Рекламное издание с элементами информационной публицистики

Подписка на такие издания, как правило, не имеет смысла.

При большом объеме систематизированной информации розничное распространение в специализированных точках. При малом объеме издания с минимальной систематизацией бесплатная раздача через собственную службу адресной доставки.

2. Тиражи бесплатных изданий. Виды бесплатных изданий.

Как известно, в последнее время в погоне за рекламодателями печатные издания стремятся исказить свой истинный тираж в сторону увеличения. И хотя проверить это весьма легко (достаточно сверить счет-фактуру издательско-полиграфического предприятия с данными на газете), на практике осуществление этого контроля сталкивается со значительными трудностями.

Дело в том, что полиграфические предприятия отказываются предъявлять бухгалтерские документы кому-либо иному кроме правоохранительных органов, а правоохранительные органы, чтобы затребовать данные документы, должны иметь заведенное уголовное или административное дело, для заведения которого требуется установленные факт правонарушения. Получается замкнутый круг.

Единственным иным органом для такого контроля является антимонопольные органы. Но практика показала их недостаточную эффективность в этом вопросе.

Наиболее благоприятна ситуация для завышения тиражей имеется у бесплатных изданий. Поскольку торговля ими не осуществляется, документация на их распространение практически отсутствует.

Наряду с рекламными изданиями бесплатно распространяются и некоторые общественно-политические печатные издания. В первую очередь это газеты политических партий.

Искажение тиражей подобных изданий легко поддается вычислению.

Рассмотрим это на примере города Костромы. Бесплатные рекламные газеты, как правило, указывают в своих выходных данных тираж 70 тысяч экземпляров.

Население города – около 280 тысяч человек. Средний состав семьи – 3 человека. Если предположить, что каждая семья получает такую газету, то население следует разделить, как минимум, на 3. Получается около 90 тысяч. Но из этого количества надо исключить районы, дома, в которых нет доступа службе бесплатного распространения к почтовым ящикам (либо их нет, либо они повреждены), а также квартиры, которые не получают прессу. Статистика говорит, что таких квартир, по меньшей мере, половина.

Еще один вариант рассуждений. Норма обслуживания почтальонов в УФПС от 100 до 500 адресов в зависимости от типа домов (частные, многоквартирные). Следовательно, средняя норма – 300 адресов. Если 70 000 экземпляров разделить на 300 адресов, то получится 234 штатных (постоянных) распространителя, чего явно не может быть.

Даже если учесть, что часть тиража идет в общественные места, все равно заявленного тиража никак не получается. Можно сказать, что его эффективное распространение маловероятно.

С другой стороны, СУММАРНАЯ подписка по всем платным печатным изданиям в Костроме составляет всего 15 – 17 тысяч экземпляров и имеет тенденцию к уменьшению.

Исходя их вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что объявленные тиражи бесплатных изданий (точнее сказать – бесплатно распространяемых), скорее всего, завышены.

Но следует заметить, что практически никто из рекламодателей не проводит подобного анализа ввиду отсутствия специалистов.

3. Совместное распространение СМИ. Взаимодействие СМИ по вопросам организации доставки изданий к потребителям.

Возможен вариант, когда служба распространения организуется одна на несколько бесплатно распространяемых изданий. Однако в нашем городе это вряд ли осуществимо, так как при этом издания должны занимать разные рыночные ниши.

К примеру, маловероятно, что несколько бесплатных рекламных газет, являясь прямыми конкурентами, будут сотрудничать с одной службой распространения. Скорее, одна служба распространения может сотрудничать одновременно с рекламным и политическим изданием.

Одновременно у платных печатных изданий есть большая проблема взаимодействия с Управлением федеральной почтовой службы – «Почтой России», являющейся монополистом на рынке экспедирования и доставки печатных изданий.

Доходит до того, что в подписной цене издания доля редакции составляет 30%, а 70 % достается почтовикам. По этой причине покупать в розницу бывает в несколько раз дешевле.

В этом отношении перспективна идея совместного распространения бесплатных рекламных, политических и платных печатных изданий. Но пока этого не произошло, поскольку создание такого специального предприятия связано с рядом трудностей.

1. Большой объем капитальных вложений с крайне низкой окупаемостью. Надо закупить (в расчете на наш город) не менее пяти малых грузовых автомобилей, компьютерную технику и нанять большое количество относительно низкооплачиваемых работников со значительным штатом более высокооплачиваемых контролеров.

2. Следует создать компьютерную базу данных подписчиков. Сейчас такая база имеется только в «Почте России».

3. Потребуется создание расчетного центра по приему подписных денег и расчетам с подписчиками.

А пока, пользуясь этими трудностями, УФПС по всей России практически бесконтрольно взвинчивает цены. И ограничитель пока имеется всего один, да и то косвенный – количество подписчиков резко уменьшается и возрастает количество розничных продавцов. Однако поскольку последние способны заменить подписку только в крупных населенных пунктах, общее количество покупаемых печатных изданий пока имеет тенденцию к уменьшению.

4. Методы расчетов с реализаторами печатных изданий. Варианты учета нереализованных экземпляров.

С оптовыми и розничными продавцами печатных изданий работает, как правило, отдел распространения газеты или журнала.

Поскольку все «ручники» работают по-разному (одни крупные, имеющие стационарные точки распространения, другие мелкие, работающие на улицах, рынках), то в отделе распространения обязательно должна быть заведена картотека продавцов. В ней должны быть все данные, позволяющие найти человека – паспортные данные, адрес места жительства и прописки, телефон и т.п.

Крупные, оптовые покупатели, имеющие, как правило, собственную сеть «ручников», могут рассчитываться после продажи экземпляров, то есть получать товар на реализацию.

С мелкими распространителями такая политика рискованна, поскольку зачастую эти люди, получая газеты по очереди, просто присваивают себе всю выручку.

Практика показала, что продавцы должны получать не менее 20 и не более 30 процентов от розничной стоимости экземпляра.

При этом возникает проблема расчетов по непроданным экземплярам и их списания.

С 2001 года, с введением Налогового Кодекса, действует норма для списания нереализованных экземпляров за счет себестоимости предприятия в размере не более 10% от отпечатанного тиража.1 Этого при нормальной работе газеты вполне достаточно.

Но зачастую бывает, что количество непроданных экземпляров превышает этот лимит. По налоговому законодательству себестоимость изготовления сверхлимитного количества непроданных экземпляров издания может быть отнесена только на счет собственных источников предприятия, то есть на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и иных обязательных платежей. Поэтому это очень невыгодно.

Есть несколько способов «борьбы» с этим.

1. Можно передавать на реализацию издания без последующего возврата. То есть уменьшать цену оптовым покупателям на те же 10%, но не принимать от них возврат.

2. Предприятие может выкупать само у себя по истечении срока продаж (например, после выхода следующего номера) сверхлимитные остатки, но уже по цене макулатуры, что не запрещено. При этом все соответствующие затраты могут быть списаны на себестоимость.

3. По фактическому количеству непроданных экземпляров предприятие может устанавливать скидку оптовым покупателям, тем самым снижая сверхлимитное количество остатков. Но при этом следует иметь в виду, что Налоговым Кодексом установлено колебание цен в пределах месяца не более чем 20%2.

Есть и другие способы, но они уже, как правило, находятся за рамками действующего законодательства.

У всех печатных изданий есть проблема борьбы с «левыми» тиражами и нелегальными распространителями. Откуда появляются «левые» тиражи?

- отпечатываются на полиграфических предприятиях с целью бесплатной раздачи своим работникам, а также иногда для продажи «своими» «ручниками»;

- под видом непроданных экземпляров списываются в действительности проданные экземпляры.

Второй вариант отличается от первого тем, что им управляет кто-то из самой редакции, используя свое же предприятие с целью личного обогащения.

Методы борьбы с такими вариантами «левых» тиражей абсолютно различны.

В первом случае самым радикальным (но и самым трудоемким) вариантом является организация присутствия представителя редакции в полиграфическом предприятии во время отпечатки тиража. после окончания печати он должен проследить за снятием и/или уничтожением печатных форм (или хотя бы одной формы, к примеру, первой полосы).

Однако на практике встречаются значительные трудности с организацией этого контроля. Во-первых, чтобы реально отследить количество отпечатанных экземпляров, представитель редакции (который к тому же должен хорошо знать печатное дело) должен следить за показаниями счетчиков непрерывно с начала до конца печати. В противном случае полиграфисты могут либо останавливать счетчик, либо «выгонять» «левые» тиражи под видом пробной печати.

Во-вторых, руководство полиграфического предприятия может просто воспрепятствовать такому контролю, мотивируя это наличием собственного контроля и режимом безопасности на предприятии.

Другим способом борьбы является смена типографии и переход на изготовление газеты на полиграфической базе, к примеру, ближайшего соседнего региона. В этом случае газета соседней области работникам той типографии будет попросту не нужна. Для оценки необходимости таких действий следует сопоставить расчетные размеры потерь от «левых» тиражей и дополнительные затраты на перевозку тиражей. Последние, как правило, в расчете на общие затраты, не так уж и велики.

Борьба с «левыми» тиражами внутри редакции сводится к чисто бухгалтерским методам.

- Проверка количества непроданных экземпляров. Часто этому препятствуют как сотрудники редакции, замешанные в «левых» продажах, так и соответствующие сотрудники контрагента.

- Внезапное снижение отпускаемых на продажу экземпляров на количество «непроданных» экземпляров. Часто при этом у продавцов (киоскеров) возникают вопросы по поводу причин необоснованного снижения тиража, что нередко выявляет злоупотребления.

- Проверки остатков в местах торговли под роспись продавцов.

Борьба с «левыми тиражами необходима по следующим причинам:

Они не только непосредственно снижают официальные доходы предприятия, но и

а) сбивают рыночные цены на издание;

б) вносят диспропорцию в доходы сотрудников предприятия, когда одни заметно богатеют, а другие получают меньшие, чем ожидалось, зарплаты.

Последнее опасно даже не столько несправедливостью, сколько снижением стимулов к хорошей работе у основной части коллектива. Наладить надлежащее отношение к работе после нетрудового получения доходов чрезвычайно трудно на практике.


1 "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

43) расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;

44) потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.

Расходом признается стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:

для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;

для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;

для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся;

2 "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

(пп. 3 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: