Анализ динамики и структуры расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики

Анализ использования средств федерального бюджета на поддержку национальной экономики Российской Федерации

Анализ динамики и структуры расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики

Федеральный бюджет последних лет характеризуется как бюджет стратегического развития и инвестиционной поддержки важнейших отраслей экономики России. Он нацелен на развитие производственного сектора, внедрение в экономику новейших высоких технологий.

Экономический рост является ключевой политэкономической целью государства и важнейшим фактором успеха страны в среднесрочном и долгосрочном периодах. Для России, потерявшей за время экономического кризиса почти половину своего экономического потенциала - это одна из самых актуальных проблем.

Национальная экономика нуждается в постоянном финансировании, и ей уделяется огромное внимание.

Представим динамику расходов на национальную экономику за 2010-2013(план) гг. на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета на национальную экономику за 2010-2013(план) гг., млрд. руб. [ ]

По данным рисунка 1 видно, что расходы федерального бюджета на национальную экономику с каждым годом увеличивались и лишь в 2013 году планируется их уменьшение. Из рисунка можно наглядно увидеть, что наименьшее расходование средств приходится на 2010 год и равно сумме 1222,7 млрд. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом национальная экономика оказалась в большом плюсе - расходы по ней увеличились на 46,4% (в реальном выражении - на 567,5 млрд. руб.) и составили 1790,2 млрд. руб., что объясняется значительным увеличением расходов на топливно-энергетический комплекс, развитие сельского хозяйства и рыболовства, дорожного и лесного хозяйства и на другие вопросы в области национальной экономики. В 2012 году расходы увеличились на 9,9% (в реальном выражении - на 177,9 млрд. руб.) и составили 1968,1 млрд. руб. Что касается планового периода, то нам наглядно видно, что расходы будут составлять 1664,1 млрд. руб., что снизит расходы по сравнению с 2012 годом на 15,4% (в реальном выражении - на 304,0 млрд. руб.). Это не говорит о том, что развитие национальной экономики прекратилось. Тем не менее, расходы федерального бюджета на национальную экономику стоят недалеко от первостепенного места в общей структуре расходов. Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2013 году обусловлено в основном сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

Долю расходов на национальную экономику в структуре расходов федерального бюджета за 2010-2013(план) гг. представим в таблице 1.

По данным таблицы 1 видно, что расходы на национальную экономику занимают незначительный вес в структуре расходов федерального бюджета за ряд лет. В 2010 году удельный вес расходов федерального бюджета на национальную экономику составил 12,1%.

В 2011 году расходы на национальную экономику возросли на 4,3%, что в сумме составило 16,4% от общей суммы расходов.

Таблица 1

Расходы федерального бюджета РФ на национальную экономику за 2010-2013(план) гг. [ ]

Наименование 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. (план)
Расходы бюджета, всего, млрд.руб. 10115,6 10935,2 12876,9 11493,9
Расходы на национальную экономику, млрд.руб. 1222,7 1790,2 1968,1 1664,1
Уд. вес расходов на национальную экономику в общей сумме расходов, %. 12,1 16,4 15,4 14,5

В 2012 году происходит незначительное снижение расходов на национальную экономику на 1,0% и составляет 15,4% от общей суммы расходов. В 2013 году планируется, что расходы сократятся по сравнению с 2012 годом и будут составлять 14,5%, что меньше прошлого года всего на 0,9%. Данная таблица еще раз демонстрирует значение национальной экономики в общей структуре расходов федерального бюджета РФ.

Данные для анализа состава и структуры расходов Федерального бюджета на развитие национальной экономики РФ за ряд лет приведены в таблице 2.

Таблица 2 наглядно демонстрирует, что в общей структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику первостепенное значение имеют такие статьи расходов как дорожное хозяйство, транспорт и другие вопросы в области национальной экономики.

В последние годы активизировалась государственная поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии федеральных целевых программ и национальных проектов по российским сельским территориям. Если в 2010 году на развитие сельского хозяйства и рыболовства было потрачено 35,3 млрд. руб., то в 2011 году расходы по ним значительно увеличились на 106,2 млрд. руб. и составили 141,5 млрд. руб. Увеличение связано с финансированием ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года».

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета РФ на национальную экономику за 2010-2013(план) гг., млрд. руб. [ ]

Наименование 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. (план)
Общеэкономические вопросы 17,6 91,6 18,4 23,4
ТЭК 18,1 41,0 107,8 22,1
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 22,5 22,2 29,7 34,7
Сельское хозяйство и рыболовство 35,3 141,5 148,8 151,1
Водные ресурсы 10,4 15,2 22,0 25,2
Лесное хозяйство 4,2 34,6 29,7 29,3
Транспорт 303,1 291,0 339,5 222,8
Связь и информатика 39,3 42,6 41,3 45,2
Исследование и использование космического пространства 23,7 22,8 32,9 32,9
Прикладные научные исследования 119,9 178,7 229,1 219,3
Дорожное хозяйство 281,1 349,5 442,4 464,1
Другие вопросы в области национальной экономики 347,5 559,5 526,5 394,0
Всего: 1222,7 1790,2 1968,1 1664,1

В 2012 году расходы на сельское хозяйство также увеличились на 7,3 млрд. руб., и составили 148,8 млрд. руб. Планируется, что в 2013 году расходы на развитие сельского хозяйства составят 151,1 млрд. руб., что превысит расходы по сравнению с 2012 годом на 2,3 млрд. руб. Одним из приоритетных направлений финансированных за счет средств федерального бюджета является поддержка и развитие сельского хозяйства, сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного назначения. Другим приоритетным направлением деятельности по поддержке сельского хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий сельских жителей.

Государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Очередной период реализации разрабатываемой Госпрограммы определен с 2013 по 2020 годы.

В 2011 году расходы на исследование и использование космического пространства составили 22,8 млрд. руб., что меньше на 0,9 млрд. руб. по сравнению с прошлым годом. Уменьшение связано с завершением реализации мероприятий ФЦП «Глобальная новигационная система». Бюджетные ассигнования по указанной программе были направлены на поддержание объектов наземной инфраструктуры системы ГЛОНАСС в рабочем состоянии для обеспечения запуска и управления космическими аппаратами системы ГЛОНАСС, на информационно-аналитическое сопровождение программы. В 2012 году происходит увеличение расходов по данной статье на 10,2 млрд. руб. и их сумма составляет 33,0 млрд. руб. Увеличение связано с началом реализация ФЦП «Поддержание и развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы». В связи с необходимостью финансирования данной программы в 2013 году на данную статью планируется выделить также 32,9 млрд. руб.

В 2010 году расходы на топливно-энергетический комплекс составили 18,1 млрд. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы по ним выросли практически в 2 раза и составили 41,0 млрд. руб. это в значительной мере обусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергии населением крупных городов, а также финансированием программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». В 2012 году расходы на топливно-энергетический комплекс увеличились на 66,8 млрд. руб. и составили 107,8 млрд. руб. Планируется, что в 2013 году расходы по этой статье составят 22,1 млрд. руб., что меньше по сравнению с прошлым 2012 годом на 85,7 млрд. руб.

Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2010 году составили 22,5 млрд. руб., в 2011 году - 22,2 млрд. руб., в 2012 году - 29,7 млрд. руб. В 2013 году планируется, что расходы по данной статье увеличатся на 5,0 млрд. руб. и составят 34,7 млрд. руб. Расходы по данной статье увеличиваются в связи с необходимостью реализации мероприятий, осуществляющихся в рамках долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства которой является повышение уровня изученности территории континентального шельфа Российской Федерации, компенсация добычи полезных ископаемых приростом их запасов, увеличением площади участков недр, подготовленных для лицензирования на конкурсной основе, создание федерального фонда резервных участков недр в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых.

В 2011 году расходы на лесное хозяйство по сравнению с 2010 годом увеличились в 8 раз и составили 34,6 млрд. руб. Увеличение бюджетных ассигнований связано с развитием информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров, обеспечение мер пожарной безопасности, лесовосстановлением, созданием федерального фонда семян, содержанием дополнительной численности государственных пожарных инспекторов и приобретением специализированной противопожарной техники. В 2012 году расходы на лесное хозяйство уменьшились на 5,2 млрд. руб. и составили 29,7 млрд. руб. В 2013 году планируется, что расходы на лесное хозяйство уменьшатся по сравнению с прошлым годом на 0,4 млрд. руб. и составят 29,3 млрд. руб.

Расходы на прикладные научные исследования в 2010 году составили 119,9 млрд. руб. В 2011 году данные расходы увеличились на 58,8 млрд. руб. и составили 178,7 млрд. руб. В 2012 году также происходит увеличение расходов по данной статье и их сумма составляет 229,1 млрд. руб., что выше по сравнению с 2011 годом на 50,4 млрд. руб. Планируется, что в 2013 году расходы на прикладные научные исследования сократятся на 9,8 млрд. руб. и составят 219,3 млрд. руб.

На другие вопросы в области национальной экономики в 2010 году было направлено 347,5 млрд. руб. В 2011 году расходы по данной статье увеличились на 212,0 млрд. руб. и составили 559,5 млрд. руб. В 2012 году расходы на другие вопросы в области национальной экономики уменьшились на 33,0 млрд. руб. и составили 526,5 млрд. руб. В 2013 году планируется, что расходы по данной статье сократятся по сравнению с прошлым годом на 132,5 млрд. руб. и составят 394,0 млрд. руб.

Расходы на общеэкономические вопросы в 2010 году составили 17,6 млрд. руб. В 2011 году расходы по ним увеличились на 74 млрд. руб. и составили 91,6 млрд. руб. В 2012 году произошло уменьшение расходов по данной статье на 73,2 млрд. руб. и их сумма составила 18,4 млрд. руб. В 2013 году планируется увеличить расходы на общеэкономические вопросы на 5,0 млрд. руб., и их сумма в итоге составит 23,4 млрд. руб.

Если в 2010 году на покрытие расходов лесного хозяйства было выделено 4,2 млрд. руб., то в 2011 году расходы по ним значительно увеличились на 30,4 млрд. руб. и составили 34,6 млрд. руб. Увеличение связано с развитием информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров, обеспечением мер пожарной безопасности, лесовосстановлением. В 2012 году расходы на лесное хозяйство сократились на 4,9 млрд. руб., и составили 29,7 млрд. руб. Планируется, что в 2013 году расходы на лесное хозяйство составят 29,3 млрд. руб., что сократит расходы по сравнению с 2012 годом на 0,4 млрд. руб.

На остальные статьи выделяются незначительные суммы из федерального бюджета за ряд лет.

Представим структуру расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики за 2010-2013(план) год на рисунке 2.

2010 год 2011 год

2012 год 2013 год (план)

Рис. 2. Структура расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики за 2010-2013(план) гг. [ ]

Данный рисунок, нам еще раз наглядно показал, что наибольший удельный вес в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет занимают расходы на другие вопросы в области национальной экономики, их удельный вес в среднем за анализируемый период составил 27,6%. Дорожное хозяйство занимает вторую позицию в структуре расходов на национальную экономику и его удельный вес в среднем составляет 23,2%. Затем видно, что третью позицию занимают расходы на транспорт, их удельный вес в среднем составляет 18,0%. Прикладные научные исследования в среднем за ряд лет составили 11,1%, сельское хозяйство и рыболовство - 6,9%. Остальные расходы занимают незначительный удельный вес в структуре расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики.

Таким образом, проведенный анализ показал, что за ряд лет расходы федерального бюджета на национальную экономику имеют нестабильную динамику. В 2010 году расходы на национальную экономику составили 12,1%, в 2011 году - 16,4%, в 2012 году - 15,4%, в плановом 2013 году - 14,5% в структуре расходов федерального бюджета. Также важно отметить, что в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет наибольший удельный вес занимают расходы на другие вопросы в области национальной экономики, в среднем доля данных расходов в структуре за анализируемый период составляет 27,6%. Также одним из весомых затрат в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику являются расходы на дорожное хозяйство и транспорт, их доля в среднем составляет 23,2% и 18,0% соответственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: