Предисловие. Кафедра общей и педагогической психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

Урок и его психологический анализ

(методические рекомендации)

Иркутск 2004

Методические указания подготовлены в помощь студентам психологического факультета профессором Пермяковой В.А. (ИГПУ) и старшим преподавателем Ивановой Т.А. (ИГУ).

Содержание

Предисловие  
I. Психологические компоненты урока  
II. Примерная схема психологического анализа урока  
III. Подготовка к наблюдению урока и его наблюдение  
IV. Схема психологической характеристики хорошего урока  
V. Типы анализа урока, их цели и результаты  

предисловие

Основная и наиболее эффективная форма учебной работы в школе - урок. Учитель за время своей педагогической деятельности проводит более 25 тысяч уроков. Для него любой урок - трудоемкая работа, означающая 45 минут наивысшего напряжения и концентрации всей психики (внимания, воли, мышления, речи, чувств). Урок для учителя - это его профессиональная деятельность, и он должен находить самые оптимальные (дидактические, методические и психологические), эффективные средства воздействия на личность и познавательную сферу учащихся на уроке. А для этого полезно научиться анализировать урок (как при подготовке к нему, так и после того, как он проведен), чтобы ответить на вопрос: удалось ли получить максимальные результаты?

Но учитель всегда должен помнить, что для ребенка урок - это часть его жизни, и ее проживание должно осуществляться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Нельзя также забывать, что на уроке происходит становление и формирование личности ребенка, а не только усвоение знаний, умений и навыков.

Урок является духовным общением и обогащением каждого участника этого процесса, как детей, так и самого учителя. На уроке личностное "Я" учителя наиболее щедро раскрывается для "Я" другого, для ученика. И в этом духовном общении двух внутренних миров происходит подлинное познание Человека как такового. С этой точки зрения, урок - это целенаправленное, тщательно организованное учителем духовное общение целой группы личностей, содержанием которого является усвоение научных знаний и развитие интеллекта и личности каждого ребенка.

Вот почему каждому профессионалу системы образования, в т.ч. будущему психологу, необходимо овладеть анализом урока, чтобы ответить на вопрос; соответствует ли подготовленный и проведенный урок этим основным постулатом.

Анализ урока может быть:

1) общедидактическим, рассматривающим необходимость и достаточность использования различных этапов (объяснения, проверки знаний, закрепления, домашних заданий), а также соблюдения основных дидактических требований (научности, доступности и др.);

2) методическим, раскрывающим приемы, методы, формы обучения конкретному предмету учебного плана;

3) психологическим, рассматривающим непосредственный процесс управления познавательной деятельностью и личностью учащихся на уроке.

Как правило, для учителя эти три аспекта неотделимы друг от друга. Для студента в процессе обучения они расчленены: общедидактические требования к уроку и их анализ дает педагогика, конкретный анализ урока (по математике, физике, химии и др.) в зависимости от специфики предмета дают методики; а как управлять личностью и познавательной деятельностью на уроке рассматривает психология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: