывает на то, что история - народное самопознание. Он дистанциируется от либеральной историографии. Эти две традиции находят свое продолжение и в историографии второй половины левятнадцатого века. Главное отличие - наличие строгой методологии и постепенный консенсус в порядке методологических процедур. История - наука, идущая по объяснимым законам. Здесь мы видим влияние немецкой философии.

Научные школы

В историографии существует только схоларная проблематика. Основной критерий разделения - методологический.

Валк "историческая наука в Петербургском университете за 125 лет". Брачев. Бычков, Корзун "введение в историографию начала ХХ века".

Дискурс и лингвистический поворот.

Московская школа - Грановский и Соловьев. Так же относят Чичерина, но он юрист. Его основные работы связаны с историей права. Так что его можно назвать соавтором новой концепции. Кудрявцев и Герье Владимир Иванович, который проходил стажировку у Ранке. Идеалогию научной работы он воспринял как выработку общих законов развития общества. Его ученики: Максим Ковалевский, основатель социологии. Павел Виноградов. Кареев один из наиболее известных ученых в области истории философии, социолог. 1889 год - историческое общество при университете в Петербурге и стал издавать исторические обозрения, в оппозицию записок. Лучитцкий. В.О.Ключевский - придерживался социологического = генерализирующий = номотетический взгляда на историю. Под влияним позитивизма некие методы сформированы. Выделял высшую и низшею критику. Он к концу жизни симпотизировал кадетской партии. Его ученики: Покровский (схож в базовых пониманиях истории), Готье, Бахрушин, Милюков (основной двигатель кадетской партии, по-другому трактовал ход русской истории), Сторежев, Богословский (непосредственный приемник Ключевского, по Петру), Кизеветтер (по Екатерине), Любавский.

Петербургская историческая школа.

Из прав, источников и фактов. Е.Пресняков. Только научный анализ источников и факта. Куторга и Бестужев-Рюмин.

Бестужев-Рюмин - летописевед.

Замысловский - свидетельства иностранцев, Шмурло.

Синевский, Платонов, Середонин, Дружинин, Чечулин (кружок русских историков), Лаппо-Данилевский, Лихачев Н.П., Шахматов

Рождественский, Пресняков, Греков, Лаппо, Павлов-Сильванский, Васенко, Валк, Андреев, Веретенников, Кун, Злотников, Приселков

Мавродин, Романов (РГИА), Чернов, Любомиров, Шапиро, Ерошников, Чернуха, Брачев, Смирнов, Примак Нинель Ивановна, Лурье, Альшиц

Фроянов, Ганелин, Панеях, Ананьич, Носов, Фурсенко, Алексеев Ю.Г., Выскочков Л.В., Зиборов В.К.

Флоринский М.Ф.

Номотетическому взгляду противоположны идеографический и индивидуализирующий. Эти термины связаны с ситуацией философии истории, которая сложилась во второй половине ХIХ века. Социологический взгляд чужд Петербургской историческойй школе. На рубеде 80-90х годов начинается формирование теоритическое и эмперическое направления. Для них был чужд социологический подход. Оба течения пересекались. В начале века формируются теоритические основы направлений Платонова и Лаппо-Данилевского. Для Платонова и его течения характерны кроме двух критик больше не характерны никакие элементы методологии истории. Лаппо-Данилевский и его коллеги мпользовались неокантианскими установками, Зиммель, Риккерт, Баденская школа. Конструкты их применяются инструментально. Определение источника. Общепринятые ценности. Неокантианцы некие предшественники анналистов. Для Лаппо-Данилевского важнейшим моментом была группировка исторических фактов. Важно иметь ввиду, что существовало два способа конструирования истории исходя из позитивисткого и неокантианского инструментария. Платформа методологии Лаппы-Данилевского базировалось на будущем превращении истории в строгую науку. Идеи должны дальше реализовыватся в источниковедении, построении ВИД и все должно находить отражении в техники методологии истории. Обоснованные ценности. Единый исторический тип стал размыватся в 17 веке, когда в сознание элиты стало менятся. Восемнадцатый век стал ключевым для ученого как век трансформации сознания. После смерти Лаппо-Данилевского в 1919 Платонов начал возглавлять в Академии наук позици и стал главой "старой" школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: