Методы работы с клиентами

МАР ( Хайниш С.В., Токарева Н.Ю. Механизм активного развития предприятия (Из опыта управленческого консультирования). М.: МНИПУ, 1997.)

Консультанты из Центра управленческого консультирования и активного развития хозяйственных систем при НИИПУ (г. Москва) С.В. Хайниш и Н.Ю. Токарева предлагают свой подход к организации инновационной деятельности на предприятии и построению механизма активного развития(МАР), ориентированного на создание и работу временных целевых групп и активизацию потенциала работников. Методика опробована на ОАО «Чайковский текстиль» (Пермская обл.); Чебоксарском заводе электроники и механики.

МАР представляет собой совокупность организационно и процедурно оформленных средств и методов, обеспечивающих реализацию инновационной деятельности в процессе активного развития предприятия. Основу МАР составляет процедура осуществления нововведений:

1) определение потребности и возможности изменений, анализ условий, влияющих на активность персона (на основе диагностики проблем организаций);

2) генерация идеи (или предварительный выбор);

3) разработка нововведения;

4) внедрение:

· освоение нововведения, осуществление необходимых изменений;

· рутинизация нововведения – реализация нововведения в стабильном процессе функционирования организации.

Первый этап обычно выполняется непосредственно руководителями предприятия или специально созданным в руках МАР центром обеспечения активного развития (ЦОАР). Потребность в нововведениях определяется на основе диагностики или инновационных предложений.

Последующие этапы процедуры инновационного процесса выполняются двумя способами: включение этих работ в качестве заданий в паны подразделений и служб предприятия или путем создания временных групп (ВГ). Временные группы могут быть смешанным: в их состав включаются как работники предприятия, так и внешние специалисты. Сеть ВГ является параллельной структурой предприятия.

Готовность работников предприятия участвовать в процессе активного развития, их потребность действовать определяются их мотивацией. В рамках МАР используются следующие основные, относительно самостоятельные методы мотивации:

· вовлечение работников в процессе принятия решений: совместное выявление проблем; участие в решении проблем; консультации, поиски согласия; совместное принятие решений; улучшение коммуникации и сотрудничества между специалистами, руководителями и подразделениями, в том числе между производственными подразделениями и аппаратом управления;

· предоставление самостоятельности в принятии оперативных решений в рамках выполняемой работы;

· методы подкрепления: системы индивидуального и группового поощрения. Вознаграждение может быть экономическим (премирование) или каким – либо другим: предоставление свободного дня, перевод на гибкий график, продвижение по службе.

Материальное поощрение инновационной деятельности должно быть направлено на стимулирование генерации идей новшества, разработки новшества, внедрения новшества, трансферта передового опыта и т.п.

Материальное поощрение рекомендуется производить в виде выплаты фиксированного вознаграждения по дифференциальной шкале или определенного процента от экономического эффекта, полученного в результате внедрения нововведения.

Моральное стимулирование активного развития включает: введение для активистов специальной системы поощрения соответствующими льготами при распределении социальных благ, преимуществами должностного роста, знаками отличия и т.д.; проведение конкурсов на лучшую ВГ с разнообразными формами поощрения победителей и широким освещением их результатов; широкое ознакомление с результатами работы по активному развитию, проведение специальных семинаров и ежегодных конференций и т.д.

МАР решает и другие задачи:

· овладение новыми знаниями и навыками;

· выработка навыков выявления и анализа проблем обоснования стратегии и путей их решения;

· обучение формами и методами коллективной работы;

· неформальное общение рабочих, специалистов и руководителей;

· обмен информацией о деятельности предприятия, отдельных служб и подразделений, передовом опыте других предприятий;

· выделение времени и места для проработки инновационных проблем.

Важной составной частью МАР является специальное подразделение – отдел, служба активного развития. Такой отдел включает от двух до пяти работников, подчиняется первому руководителю предприятия, который поддерживает и обеспечивает создание и функционирование МАР и выполняет кураторские функции. К основным задачам отдела относятся:

1) диагностика проблем предприятия;

2) рассмотрение и предварительная оценка инициативных предложений по развитию предприятия;

3) формирование, организация работы и сопровождение ВГ (подготовка соответствующих документов, обслуживание ВГ, организация приемки результатов работы и вознаграждение членов ВГ и работников предприятия);

4) организация совместно с другими подразделениями внедрения (реализации) проектов и решений по развитию предприятия;

5) организация совместно с соответствующими руководителями группового обсуждения проблем;

6) подготовка документов на поощрение новаторов;

7) подготовка материалов для широкого информирования о проблемах предприятия, работе ВГ и других вопросах, относящихся к области активного развития.

Создание МАР в полном объеме требует длительной целенаправленной работы по формированию мотивации работников, созданию соответствующих материально – технических и организационно – экономических условий активного развития организационной структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: