Менеджмент – аудит – независимая управленческая ревизия скорее с целью выявить управленческие проблемы и определить главные направления их решения. Проведение менеджмента - аудита позволяет комплексно решать эти проблемы и разрабатывать предложения и рекомендации, определяющие стратегию развития компании.
В процессе управленческой ревизии консультантами производится оценка текущего состояния и тенденций развития организации, её руководящих кадров и специалистов, параметров внешней и внутренней среды. Оценки носят экспертный характер. В качестве экспертов выступают сотрудники клиентной организации. Основными методами изучения предприятия – клиента являются: ознакомление с финансовыми документами, интервьюирование и анкетирование специалистов и руководителей, диагностические совещания, проведение групповой работы и деловых игр с персоналом. Во многих странах управленческие ревизии проводятся в обязательно порядке один раз в год в государственных и муниципальных организациях.
|
|
По своему назначению, характеру используемой информации и методам проведения менеджмент – аудит является наиболее эффективным инструментом обоснования стратегии развития предприятия. С его помощью осуществляется диагностический анализ конкурентных преимуществ организации, определяемых суммарным воздействием множества факторов: сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и угроз внешнего окружения.
Предприятие исследуется в нескольких аспектах: идеологическая основа, внешняя эффективность, внутренняя эффективность и характеристика способностей к стратегическому управлению.
1. Анализ идеологической основы дает возможность оценить и сопоставить согласованность миссии, целей (профессиональных, предпринимательских) и задач, а также структуру и культуру предприятия. Все функциональные стратегии анализируются с точки зрения их соответствия миссии, целя и общей стратегии.
2. Внешняя эффективность выражается долей на рынке, тенденциями её изменения, способностью к организации новых сфер предпринимательства.
3. Внутренняя отражает использования ресурсов предприятия.
4. Характеристика способностей к стратегическому управлению позволяет дать оценку действиям высшего руководства по разработке и выбору стратегии развития, организации её реализации. Одновременно оценивается вклад специалистов и служащих.
Анализ внешних благоприятных возможностей и угроз деятельности предприятия предполагает сбор, обработку, оценку значимости для предприятия важнейших изменений во внешней среде (экономической, социальной, технической, политической, международной).
|
|
Внешняя среда характеризуется:
· взаимосвязанностью факторов, выражающей уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие;
· сложностью, определяемой количеством факторов, на которые предприятие должно реагировать, и уровнем их вариативности;
· динамичностью, отражающей относительную скорость изменения внешней среды под влиянием изменений в технике и технологии, конкуренции и др.;
· неопределенностью, оцениваемой количеством информации, имеющейся в распоряжении предприятия, и её качеством.
Итогом анализа состояния и тенденций изменений внешней среды является перечень угроз и открывающихся благоприятных возможностей для предприятия.
В ходе анализа конкуренции изучаются стратегии не только реальных конкурентов, но и потенциальных соперников по следующим направлениям: конкуренция между укрепившимися на рынке компаниями, проникновение новых конкурентов, возможности потребителей. Результатом анализа является оценка слабых и сильных сторон деятельности конкурентов, аналогичная системе оценки самого предприятия. Эти данные, в свою очередь, служат основой для составления карты анализа сильных и слабых сторон, которая формируется внесением в неё относительных оценок по ключевым факторам успеха в конкурентной борьбе. Относительная оценка представляет собой разницу между сравниваемыми параметрами основных конкурентов и предприятия. При этом все относительные оценки со знаком «+» означают преимущество конкурента, со знаком «-» - уязвимые места его стратегии. Данная информация используется для совершенствования своего потенциала, разработки функциональных стратегий.
Кроме того, оценка конкурентных преимуществ включает определение экономической ситуации на том или ином рынке с помощью, так называемого экспресс – метода, суть которого заключается в том, чтобы, определив оценку по каждому наблюдаемому признаку, вывести средний балл, являющийся основой принятия решения о перспективности конкретного рынка.
Результаты диагностики положения и конкурентных преимуществ выступают в качестве фундамента структуризации целей и формирования альтернативных вариантов стратегии. Формируемые стратегические цели должны обеспечивать выживаемость предприятия в течение продолжительного времени, его результативность и эффективность, производительность, практическую реализацию.
На основе структурированных в соответствии с миссией целей прорабатываются варианты стратегии.
В России существует спрос на подобного рода услугу. Консультационные организации разработали свои методики проведения менеджмент – аудита. Так, консультационная группа регионального некоммерческого фонда «Эдвайзер». Содействие и развитие» предлагает проведение системного аудита («Рапид – метод») по выявлению уровня качества управления организацией по более чем 30 параметрам.
«Рапид – метод» характеризуется быстротой и низкими затратами на его проведение: объем работ по этому методу составляет 50 человеко – часов. В течение первых трех часов консультанты поводят диагностическое совещание с группой руководителей и ведущих специалистов (9 -30 человек), на котором заполняются диагностические анкеты. Затем консультанты интервьюируют руководителей предприятия (5-9 человек по 0,5 часа каждого). Результаты анкетирования и интервьюирования отражаются в заключительном отчете
«Оценка уровня качества системы управления» и обсуждаются с руководителем предприятия и двумя – тремя его заместителями. Консультанты анализируют не всю систему управления, а только те параметры, по которым они могут предложить изменения с целью повышения качества управления и снижения рисков. Это обстоятельство предопределило содержание отчета. Основные разделы отчеты:
|
|
· возможные риски потерь предприятия из – за уровня качества управления (по пяти параметрам общеуправленческого характера);
· риски, вызванные состоянием структуры управления предприятием;
· возможные потери из-за состояния коммуникативно – поведенческой подсистемы управления;
· риски, связанные с качеством подсистемы управления персоналом;
· риски, вызванные качеством подсистемы управления маркетингом;
· риски потерь из – за критических ограничений системы управления в необходимом организационном развитии.
Benchmarking (см., например: TQM –XXI: Проблемы, опыт, перспективы. М.: ИздАТ, 1997. Вып.1)
Benchmarking – это непрерывный процесс сравнения и оценки по отношению к конкурентам или фирмам – промышленным лидерам:
· продуктов;
· услуг;
· практического опыта.
Процесс сравнения и оценки имеет последовательность, представленную на рисунке ниже
Рис.1. Модель процесса сравнения и оценки положения предприятия по отношению к конкурентам и мировым лидерам
Среди российских консультационных фирм опыт проведения таких работ имеют, например: «Эксперт», «ФинЭкскорт», «ПАКК», «Инофосервис», и др.