Практические задания. Методология и методы психолого-педагогического исследования

Методология и методы психолого-педагогического исследования

Следует выполнить 4 задания:

1. Выполнение обоснования курсовой работы или выпускной квалификационной работы.

2. Составление библиографического списка использованной литературы к выпускной квалификационной работе в соответствии с требованиями ГОСТа 2003 г. (не менее 20 источников).

3. Составление таблицы с исходными данными по курсовой работе.

4. Составление опросника.

I. Выполнение обоснования научного исследования.

Обоснование является аналогом введения к курсовой или выпускной квалификационной работе.

Объем введения обычно составляет примерно 2-3 страницы. Оно включает в себя следующие компоненты:

1) анализ проблемы и обоснование актуальности исследования;

2) описание объекта исследования;

3) описание предмета исследования;

4) описание научной цели работы;

5) характеристика положений, выносимых на защиту, и формулировка гипотезы;

6) характеристика основных задач исследования (не более 6);

7) характеристика основных методов и методик.

Чаще всего целью исследования являются следующие:

· проведение коррекционной работы, ее психологическое обоснование и доказательство ее эффективности,

· доказательство эффективности педагогической воспитательной работы;

· выявление взаимосвязи психических явлений;

· сравнительный анализ психологических особенностей испытуемых двух возрастных (или социальных) групп.

Задачи исследования – это конкретизация цели. Достижение цели предполагает решение трех основных задач: теоретической (изучение различных сторон явления на основе анализа источников), эмпирической (разработка путей и методов исследования явления, доказательство сформулированных гипотез), прикладной (разработка рекомендаций для практиков). Обычно автор формулирует от 3 до 6 задач своего исследования.

Проблема, цель, объект, предмет, гипотеза исследования характеризуют то, что исследуется в работе, и они должны быть согласованы между собой. Так, например, если темой и предметом исследования является сравнительный анализ развития социального интеллекта детей из семьи и из детского дома, то и гипотеза должна констатировать различия в социальном интеллекте детей из данных групп.

Объектом исследования могут быть реальные психологические и социально-психологические процессы и явления, социальные общности и группы, т. е. то, на что направлен процесс познания.

Помимо объекта выделяется также предмет изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Предмет исследования обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы. Таким образом, предмет исследования является конкретизацией проблемы на каком-либо объекте..

В эмпирическом исследовании определяются также эмпирические объекты исследования, т.е. дается описание выборки. Например, объектом исследования может быть студенчество как социально-демографическая группа, а в выборку войдет определенное количество студентов с учетом их возраста, пола и других значимых для изучения характеристик.

Определение объекта в научных работах по психологии

Примеры из диссертаций:

Варфоломеева О.В. Формирование эффективного психотерапевта как развитой языковой системы. 2000. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология.

Объект исследования – языковая личность как субъект психотерапевтической деятельности и межличностного взаимодействия людей.

Предмет исследования – речевая психотерапевтическая деятельность языковой личности.

Казакова Е.Н. Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы. 2000. Специальность: 19.00.06 – юридическая психология.

Объектом исследования является поведение женщин молодежного возраста (от 18 до 30 лет, осужденных к лишению свободы.

Предметом исследования является интегративная совокупность причин, условий и механизмов активизации и развития мотивации агрессивного поведения у женщин молодежного возраста, осужденных к лишению свободы.

Базаров Т.Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации. 2001. Специальность: 19.00.05 – социальная психология.

Объект исследования: социальные организации, находящиеся на разных этапах своего развития.

Предмет исследования: изучение особенностей создания и внедрения методов и технологий управления персоналом, анализ их влияния на социально-психологические процессы формирования, функционирования и развития организаций.

Сапогова Е.Е. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста. 1994. Специальность: 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология.

Предметом исследования стала знаково-символическая деятельность дошкольников.

Объект изучения – дети 3-6 лет (в этом возрасте нагляднее всего видны основные «узлы» формирования знаковой функции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: