Г) интерес учащихся и его формирование на уроке

1. Как проявлялся познавательный интерес и к каким эта­пам урока, приемам работы учителя?

2. Насколько интерес был устойчивым и какими приемами он достигался?

4). Психологическая оценка управлением на уроке познава­тельной деятельностью учащихся.

а) Управление восприятием на уроке:

1. Приемы создания установки на восприятие нового материала и организация учителем осмысленного восприятия учебного материала.

2. Как использовались ранее усвоенные знания, личный опыт учащихся и данные наблюдении, экскурсии?

3. Насколько удачными были подбор объектов и фактов, которые служили основой для формирования понятий? Как учитель помог отделить основные существенные признаки от несущественных, вариативных?

4. В чем проявилась наблюдательность учащихся на уроке? Как учитель формировал у учащихся умение замечать то, что не бросается в глаза, не лежит на поверхности, скрыто?

5. Как формируется у учащихся навык слушать речь говорящего?

6. Во всех ли случаях учащиеся внимательно воспринимали речь учителя и одноклассников?

б) Управление процессами памяти учащихся:

1. Какие особенности памяти проявились у школьников на данном уроке?

2. В какой мере приемы, использованные учителем содействовали развитию всех видов и типов памяти учащихся; механической, логической (смысловой), произвольной, непроизвольной, кратковременной, долговременной, образной, (слуховой, зрительной)?

3. Как учитель организовал процесс запоминания учебного материала на уроке? Имело ли место выделение главного, обобщение, сравнение, обучение учащихся смысловой группировке материала, выделение смысловых опорных пунктов, использование установки на длительность запоминания, составление схем, зарисовки и т.д.?

в) Управление на уроке мыслительной деятельностью школьников:

1. Какие условия побуждали учащихся к активной мыслительной деятельности? Создавалась ли проблемная ситуация в начале овладения учащимися новым материалом?

2. Побуждал ли учитель к решению проблемных задач и формулировке их самими учащимися? (О создании проблемной ситуации могут свидетельствовать такие реакции учащихся, как эмоциональный отклик на эту ситуацию в форме удивления, недоумения, интереса, постановки целого ряда вопросов со стороны учащихся и другие моменты). Насколько четко и правильно формировались новые понятия?

3. Использование учащимися мыслительных oпераций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, систематизации, абстрагирования.

4. Какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, оценочного, проблемного) добивался учитель и как в связи с этим руководил формированием научного мировозз­рения учащихся?

5. В какой мере использовались учащимися теоретические знания, полученные ими в школе, непосредственный чувственный опыт самостоятельных выводов и обобщений? Какие ответы учащих­ся были простым воспроизведением материала учебника, а какие являлись их самостоятельным изложением, обобщением, конкрети­зацией?

6. Приемы по воспитанию у учащихся качеств ума (самостоя­тельности и критичности, логичности, доказательности, глубины, быстроты и подвижности мышления). Как учитывались индивиду­альные особенности мышления учащихся?

7. Как учил учитель осуществлять перенос ранее усвоенного на решение новых мыслительных задач?

8. Как осуществлял обучение предварительному планирова­нию, самоконтролю и самооценке при решении мыслительных задач?

9. Пользовался ли учитель приемами интериоризации и экстериоризации умственных действий? Приведите пример.

г) Управление воображением учащихся:

1. Имела ли на уроке место работа воссоздающего и творче­ского воображения учащихся?

2. Как руководил учитель творческим воображением учащих­ся?

3. Какие творческие работы под руководством учителя выпо­лняли учащиеся и каким был уровень их самостоятельности?

д) Особенности речи учащихся и развитие ее на уроке:

1. Умеют ли учащиеся правильно и связно излагать информа­цию?

2. Следит ли учитель за речью учащихся? Какими приемами исправляет недостатки устной речи?

3. Как учитель работает над развитием речи учащихся?

5) Психологическая оценка управления поведением и личностью учащихся на уроке.

а) Умеют ли учащиеся подчинить свои действия на уроке требованиям учителя? Делают это с охотой, сами или по принуж­дению со стороны учителя? Какими приемами учитель организует дисциплину на уроке?

б) Как учитель поступаете с преднамеренным нарушением дисциплины учащимися?

в) Чем вызнано нарушение дисциплины учащимися на уроке. (Это может быть вызвано непониманием материала, незаполненностью времени на уроках, скукой, неправильным общением с учениками и др.).

г) Какие на уроке ставились воспитательные цели? Какие морально-этические нормы поведения предусмотрено было формировать у учащихся на данном уроке? Какими средствами? Удалось это?

III. ПОДГОТОВКА К НАБЛЮДЕНИЮ УРОКА

И его НАБЛЮДЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: