Психологическая характеристика безработного

Профессиональное консультирование в службе занятости населения

Практикой профконсультирования и многочисленными теоретическими исследованиями собрано достаточно доказательств того, что потеря работы вследствие вынужденного увольнения ведет к различным негативным изменениям в поведении и эмоциональных реакциях людей.

Для потерявших работу, как правило, характерно:

• переживание состояния депрессии;

• снижение чувства удовлетворения жизнью;

• усиление чувства одиночества и социальной изоляции;

• потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня;

• нарастание апатии, пассивности и покорности;

• преобладание настроений пессимизма и фатализма в отношении к жизни в целом;

• потеря стремления к упорядоченности в своей жизни;

• повышение возбудимости, агрессии.

Теряя работу, человек утрачивает возможность удовлетворять свои высшие потребности. К таким потребностям относят, как известно, потребности в самореализации, социальных связях и контактах. Активизируется потребность в безопасности: страшит неизвестность завтрашнего дня, когда нет уверенности в собственных возможностях что-либо изменить, на что-то повлиять, и нет чувства жизненной стабильности.

Затрудняется реализация потребностей низших уровней: приходится ограничивать себя в средствах, нет возможности реализовать себя в целенаправленной активности.

Постепенно по мере продолжения периода безработицы нарушается целостность иерархии мотивов. Значимые мотивы (например, забота о своем авторитете, профессиональной компетентности) теряют свою актуальность, менее значимые (например, проблема времяпрепровождения) начинают выступать на первый план. Неудовлетворенность потребностей, нарушение их привычной иерархии вызывают у безработного страдание, неудовольствие, беспокойство, другие отрицательные эмоции (вплоть до открытой агрессии).

Потеря работы неизбежно сопровождается изменениями в поведении человека.

Французский психолог Лавье, исходя из положения, что эмоциональные переживания оказывают огромное влияние на поведение безработного, разработал типологию переживаний безработных. человек, теряя работу, проходит определенные стадии переживаний, эмоционального развития. Он выделяет следующие стадии.

Первая стадия — шок, эмоциональное потрясение. Иногда человек переживает эту стадию, еще не уволившись с предприятия, только узнав о предстоящем увольнении. Во многих случаях это кратковременное состояние сопровождается чувством облегчения: событие, которое давно ожидалось, наконец свершилось, а следовательно, закончилась тягостная неопределенность.

Вторая стадия — стадия неприятия действительности. Безработный отказывается верить в то, что с ним случилось. Отказ признать травмирующую действительность тем острее, чем неожиданнее и маловероятнее для человека была потеря работы.

Третья стадия — гнев, негодование по поводу того, что произошло. Открытое возмущение безработный может адресовать кому угодно: родственникам, бывшим коллегам, всем, кто его окружает или мог быть хотя бы косвенным виновником того, что с ним произошло.

Четвертая стадия — депрессия, подавленность, тоска, состояние, близкое к полному отчаянию. Резко снижается волевая регуляция и поисковая активность. Это стадия «ухода в себя», когда безработный примиряется с мыслью об отсутствии перспектив, бесполезности попыток изменить что-либо в жизни, о собственной ненужности.

Пятая стадия — переоценка ценностей. Она либо происходит, либо нет. Стадия переоценки ценностей предполагает пересмотр безработным отношения к себе и ситуации. Это стадия формирования намерений действовать, стремления любыми средствами пытаться изменить ситуацию, вырваться из нее.

Если переоценки ценностей не происходит, то ситуация принципиально не меняется. Сохраняется ощущение бесперспективности и собственной ненужности.

Австрийский специалист Л. Пельцман описывает 4 фазы у стрессовых состояний в связи с потерей работы:

1) состояние неопределенности и шока;

2)субъективное облегчение и конструктивное приспособление к ситуации;

3)утяжеление состояния;

4)беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией.

В зависимости от уровня активности и самостоятельности безработных можно условно разделить на четыре типа [42].

Безработные первого типа не нуждаются в услугах службы занятости. Они полностью самостоятельны и сохраняют способность быстро справиться с ситуацией и найти подходящую работу. Как правило, это специалисты, которые хорошо владеют несколькими профессиями или специальностями, имеют разнообразный опыт работы и потому достаточно конкурентоспособны на рынке труда. Они могут даже не быть зарегистрированы в центре занятости.

Безработные второго типа, как правило, регистрируются в центре занятости, стремясь максимально использовать все предлагаемые им услуги. Они самостоятельно принимают решения о том, какая работа является для них наиболее подходящей. Как правило, их профессиональные планы достаточно адекватны и обоснованны, в результате безработные этого типа сравнительно быстро трудоустраиваются.

Безработные третьего типа долго и болезненно переживают потерю работы. Длительное время они заняты именно своими переживаниями, а не поиском нового места работы. Только по истечении года наступает стадия переоценки ценностей, и при помощи социально-реабилитационных программ безработный может принять решение об изменении своей профессиональной ситуации.

Безработные четвертого типа люди, для которых потеря работы неизбежно оборачивается глубокими, необратимыми социальными потерями в остальных сферах жизни. Это потенциальные алкоголики, наркоманы, социально опустившиеся элементы, для которых потеря работы становится провокационным толчком к неблагоприятным личностным сдвигам. Во многих странах для таких категорий лиц существует хорошо разработанная государственная система социальной реабилитации. В нашей службе занятости имеют место только отдельные курсы или ассоциации, где ведется работа с этой категорией безработных. Службе занятости взаимодействовать с подобными людьми сложно, так как сотрудники службы нередко оказываются не готовы к работе с такой сложной категорией населения. Работа такого плана не только требует специальной подготовки, но и опыта.

Функции профконсультанта в центре занятости населения

Профконсультирование в центре занятости населения является специальной деятельностью, задача которой — оказание содействия клиенту центра в решении проблемы индивидуальной занятости с учетом его способностей и реальной ситуации на рынке труда. Задача профконсультанта — содействие клиенту в решении проблем, связанных с подбором, поиском подходящей профессиональной деятельности, определением профиля необходимого профессионального обучения и трудоустройства.

Основными функциями профконсультанта являются:

• профинформация,

• профотбор,

• организационно-методическая работа,

• профконсультирование,

• психологическая поддержка.

Цель профинформационной работы — организация максимального информирования клиентов службы занятости населения о профессиях вообще и рынке профессий в регионе. Такие сведения включают в себя характеристику структуры региональной потребности в кадрах в настоящее время и на перспективу, социально-демографических особенностей города, области, района и особенностей формирования в нем трудовых ресурсов, описание профиля профессиональных учебных заведений, содержательную характеристику профессий, пользующихся спросом на рынке груда [45; 46].

Функция профинформирования включает следующее:

• создание информационного банка профессиографических сведений (сведения об учебных заведениях, профессиограммы и т. п.);

• информационно-стендовую работу (внутри центра занятости);

• внешнюю информационно-рекламную работу (на радио-,в прессе);

• выступления на городских, районных, областных совещаниях, конференциях по вопросам профориентации.

Целью профотбора (профподбора) является установление оптимального соответствия между профессионально важными качествами клиента и требованиями рабочего места. Профотбор (профподбор) включает следующее:

• профдиагностику индивидуально-психологических особенностей;

• оценку соответствия индивидуальных качеств требованиям конкретной профессии (специальности);

• принятие решения о профессиональной пригодности.

В организационно-методической работе можно выделить следующие направления:

• овладение необходимым банком психодиагностических средств;

• пополнение и обновление психодиагностического инструментария;

• повышение квалификации в области профориентации.

Профконсультирование заключается в согласование индивидуальных желаний клиента, его психологических особенностей и представлений о спросе на профессию с реальной ситуацией на рынке труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: