double arrow

ПРОТОКОЛ УРОКА

1. Школа..... 2. Предмет..... 3. Ф.И.О. учителя.....
4. Класс..... 5. Тема урока.. 6. Дата...............
Этапы урока. Время, отво­димое на них Деятельность учите­ля (постановка це­лей, дидакт. воздейств., управ. лично­стью и познаватель­ной деятельностью учащихся) Деятельность учащихся Краткая интерпретация (анализ) наблюдаемых явлений
Опыт показывает, что у наблюдающих за уроком часто возникают трудности заполнения протокола, поэтому считаем возможным привести примерные сугубо психологические фрагменты записи:
I - Организация класса в начале урока и проверка письменного домашнего задания.-5 мин. Учитель приветливо здоровается и про­сит сказать, кто отсутствует. Просит приготовиться к проверке домашнего за­дания. Проходит по рядам, тихо делает замечание 2-ум ученикам. Высказал удовлетворение: «Хорошо, все справились с заданием». Сразу устанавливается тишина. Староста говорит, что присутствуют все. На столах учащихся при­готовлены тетради, учебники, задачники. Учащиеся следят за учителем, прислушиваются к его замечанием. Сам приход учителя явился достаточным, чтобы мобилизовать внимание и рабочую обстановку в классе. Учитель автори-тетен, уважаем уча- щимися. И это чувствуется во всем: в мгновенном внимании, в тишине.
II – опрос по материалу предыдущего урока. – 12 мин. Учитель ставит перед классом вопросы: 1.. 2.. 3.. и т.д. Выдерживает между их постановкой и просьбой ответить небольшую паузу. Если ответ удовлетворяет, он кивает, одобряя, а если есть неточность, просто смотрит на класс, как бы ожидая, кто дополнит. Учитель мотивирует ответ и ставит оценки (все они «4» и «5»). На вопрос ученика учитель ответил, что это тема «нашего урока сегодня» Учащиеся внимательны, с готовностью и почти все поднимают руки (из 32 учащихся готовы ответить 26-27 человек). Заинтересованно выслушивают ответы и внимательны к реакции учителя. Стремятся уточнить, дополнить. Оценки и их мотивации выслушивают спокойно и хорошо на них реагируют. Один из учеников поставил вопрос. Все приготовились слушать. На уроке четкое взаимодействие и сотрудничество учащихся с учителем, никто из этого процесса «не выпадает»: дети слушают не только учителя, но и друг друга.
III – объяснение нового материала. – 20 мин. Учитель четко сформулировал тему, показал ее значимость (для использования в деятельности людей). Поставил перед учащимися задачи. Объяснение ведется по типу школьной лекции (к анализу и выводам по ходу изложения привлекаются сами школьники). Речь учителя выразительна, эмоциональна, содержательна, логична, правильная, негромкая. Учащиеся в тетрадях записали тему и внимательно, с интересом слушают учителя, что-то записывают. Объяснение такого типа поддерживает постоянное внимание к речи и готовность интерпретировать, делать выводы, доказывать. В классе тишина, учащиеся «ловят» каждое слово учителя и одноклассников. С некоторыми ответами не соглашаются, сразу поднимается «лес» рук. Не ослабевает интерес ко всему, что происходит на уроке. Учитель в совершенстве владеет классом и излагаемым материалом, мастерски организует коллективную деятельность. У учителя высокая культура речи и умение заставлять всех мыслить, быть активными.
IV – Домашнее задание. – 8 мин. Перечисляются NN задач на объясняемый материал и указывается § учебника. Учитель отвечает на вопросы учащихся. Работа на уроке закончена – звонок на перемену. Ученики прочитывают задачи, ставят учителю вопросы. Одна задача под ее руководством разбирается в классе.  
           

ПРИМЕЧАНИЕ: Раздел 4 протокола - краткая интерпретация наблюдаемых явлений заполняется после урока.

После того, как тщательно продумана интерпретация, по примерной схеме (лучше в той же последовательности) дается анализ урока, который заканчивается ВЫВОДАМИ (руководствуясь схемой, предъявляемой к хорошему уроку).

IV. СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ХОРОШЕГО УРОКА

(к выводам по анализу урока)

1. Хороший урок всегда направлен на достижение трех основ­ных целей: образовательной, воспитательной, развивающей. Цели предусматриваются при подготовке к уроку и обязательно конкре­тизируются в видах, формах работы учителя.

Образовательная цель состоит в том, что на каждом уроке (в том числе на уроках повторения, проверки знаний) учащиеся получают что-то новое или систематизируют уже имеющиеся у них знания, чтобы усвоить иерархии научных понятий.

Воспитательная цель урока состоит в том, что ученик учится работать и правильно строить свои отношения с учителем, одноклассниками, усваивает на уроке морально-этические нормы, приобретает организованность, целеустремленность, познава­тельную направленность, развивает внимание и приобретает навы­ки восприятия речи.

Развивающая цель состоит в том, что опираясь на уже приобретенные и уже присущие ему качества, ученик формирует новые и более совершенные, более сложные умственные качества: например, умея выполнять задание по образцу, данному учителем, овладевает умением решать проблемную задачу, делать перенос ранее усвоенного на вновь усваиваемое, а также находить новые способы решения мыслительных задач.

2. Хороший урок характеризуется большой и тщательной предварительной подготовкой, которая видна в том, что:

а) предварительно проведен отбор наиболее рациональной структуры, последовательного использования необходимых и дос­таточных этапов урока (опроса, объяснения, закрепления и др.), где четко обозначено всему свое время (без затягивания, опоз­даний, заданий под звонок и т.д.).

б) Тщательно, четко ставятся цели, задачи и решаются в соответствии с содержанием материала и особенностями детей.

3. Хороший урок отличается тем; что на нем учащиеся раз­мышляют, под руководством учителя или самостоятельно решают проблемные задачи. Это урок, на котором присутствует проблем­ное обучение, а не только работа учащихся по образцу, даваемо­му учителем.

4. На хорошем уроке всегда присутствует интерес и внима­ние учащихся к тому, что они делают, т.к. все на уроке для них значимо, убедительно и оценивается эмоционально-положи­тельно.

5. На хорошем уроке есть индивидуализация и дифференциа­ция обучения, рассчитанная на особенности учащихся.

6. На хорошем уроке всегда есть особая морально-психологическая атмосфера, обеспечивающая успех каждому ученику. Никто не чувствует себя слабым, неуверенным, отстающим. На уроке царит обстановка, исключающая нотации, а тем более любое проявление грубости, нетерпимости, а также сюсюканье и отсутс­твие разумной требовательности (которое рождает безответствен­ность, возможность не выполнить задания учителя).

7. На хорошем уроке ТЕМП рассчитай на то, что нет места ни для безделья, ни для "гонки с непосильными препятствиями". Сильный учащийся имеет возможность работать самостоятельно, по своим повышенным возможностям. А слабый - тоже не боится отс­тать, не теряет уверенности и положительного настроя на рабо­ту.

8. На хорошем уроке внешний облик, речь и стиль отношения учителя к ученикам соответствуют всем требованиям: он до­брожелателен, но требователен, подтянут и аккуратен, говорит понятно, убедительно, не слишком громко, правильно.

9. На уроке есть все три его компонента:

а) Мобилизационный (организация внимания, волевой актив­ности и интереса школьников).

б) Познавательный (с его содержательной, операционной и организационной стороной процесса познания).

в) Коммуникативный (с рефлексией, эмпатией и положительным стилем сотрудничества с учащимися, с учетом работоспособности детей).

После выводов по уроку, при необходимости, следуют ПРЕДЛОЖеНИЯ по повышению эффективности и качества обучения, воспитания на уроке:

1. Какие недостатки необходимо учесть и устранить при по­дготовке к следующему уроку.

2. Какие советы могут быть даны наблюдающим урок.

Подготовленный анализ подписывается тем, кто его составил, обязательно указывается дата составления анализа.

ПРИМЕЧАНИЕ: при наблюдении урока и составлении его анализа следует учесть, что в зависимости от целей посещения тип анализа урока может быть разным – полным, комплексным, кратким, аспектным.

V. ТИПЫ АНАЛИЗА УРОКА, ИХ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Типы анализа урока Цепи анализа урока Результат анализа
Полный анализ одного урока 1. Контроль за качеством организации учебно-воспитательного процесса; 2. Изучение стиля деятельности учителя Полная картина урока как наиболее эффективной формы обучения
В качестве примера полного анализа урока в приложении дана «карта анализа урока», составленная по схеме, разработанной психологической службой ОК-8 г. Ангарска и выполненная студенткой факультета психологии одного из вузов
Краткий анализ урока Контроль с целью общей оценки качества урока и его результативности Выполнение плана урока и реализация целей
Аспектный (избирательный) анализ урока Проводится при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока: дидактической, организационной, методической, воспитательной Дает ответ только на конкретно поставленный вопрос, с определенной и избирательной целью контроля
Пример протокола урока дан нами в тексте, § III.

Предложенный в данном методическом указании анализ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ. Но это не значит, что наблюдающий урок при наличии знаний по педагогике и частными методиками, не может дать полный анализ урока, используя свои знания и опыт.

Предложенный анализ может быть использован как при подготовке учителя к уроку, так и для самоанализа после проведенного урока.

Литература

1. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. Изд. МГУ, 1988.

2. Древс У., Фурманн. Организация урока (в вопросах и ответах). Век X. Оценки и отметки: Пер. с нем. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1984.

3. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: перевод с нем./Под ред. И.В. Равич-Щебо. – М.: Педагогика, 1987.

4. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Перевод с нем./Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика,1984.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: