Формирование исторической науки нового времени

· Понятие методологии истории и её структура

· Основные этапы формирования исторического метода с древнейших времен до XIX века

· Ранкеанская революция

· Методическая школа

Методология истории как определение подчинено спекуляции о том, является ли история наукой. Эти вещи возникают и в профессиональной среде. Есть ли особая надобность в изучении методологии? Сергей Федорович Платонов писал, что занятие этим вопросом достаточно бесплотное занятие без конкретного материала. Он довольно скептически относился к этому, как и в рамках всей петербургской школе. Романов Борис, ученик Преснякова, занимавшийся на семинаре Платонова, говорил, что заниматься методологией все равно, что доить козла. Среди крупных историков очень часто не занимались вообще теорией методологие, эти работы больше связаны с археографией или вид. Лев Владимирович Черепнин классический тому пример. Основная проблема в специфике истории. Историческая наука - своеобразный вид ремесла, подразумевает главную роль индивидуалтности, метод невощможно получить через учебник, они передаются в рамках научной школы, как основы ремесла. Вторая проблема - история по форме некий жанр, близкий к художественному творчеству. Можно научить основам жанра, но это вопрос на засыпку.

Формально методология истории содержит несколько процессов:

· Эвристические процедуры

o Библиографическая эвристика

o Архивная эвристика...

· Историческое источниковедение

o Внешняя критика (Первичная (текста))

o Внутренняя критика (Вторичная или отрицательная (факта))

o Интерпретация (Бубнов, Лаппо-Данилевский)[часто предшествует критике], герменефтика

o Историческая реконструкция, группировка исторических фактов, историческое построение, рамках него - построение нарратива или по-другому - топика

Обычно всё это относят к общей методологии истории, добавляя иногда теорию истории. Это все является общем разделом. Иногда включают исторический синтез, который включает в себя введение в научную реалтность результатов исследования с помощью теоретических конструктов.

Эмиль Дюкгрейм, Шпенглер, Хайлегер, Лайт, Вебер - вопросы о собственных методах истории, незаимствованых. Их включает в себя специальная методология истории. Консенсус достигнут в рамка ранкеранской революции. Появились общие правила игры. История - то, что создали историки.

2.

Методология истории - порождение Нового времени, но исторический метод являлся продолжением воззрений ученых прошлого.

· Древнейшей эиап - мифологический. До начала первого тысячелетияя до н.э. до античной цивилищации. Большинство понятий - настоящее, прошлое, будущее, хронология календарь - вощникает на этом этапе, но нет еще отделения реального от вымышленного, например библейская история.

· Античный этап - привнесена классификация нарративов через отделение истории от других видов литературы. Возникает у Фукидида понятие исторической критики. Но нет научного мировозрения. История как поучение, воспитательная, дидактическая функция.

· Средневековый этап - до начала Возрождения -V-XIV века. Связан с расширение пространства и исторического горизонта. Теперь история не только история цивилизационного мира, ведь все равны перед богом. Расширены хронологические рамки - от сотворения до конца света. Разделяется Хроника и История. Назначение истории - объяснять события. Формируется в рамках историографии то, что история должна быть интересна читателю.

o Период Возрождения - зарождается классическая филология, происходит всплеск библейской текстологии. Эрудиты вырабатывали основные методы определения подделок в XV-XVII веках, зарождение ВИД. Ларенцо Лато, Монфакон. Антиквары - Стоу, Леман. Преодоление христианской доктрины. Появление в основном в Италии трактатов по методологии истории, например Жан Боден. Возрождение - расцвет искусства. Утверждается представление, что история - род искусства. Была риторическая школа в XV веке Леонардо Бруни. Отправная точка - двенадцать книг по истории Флоренции. Худоественное начало всегда было важно. Историческое описание - сочетание методов эрудитов и антикваров и теоретической работы исследователя. Бэкон - делил историю на историю антикварную и совершенную (создание нарратива). Этот взгляд очень близок к нашему взгляду. Появляется печатный станок. Исторические представления стали транслироваться быстрее. К концу пятнадцатого века печатная книга вытесняет рукописные.

· Эпоха просвещения - некий атеизм, светская история, возникают новые сферы - экономическая история, социальная, культуры. Это происходит ввиду нового взгляда на роль человека в обществе. Новый взгляд и на развитие общества по опрелеленным законам - циклическое развитие (Дан-Батис Вико, Тюзар). Важена история общественной борьбы между различными сословиями. Происходят перемены в исторических сочинениях. Классическая филология становится наукой об античных древностях. Происходит совершенсивование источниковедческих приемов. Появляются новые термены. Геттенгенская историческая школа - Август Шлёцер. Создал современную рубликацию исторической науки. Разделил отрасли знания по назначению. Историческому синтезу должна предшествовать источниковедческая работа. Но современного представления еще нет. Необходимо формализовать и систематизировать понятия. Развить историческую корпорацию через ранкеанскую революцию.

Леопольд фон Ранке (1795-1886).

Он возглавлял в берлинском университете семинар. Автор многотомных историй в разных сферах. Необходимо иметь ввиду интеллектуальный контекст. Проявляется культ историзма в литературе, искусстве, историографии (Гезо, Маккалей). История имелаипоступательное движение. Философские труды так же проникнутыиисторическим аспектом развития, понимание как органического прогресса и создание некого смысла. Михаил Катков писал, что каждому народу присуще своя система права обусловленная историческим развитием. Для Огюста Конта история конкретная наука, но сама постановка вопроса ставит историческое прошлое как объект исследования. Миль, Спенсер - позитивисты. Одновременно развивается историко-филологическая школа. Школа Фридриха Августа Вольфа - филология как наука об античной древности. Барт Георг Нибур - основатель критического метода. Он применял несколько подходов. Комплексная реконструкция. Ранке - теоритическое обоснование истории как науке. Ход истории определялся божественным проведением. Но познание идет путем эмпирического познания. Так он раскрывает замысел Бога пришедший в Германию. Иоганн Густав Дройзен - автор первого научного труда основы исторической науке. Читал курс в Кильском университете. Методика как эвристика, критика и критический вопросник, интерпретация или историческое построение. Систематика как исторический синтез. Топика рассматривала формы исторического изложения. Понимание науки в духе позитивизма у французких историков. Эмиль Дюркгейм отказывал в истории в праве называться наукой. Новая схема истории - методическая школа.

Методическая школа понимается в двух смыслах - во французской историографии (Ланглуа, Сеньобос), в более широком смысле - направление в Европейской историографии с немецкими историками (Дройзен, Мейер, Бернгейм). Они четко рефлексированы по поводу методов своей работы. Ланглуа - историк и палеограф, был профессором Сорбоны, директором национального архива, источниковедение (у нас ученица Грефса в идейном плане Добиаш-Рождественская). Сеньобос - феодальный режим Бургундии, третья республика. Предварительные сведения, аналитические процессы, синтетические процессы. Важен подход. Они рассматривали факты психологические источника. Они прямо говорили, что исторический фпкт - конструкция, сконструированная историком. Значит это субъективная вещь. История - строго субъективная наука. История наука, потому что историк следует строго определенным правилам. Все начинается с источника. Они начинают с архивной эвристики. Работа через карточки и работа с ВИД. Но Шлецер сделал эту рублику в Геттенгенской библиотеке. Стоял вопрос - что для историка важнее? Важность ВИД. Историк создает некое общенаучное знание. Значит история интернациональная наука. Историк должен владеть иностранными языками. Выработка порядка исследовательских процедур. Призывали разбивать текст на смысловые элементы. Достоверность по двум независимым источникам. Презумпция виновности источника. Для того, чтобы построить картину исторического процесса историк должен заимствовать у других наук данные. Важно: задача историка правильно построить нарратив, и тут историк действует по литературным канонам. Важно иметь ввиду, что этот тезис они развивают для всех этапов исторического исследования. Дельтей, Вонт. Дельтей предлогал делать все строго рационально. Мы знаем культурные памятники, и исходя из этого культурного горизонта мы можем понимать как жил и чем человек, понимание источника. Человек во все времена мыслят одинаково.

Они в некотором роде близки к баденской школе неокантианства. Их дополнили немцы - термин ценность вводит Эдуарт Мейер, как и действенность исторического факта. Только то, что дает резонанс является историческим фактом. Бергейм и Мейер ввели термин актуальность. Мы получаем довольно прочную методическую конструкцию. Понятие ментальность появляется в школе анналов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: