Развитие английской экономики в 1920-х гг. Экономический кризис 1929-1933 гг. в Англии

Состояние экономики Англии в 1920-х годах. В то время как многие страны в 1924-1929 годах переживали период частичной стабилизации и экономического роста, в экономике Англии не наблюдалось какого-либо заметного подъема промышленного производства, индекс которого в 1929 году составлял лишь 100,5% по отношению к 1913 году. А это означало, что английская экономика в этот период в основном "топталась" на месте. Доля Англии в мировом промышленном производстве сократилась с 14,8% в 1913 году до 9,8% в 1929 году.

Конечно, не все отрасли промышленности находились в состоянии депрессии. Некоторые из них, особенно новые - автомобильная, авиационная, моторостроительная, химическая, электротехническая и др., демонстрировали заметный рост: производство автомобилей в 1928 году выросло более чем в 6 раз по сравнению с 1913 годом, производство электроэнергии - в 3 раза, искусственного волокна - почти в 2,5 раза и т.д.

С одной стороны, эти предприятия были оснащены новым оборудованием, а с другой - их продукция была защищена высокими импортными пошлинами и к тому же потреблялась в основном на внутреннем рынке. Но следует заметить, что удельный вес этих отраслей в общем объеме промышленной продукции был невелик (менее 10%), поэтому не они определяли основные тенденции экономического развития Англии.

Что касается старых отраслей (угледобывающей, текстильной, металлургии, судостроения), то в 1920-х годах здесь наблюдался заметный спад производства. Эти предприятия так и не смогли достичь довоенного уровня, хотя они представляли значительный сектор экономики (на них были заняты 20% промышленных рабочих). Так, добыча угля за 1913-1928 годы снизилась на 18%, производство шерстяных тканей - на 35%, хлопчатобумажных - более чем в 2,5 раза. В то время как во всем мире производство чугуна увеличилось на 12%, в Англии оно сократилось на 55%.

Это объяснялось прежде всего тем, что в старых отраслях применялось оборудование еще периода промышленного переворота, теперь основательно устаревшее. Например, средний "возраст" большинства крупных угольных шахт составлял от 50 до 100 лет, на фабриках использовалась техника, которая должна была находиться в музеях, но промышленники и банкиры предпочитали вывозить капиталы за границу, нежели финансировать реконструкцию отечественных предприятий.

Технический застой обусловил повышение издержек производства в промышленности, что вело к снижению конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке: английский текстиль явно уступал по качеству японскому, на рынке угля серьезными конкурентами выступали производители Германии и Польши. Но основным соперником Англии даже на рынке продукции новых отраслей, где ее позиции традиционно всегда были более прочными, стали США.

В этих условиях английские предприятия пошли на нетрадиционные меры: они стали производить автомобили, мотоциклы, самолеты, стрелковое оружие, ткани и другие товары, которые отличались очень высоким качеством и пользовались спросом у особо богатых зарубежных потребителей, даже несмотря на относительно высокие цены. Но эти товары выпускались мелкими сериями и не занимали значительного удельного веса в общем объеме ВВП.

Внешнеторговые проблемы усугублялись еще и тем, что в 1925 году английское правительство вновь вернулось к золотому стандарту, отмененному в 1919 году, подняв стоимость фунта стерлингов до довоенного золотого паритета - 4,86 доллара. Это было сделано потому, что Англия стремилась вернуть себе роль мирового банкира и укрепить престиж национальной валюты. Курс фунта по отношению к другим валютам значительно поднялся. В итоге выиграли крупные банки, поскольку примерно на 1 млрд ф. ст. возросли их доходы от иностранных инвестиций, займов, эмиссии ценных бумаг и т.п. Реальная стоимость государственного долга увеличилась примерно на 750 млн ф. ст. Но введение золотого паритета ударило по интересам английских промышленников, которым теперь приходилось продавать свои товары за границей за обесцененную валюту. По существу, цены на английские товары на мировых рынках выросли примерно на 12%, что, конечно же, сократило объем продаж.

Развитию английского экспорта мешали протекционистские меры, которые стали преобладать в мировой торговле, а также рост производства в доминионах и колониях, куда обычно сбывалась продукция английских предприятий. Эта тенденция подтверждалась сокращением доли Англии в мировом экспорте с 13,9% в 1914 году до 10,9% в 1929 году. Сложности в английской экономике усугублялись еще и ее огромной зависимостью от импорта. В середине 1920-х годов в страну ввозилось 100% потребляемого хлопка, 90% - шерсти, более 2/3 - железной руды и свыше 60% - продовольствия.

В 1924-1929 годах прирост импорта происходил в полтора раза быстрее, чем экспорта, что усиливало пассивный характер торгового баланса. Как и на рубеже XIX-XX веков, большое место занимал "невидимый экспорт".

В качестве ответной реакции на экономические трудности в 1920-х годах усилилась тенденция создания крупнейших монополий в самых различных отраслях промышленности: радио- и электротехнической, автомобильной, резинотехнической, хлопчатобумажной, металлургической и многих других. Так, на основе слияния четырех трестов в 1926 году возник многоотраслевой концерн "Импириэл кемикл индастриз" (ИКИ), захвативший господствующее положение в химической промышленности, а также осуществлявший контроль в производстве меди, никеля, стали, вооружений. Учредительный фонд при его создании составил более 18 млн ф. ст. Интересы этого концерна выходили далеко за пределы страны.

В 1929 году на базе объединения английского треста "Левер" и "Голландского маргаринового союза" была образована одна из крупнейших международных компаний "Юнилевер", которая монополизировала производство хозяйственного мыла, маргарина, глицерина и других товаров. Сырье для этой компании в основном поступало из английских колоний, расположенных в Западной Африке. Концерн "Юнилевер", охватывая сотни предприятий в различных частях света, сумел установить контроль над рынком мыла и маргарина при помощи монопольных цен.

В число пяти крупнейших монополистических объединений входили также стальной концерн во главе с "Инглиш стил корпорейшн" и военно-металлургический концерн "Виккерс/Армстронг". В результате процесса концентрации производства в металлургии 70% выпуска чугуна и стали сосредоточилось на 20 фирмах. Одной из самых известных монополий являлся трест "Дэнлоп" (1896), чьи предприятия выпускали до 90% всех резиновых шин в стране.

В течение 1918-1924 годов на основе ряда слияний сформировалась ведущая "пятерка" самых крупных акционерных банков: "Мидлэнд", "Ллойде", "Барклейз", "Вестминстер" и "Нэшнл провиншл", причем "Мидлэнд бэнк" превратился со временем в самый большой в мире. Именно финансовая мощь этой "пятерки" способствовала дальнейшему развитию английской экономики. Но все же следует отметить, что уровень монополизации в Англии (как и на рубеже XIX-XX веков) значительно отставал от аналогичных процессов в Германии и особенно в США.

Попытки правительства вывести экономику из состояния застоя выразились в увеличении налогового бремени на английских рабочих, которые, по мнению тогдашних британских экономистов и политических деятелей, получали слишком высокие доходы по сравнению с рабочими в других европейских странах. В итоге только косвенные налоги выросли в 1924 году (по отношению к уровню 1913 года) в пять раз.

Такие шаги правительства вызвали активный протест co стороны трудящихся. В 1926 году Англию охватила грандиозная всеобщая стачка, начатая горняками и поддержанная рабочими других отраслей. В ней приняло участие более 5 млн человек. Экономическая жизнь страны в течение нескольких месяцев была парализована. По итогам этой стачки был принят закон о промышленных конфликтах и профсоюзах (1927), по которому значительно ограничивались права рабочих на забастовки, запрещалось проводить всеобщие стачки и стачки солидарности.

В 1920-х годах Англия испытала еще один удар: в некоторых частях Британской империи развернулось движение за национальное освобождение, особенно ожесточенное - в Ирландии, Индии, Египте. В 1921 году Ирландия получила права доминиона и провозгласила себя Ирландским свободным государством. В 1922 году английскому правительству пришлось согласиться с отменой протектората над Египтом, хотя там еще сохранялось английское военное присутствие. Освободительное движение в Индии было подавлено, и ей в этот период не удалось добиться независимости.

Экономический кризис 1929-1933 годов в Англии. Мировой экономический кризис затронул Англию на несколько месяцев позже, чем большинство промышленно развитых стран, поскольку английская экономика развивалась гораздо медленнее, чем, скажем, американская, не успев к 1929 году по многим показателям даже достигнуть довоенного уровня. Лишь в начале 1930 года в Англии обострились проблемы реализации, возникли трудности в получении кредитов, произошло затоваривание рынков и быстрое снижение цен, начались сокращение производства, закрытие предприятий, рост безработицы. И хотя общий спад хозяйственной активности в Англии к 1933 году был заметно меньше, чем в других странах - всего 18% (во всей западной экономике - 36%, в США - 46,2%), кризис очень тяжело отразился на английской экономике, даже несмотря на то что в 1920-е годы Англия не переживала предкризисного подъема.

Наиболее тяжело кризис ударил по традиционным отраслям экономики. Так, если объем промышленного производства в целом сократился на 23%, то в отдельных отраслях спад был гораздо значительнее: за 1929-1933 годы производство чугуна уменьшилось на 53% и приблизилось к уровню 1860-х годов, производство стали - на 46%, добыча железной руды - на 45%. В наиболее тяжелом положении оказалось судостроение. Общий тоннаж построенных торговых судов за годы кризиса сократился более чем в 11 раз (с 1522 тыс. т до 133 тыс. т общей вместимости).

Множество городов и поселков в Уэльсе, Нортумберленде, Ланкашире, на реке Клайд, где издавна располагались старые промышленные предприятия - текстильные, угледобывающие, судостроительные, металлургические, получили название "пораженных районов", в которых более половины трудоспособного населения оказались безработными, тогда как в целом по стране безработица в 1932 году составила примерно 3 млн чел., или 25,2% трудоспособного населения Англии. По всей стране прокатилась волна стачек, демонстраций, "голодных походов" с участием сотен тысяч человек.

Но и в новых отраслях промышленности положение также было тяжелым, причем воздействие кризиса здесь проявлялось неравномерно: выработка электроэнергии снизилась всего на 2,3%, производство автомобилей - на 5,4%, в то время как объем продукции машиностроения - на 25%, химической промышленности - на 20%.

От кризиса пострадало и английское сельское хозяйство. Поскольку Англия оказалась в числе тех стран, куда устремилось из-за рубежа продовольствие по демпинговым ценам, произошло снижение цен на продукцию отечественного сельского хозяйства в среднем на 34%. Это привело к сокращению посевных площадей, разорению многих фермеров.

Весьма ощутимо кризис затронул внешнюю торговлю, где оборот сократился за эти годы в 2,5 раза. Торговый баланс имел хронический дефицит. Большие потери английской экономике принесло обесценение на 24% заграничных капиталовложений. Резко сократился объем "невидимого экспорта", поэтому в 1931 году впервые в новейшей истории платежный баланс страны был сведен с пассивом в 110 млн ф. ст.

Лейбористское правительство, вновь возглавляемое с 1929 года премьер-министром Дж. Макдональдом, стремилось смягчить социально-экономический кризис путем усиления государственного вмешательства в экономику. На первом этапе оно согласилось на введение 7,5-часового рабочего дня для горняков, одобрило новый закон о

страховании по безработице. В целях борьбы с безработицей правительство выделяло специальные ассигнования на общественные работы и на перемещение населения из "пораженных районов", предоставляло безработным небольшие земельные участки для сельскохозяйственного использования. Потом была предпринята акция по переселению безработных в колонии и доминионы, но эта мера успеха не имела. Большинство рабочих, вывезенных в Канаду, возвратились назад, так как кризис парализовал и канадскую экономику.

Следует отметить, что экономический кризис усилил монополистические тенденции в английской экономике, которые находили поддержку со стороны государства, и прежде всего стремление монополий к установлению единых отраслевых цен. Государство разрабатывало специальные схемы объединения фирм, использовало различные санкции или кредитные привилегии, чтобы стимулировать повышение уровня монополизации. Например, в 1930 году было проведено принудительное картелирование в угольной промышленности. Правительство помогло также Ланкаширской хлопчатобумажной корпорации скупить 139 предприятий, что позволило этой монополии стать крупнейшей в своей отрасли. Государство, в свою очередь, осуществляло собственную предпринимательскую деятельность в рамках смешанных государственно-частных компаний, таких как Англо-Иранская нефтяная компания, Англо-Голландский нефтяной трест и др.

Экономическое положение страны заметно ухудшилось весной 1931 года. Правительству не удавалось сбить волну безработицы, общественные работы приостановились из-за нехватки средств. Все больше людей попадало под ограничения при получении пособий по безработице: сезонные работники, лица без непрерывного стажа работы, а также занятые неполный рабочий день, замужние женщины и т.п.

В целом же уровень безработицы в период между двумя мировыми войнами был довольно высоким. С 1920 по 1938 год этот показатель в Англии в среднем составлял 14% и никогда не опускался ниже 9%. Английское правительство искало различные источники, чтобы выплачивать пособия по безработице. И здесь прослеживается такая закономерность: чем более щедрыми были пособия, тем выше становился уровень безработицы. Так, среди подростков, которые получали меньшие пособия или вообще их не получали, безработных было гораздо меньше, чем среди взрослого населения. А когда в 1932 году пособия замужним женщинам были ограничены, уровень безработицы среди них заметно упал по сравнению с мужчинами.

Все заметнее становился отток золота из страны. В январе-марте 1931 года из Англии было вывезено золота на сумму 7 млн ф. ст., а в июле-сентябре - на 34 млн ф. ст. В этот же период многие европейские государства (Бельгия, Швейцария, Голландия) стали изымать свое золото из английских банков. Так, Франция изъяла золота на 25 млн ф. ст., что привело к резкому сокращению золотого запаса страны. Дефицит государственного бюджета Англии составил 120 млн ф. ст.

В марте 1931 года была создана специальная комиссия по выработке "плана национальной экономии", которую возглавлял крупный банкир Дж. Мэй. Для выхода из сложной финансовой ситуации предлагалось резкое сокращение государственных расходов на пособия по безработице и заработную плату работникам бюджетной сферы, увеличение прямых и косвенных налогов и другие непопулярные меры. Но опубликование данной программы вызвало бурный протест населения и привело к отставке правительства.

В 1931 году Дж. Макдональд сформировал так называемое национальное правительство, в котором основные посты занимали консерваторы. Новое правительство попыталось исправить тяжелое финансовое положение путем получения международных займов в США и Франции в размере 50 млн ф. ст. Но эти деньги были быстро истрачены, не оказав заметного влияния на экономику. Для получения новых займов следовало переходить на режим жесткой экономии, предусмотренный программой Мэя. И несмотря на то что эта программа не встретила одобрения в стране, правительство было вынуждено в своей деятельности придерживаться именно этого "плана экономии".

Премьер-министр призывал население "затянуть потуже пояса" и сам подал пример - на 20% уменьшил свой оклад, а английский король Георг V снизил свой "частный доход" на 10%. Были сокращены на 10% размеры пособий по безработице, введен в действие закон о проверке нуждаемости, по которому пособия по безработице не выдавали тем, кто находился на иждивении семьи. Осенью 1931 года была снижена заработная плата государственных служащих и военных моряков.

Одним из шагов правительства в направлении экономической стабилизации стала отмена в сентябре 1931 года золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к обесценению бумажных денег почти на треть. В результате конкурентоспособность английских товаров на мировых рынках заметно повысилась, а доля Англии в мировом экспорте увеличилась с 9,4% в 1931 году до 10,9% в 1932-м.

Укреплению позиций Англии на международном финансовом рынке способствовало создание в 1931 году "стерлингового блока", т.е. валютной группировки, внутри которой все международные расчеты привязывались к фунту стерлингов, а все страны - участницы блока должны были передавать свои валютные резервы в общий резервный фонд, находившийся в Лондоне. Кстати, участники блока девальвировали национальные валюты одновременно с фунтом стерлингов.

В этот блок помимо стран Британской империи (за исключением Канады) входили скандинавские государства, Аргентина, Бразилия, Боливия, Парагвай, Голландия, Португалия, Греция, Турция и некоторые другие. Вступление в блок приводило к определенной зависимости этих стран от Англии, поскольку побуждало их увеличивать продажу сырья и продовольствия для ее нужд и одновременно закупать изделия английской промышленности. Вплоть до Второй мировой войны фунт стерлингов оставался главной денежной единицей в международных расчетах, обслуживая почти половину мирового товарооборота (даже в условиях отмены его золотого стандарта).

Проблемы обострения конкурентной борьбы в мировой торговле заставили Англию полностью отказаться от традиционной политики фритредерства и установить в 1931-1932 годах высокие таможенные тарифы, что означало переход к политике протекционизма. К февралю 1932 года в соответствии с законом об импортных пошлинах размеры ввозных пошлин составляли от 10 до 33% стоимости импортируемых товаров, а по некоторым из них - до 100%.

Одновременно Англия стремилась укрепить экономические связи в рамках Британской империи (с начала 1930-х годов она стала называться Британским Содружеством Наций, а с 1947 года - просто Содружеством). На состоявшейся в 1932 году имперской конференции в Оттаве Англия установила предпочтительные (преференциальные) тарифы на экспорт английских товаров в Австралию, Новую Зеландию, Индию, Канаду, Южно-Африканский Союз, в то же время разрешив беспошлинный ввоз из этих стран продукции сельского хозяйства и добывающей промышленности. По сути это был замкнутый таможенный союз, в рамках которого удельный вес этих стран в английском экспорте вырос в 1929-1938 годах с 44% до 50%, а в импорте - с 29% до 40%.

Изменения в тарифной политике довольно быстро сказались на английском внешнеторговом обороте. Уже в 1932 году объем импорта сократился на 100 млн ф. ст., что способствовало снижению дефицита платежного баланса. Англия вновь могла навязывать своим торговым

партнерам такие условия, при которых ее товарам обеспечивалось монопольное положение на их рынках. Так, Дания должна была покрывать за счет импорта из Англии до 80% своих потребностей в угле, чугуне, стали.

24. Суть и реализация политики правительства лейбористов в первые послевоенные годы. Как отразился план Маршалла на экономике Англии?

Последствия Второй мировой войны. Развитие экономики в 1940-1950-х годах. После окончания Второй мировой войны экономика Англии, как и в 1920-х годах, оказалась в очень тяжелом положении. Второй раз на протяжении одного века английская экономика подверглась большим испытаниям, а внешнеполитическое положение страны снова оказалось ослабленным. Людские потери (по сравнению с Германией или СССР) были относительно невелики. В ходе войны Англия потеряла около 250 тыс. человек убитыми и около 280 тыс. ранеными (что было значительно меньше, чем в Первой мировой войне). Но экономический ущерб оказался очень большим: была утрачена четверть национального богатства. Многие английские города (Лондон, Бирмингем, Ковентри) подвергались массированным бомбардировкам и получили большие разрушения. Англия потеряла большую часть торгового и военно-морского флота. К концу войны тоннаж английского флота оказался в два раза меньше американского.

Военные расходы составили более 25 млрд ф. ст. В 1945 году внутренний государственный долг равнялся 21,5 млрд ф. ст., что в три раза превышало довоенный уровень, а внешняя задолженность - 3,4 млрд ф. ст. На частичное покрытие военных расходов Англия потратила примерно треть своих заграничных капиталовложений, особенно в

странах Британского Содружества и в Латинской Америке, и примерно на 3,5 млрд ф. ст. получила от своих колоний товаров в кредит.

В годы войны вся промышленность была ориентирована на военное производство. Объем промышленной продукции военного назначения в 1943 году превысил довоенный уровень 1939 года в пять раз. Значительная часть населения была мобилизована в армию или для работы на военных предприятиях.

К 1946 году общий объем промышленного производства составил только 90% по сравнению с 1937 годом. Дефицит платежного баланса был равен 4 млрд ф. ст. В значительной степени износилось оборудование промышленных предприятий, на обновление которого в стране не было капиталов. Особенно большой спад производства произошел в хлопчатобумажной промышленности - на 50%, в угледобывающей - на 16% и обувной - на 13% по сравнению с довоенным уровнем.

Послевоенная экономика Англии сильно отставала от других стран, и особенно США: по выплавке стали - в 4,7 раза, по добыче угля - в 3,2 раза; объем промышленной продукции составлял всего 20%, а объем экспорта - не более трети американского. Население Англии испытывало большие трудности от нехватки продовольствия, роста налогов, жесткой карточной системы, стихии "черного рынка", инфляции и т.д. Налоги надушу населения за годы войны выросли более чем в три раза, а стоимость жизни увеличилась почти на 72%.

Большой ущерб Англия понесла в результате потери международных рынков. Во время войны некоторые страны Британского Содружества были оккупированы японскими и германскими войсками (Бирма, Малайя, часть Египта и др.). После войны Англия утратила влияние во многих регионах мира, например в странах Ближнего Востока, в Юго-Восточной Азии, заметно сократились и даже полностью прервались внешнеэкономические связи со многими странами, особенно попавшими в сферу интересов Советского Союза (государствами Центральной и Восточной Европы, Китаем и др.). Доля Англии в мировом экспорте (исключая СССР) снизилась с 11,3% в 1937 году до 9,8% в 1947 году.

В годы войны и сразу же после нее активизировалось национально-освободительное движение в британских колониях, в результате чего в 1947-1948 годах Бирма, Индия, Цейлон добились полной независимости14. Позже, уже в 1950-1960-х годах, этот процесс усилился,

что привело к полной независимости Нигерии, Сомали, Того, Малайи, Судана, Золотого Берега, Кипра, Кении, Уганды и многих других государств. От былой империи остались лишь небольшие острова в Океании и военные базы (например, Гибралтар)15. Для Англии, чей экономический потенциал на протяжении нескольких веков во многом зависел от ее колоний, распад колониальной системы означал существенное ослабление ее былого могущества.

В июле 1945 года в Англии состоялись первые послевоенные выборы в парламент. Победу на них одержала Лейбористская партия во главе с Клементом Эттли, который в 1945-1951 годах возглавлял правительство страны. Лейбористы шли на выборы с программой возрождения экономики под названием "Лицом к будущему", провозглашавшей создание "социалистического содружества Великобритании" и постепенное формирование "смешанной экономики", где наряду с частной собственностью большая роль отводилась государственному сектору.

Известно, что еще в годы войны английское правительство стало активно вмешиваться в экономику путем субсидирования строительства частных предприятий и сооружения заводов за счет государственного бюджета, позже распроданных в частные руки. Правительство закупало дефицитное сырье, проводило принудительное картелирование и т.д. В 1945-1951 годах правительство лейбористов провело массовую национализацию, в результате чего был создан мощный государственный сектор, в который входили такие отрасли, как угледобывающая, газовая, частично - металлургическая, электроэнергетика, а также все виды внутреннего транспорта, гражданская авиация, предприятия телефонной и радиосвязи, Банк Англии и др.

Национализация охватывала прежде всего старые низкорентабельные отрасли. Считалось, что только государство сможет провести модернизацию этих предприятий за счет государственного бюджета. При этом бывшие владельцы получили огромные выгоды за счет компенсации в размере 4 млрд ф. ст. Многие из них оставались служить управляющими на этих предприятиях.

Особенно массовые масштабы национализация приобрела в наиболее старой и отсталой угледобывающей отрасли, где было множество мелких, оснащенных изношенным оборудованием шахт. Владельцы национализированных шахт получили в качестве выкупа 166 млн ф. ст., что значительно превышало их реальную рыночную стоимость. Плюс ко всему государство выплатило им 66 млн ф. ст. в качестве

возмещения права дальнейшей разработки недр. А для управления этой отраслью был создан Национальный совет по угольной промышленности, в который входили и прежние шахтовладельцы.

К мерам государственного вмешательства можно отнести борьбу с дефицитом государственного бюджета и платежного баланса. В 1947 году была принята программа "суровой экономии", предусматривавшая увеличение налогов и сокращение государственных расходов на социальные нужды. Была сделана попытка ограничить объем импорта, время от времени осуществлялось "сжатие" производства путем повышения банковского процента и т.п. Но эти меры не были достаточно эффективными для того, чтобы снизить безработицу и инфляцию, устранить другие кризисные явления.

Одной из форм государственного вмешательства в экономику было принудительное регулирование заработной платы. В 1948 году правительство лейбористов провело широкомасштабное "замораживание" заработной платы под предлогом борьбы с бюджетным дефицитом. Правда, через три года к власти вновь пришли консерваторы, которые не поддерживали политику "замораживания", но и не допускали значительного роста заработной платы.

Следует отметить, что лейбористы столкнулись со множеством внешних проблем. Известно, что в послевоенный период стала ощущаться экономическая зависимость Англии от США, осуществлявших в годы войны большие поставки вооружения, продовольствия, техники по ленд-лизу (примерно на 10 млрд долл.) своему союзнику по антигитлеровской коалиции. Но несмотря на огромные трудности в английской экономике, США в сентябре 1945 года без предварительного уведомления прекратили эти поставки, и Англия должна была расплачиваться за продовольствие уже валютой, поэтому ей пришлось просить у американского правительства финансовую помощь. В декабре 1945 года кредит в размере 4,4 млрд долл. был предоставлен, но на очень жестких условиях. После вычета 650 млн долл. в счет погашения долгов за поставки по ленд-лизу кредит фактически составил 3,75 млрд долл. Это был товарный кредит из расчета 2% годовых. Англия могла на эту сумму закупать американские товары в течение пяти лет.

Погашение кредита должно было начаться только через шесть лет и продолжаться в течение 50 лет. При этом Англия брала на себя обязательство вернуться к практике свободного обмена фунта стерлингов на доллар, а также существенно скорректировать преференциальную систему. Но в 1946 году Соединенные Штаты сами столкнулись с финансовыми проблемами, которые повлекли за собой отмену государственного

контроля за ценами и соответственно резкий рост цен на экспортные товары. По этой причине полученный Англией кредит был израсходован в течение одного лишь 1946 года.

Однако Англия должна была еще выполнять обязательства по свободному обмену фунта на доллар, что и было сделано в июле 1947 года. Но поскольку финансовое положение страны было очень тяжелым, правительство не смогло обеспечить свободный обмен в полной мере, и уже через месяц пришлось от него отказаться. Это привело к значительному сокращению объемов импортируемого продовольствия и, следовательно, к резкому росту цен на продукты питания. Англии ничего не оставалось делать, как присоединиться в 1948 году к плану Маршалла (см. гл. 6).

По этому плану, рассчитанному на четыре года, Англия получила помощь на сумму почти 2,7 млрд долл., из них более 2,3 млрд - в виде товарных поставок, а остальные - в качестве займов. В основном поставки состояли из продовольствия с армейских складов, а не из сырья и оборудования, которых так не хватало английской промышленности. В эти годы Англия была вынуждена допустить в свою страну американских контролеров, следивших за расходованием кредитов, что больно ударило по самолюбию англичан.

Большие трудности английская экономика испытывала в связи с нестабильностью в валютно-финансовой сфере. Ситуация осложнялась тем, что в 1949 году США в результате очередного кризиса сократили импортные закупки в странах стерлинговой зоны. Это привело к уменьшению английских золотовалютных резервов. В целях защиты своей финансовой системы правительству в сентябре 1949 года пришлось пойти на девальвацию фунта, что резко ограничило его роль в качестве международной валюты. Курс фунта был понижен с 4,03 до 2,8 долл., или на 30,5%. И хотя девальвация позволила расширить экспортные возможности английских компаний, внутренние цены заметно выросли, что привело к снижению уровня жизни населения.

Как это ни парадоксально, но в качестве фактора, способствовавшего некоторому подъему экономики страны, только что вышедшей из войны, можно назвать войну в Корее (1950-1953). Английские войска не принимали в ней непосредственного участия, но зато заводы Англии получали выгодные военные заказы от США, что позволило оживить промышленное производство, пополнить золотовалютные запасы. И в конце 1950 года правительство лейбористов объявило об отказе от американской помощи, предусмотренной планом Маршалла.

Конец 1940-х годов был ознаменован началом "холодной войны", разделившей бывших союзников по антигитлеровской коалиции на два непримиримых военно-политических лагеря16. В ходе "холодной войны" Англия поддержала политику "атлантической безопасности" и приняла участие в создании в 1949 году Северо-Атлантического союза (НАТО), что означало новые огромные затраты на вооружение. В 1950-х годах прямые военные расходы вновь выросли и составили 10-11% национального дохода страны (в 1930-х годах - всего 2-2,5%). На территории Англии впервые в ее истории были размещены иностранные (американские) военные базы, а британские воинские подразделения в НАТО были обязаны подчиняться американскому командованию.

И все же следует отметить, что английская экономика достаточно быстро завершила послевоенное восстановление. Уже в 1948 году был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1951-м объем промышленной продукции на треть превысил аналогичный показатель 1937 года. По сравнению с довоенным периодом сократился уровень безработицы, который в 1950-х годах колебался от 1,2 до 2,6% от общего количества экономически активного населения. Однако развитие отраслей проходило очень неравномерно: в то время как машиностроение, автомобильная, химическая отрасли, нефтепереработка и электроэнергетика переживали подъем, старые отрасли (угледобывающая, текстильная) так и не смогли к 1951 году достичь довоенных показателей.

В 1951 году к власти пришли консерваторы, а правительство возглавил У. Черчилль, который провозгласил новые цели в экономической политике, и прежде всего частичную денационализацию черной металлургии. Это стало возможным в результате того, что государство направляло крупные суммы в данную отрасль и она вновь стала

прибыльной. Распродажа предприятий проводилась по весьма низким ценам, что вызывало заинтересованность частного капитала в денационализации. Другим направлением политики нового правительства стало стимулирование процесса монополизации в целях усиления конкурентоспособности национальной экономики. В середине 1950-х годов было заметно ограничено антимонопольное законодательство 1948 года, которое в свое время препятствовало возникновению трестов, концернов, конгломератов и др. Теперь запрещались только сговоры об уровне цен и о рынках.

В эти годы ведущее положение заняла небольшая группа гигантских монополий, аккумулировавших основную часть доходов страны. По-прежнему одной из крупнейших монополий являлась компания "Виккерс", которой принадлежали авиационные, металлургические, судостроительные, машиностроительные и другие предприятия, ориентированные в основном на военное производство. Заводы этой компании были размещены во многих странах мира, причем не обязательно входивших в Британское Содружество.

Не менее мощным являлся химический концерн ИКИ, по своим капиталам уступавший лишь американскому концерну "Дюпон", связанному с ним тесными производственными и финансовыми отношениями. Концерну ИКИ принадлежало 128 дочерних компаний в 48 странах мира. В сущности, он являлся полным монополистом, поскольку контролировал почти всю химическую промышленность Англии. Помимо минеральных удобрений, серной кислоты, синтетических красителей и волокон ИКИ производил химическое оружие, взрывчатые вещества, а также участвовал в создании английской атомной промышленности.

Наиболее крупным концерном после войны стала англо-голландская нефтяная компания "Ройял Датч-Шелл групп", которой принадлежали предприятия по добыче и переработке нефти в Венесуэле, на Ближнем Востоке, в США, Индонезии и во многих других странах мира. В конце 1950-х годов ежегодная сумма продаж этой компании составляла в среднем 6,5 млрд долл., а на ее предприятиях трудилось 250 тыс. человек. В число крупнейших монополий также входили трест "Юнилевер" и концерн "Бритиш петролеум". В 1952 году была создана английская автомобильная компания - "Бритиш мотор холдинг", в том же году произошло поглощение компании "Инглиш электрик" старейшей монополией "Дженерал электрик" (1900), что позволило последней занять ведущее место в электротехнической промышленности Англии.

Характерной чертой английской экономики в 1950-х годах было слияние мелких и средних фирм при содействии государства, причем, как и в годы войны, зачастую принудительным путем. В 1959 году было создано Управление по реорганизации хлопчатобумажной промышленности, что фактически означало санкционирование большого количества слияний в этой отрасли.

Процесс монополизации проходил и в банковской сфере, что сопровождалось волной слияний и поглощений. По-прежнему огромное влияние имела "большая пятерка" банков, которой принадлежало более 85% всех банковских активов страны. Кроме того, значительную роль играли крупные страховые компании - "Эллайен", "Личел энд дженерал" и др., аккумулировавшие большое количество акций промышленных монополий из различных отраслей.

Правительство консерваторов стало уделять большое внимание структурной перестройке экономики, поскольку основное место в промышленности по-прежнему занимали "традиционные" отрасли. По техническому оснащению и внедрению новых технологий английская промышленность намного отставала от аналогичных показателей таких держав, как США, ФРГ и даже Япония.

Начавшаяся в те годы научно-техническая революция требовала от правительства новых подходов при проведении индустриальной политики. В передовых отраслях на юго-востоке страны и в Западном Мидленде, где имелись для этого соответствующие условия, при помощи государственных льготных кредитов сооружались новые предприятия. Большое развитие получили научные и проектные институты, исследовательские центры по самым прогрессивным направлениям.

Но целый ряд регионов страны оставались в очень тяжелом положении. Особенно много их было в Шотландии, Северной Ирландии, Уэльсе, на северо-востоке Англии, где закрывались угольные шахты, металлургические заводы, судостроительные и судоремонтные верфи, текстильные и другие предприятия. Кризис угледобывающей промышленности носил глобальный характер и был связан прежде всего с сокращением удельного веса угля в общем объеме энергоносителей, поскольку все большую роль стали играть газ, нефтепродукты и атомная энергия. Резко сократился экспорт угля: с 41 млн т в 1937 году до 6,8 млн т в начале 1960-х годов. Это негативно повлияло на состояние торгового и платежного баланса Англии.

В середине 1950-х годов правительство консерваторов столкнулось с еще одной проблемой: потерей Англией ее традиционно ведущих

позиций на мировых рынках. Утрата британских колоний, глобальные изменения в мирохозяйственных связях, связанные с небывалым усилением американских позиций, привели к тому, что английские товары уже не обладали высокой конкурентоспособностью, присущей им в течение столетий. Необходимо было найти "свое место" в международном разделении труда.

Следует отметить, что именно в этот период ведущие западноевропейские страны осознали жизненную необходимость хозяйственного объединения перед лицом усиливающейся конкуренции со стороны США и Японии. В 1957 году была создана крупная международная интеграционная группировка "Общий рынок" (Европейское экономическое сообщество - ЕЭС). Англия в это объединение тогда не вступила, посчитав, что со своими внутренними и внешними проблемами сумеет справиться самостоятельно.

Но формирование ЕЭС значительно ограничило доступ английских товаров на европейские рынки, что принесло большие убытки британским предпринимателям и финансистам. Тогда Англия в противовес ЕЭС выступила с инициативой создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В нее вошли Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия, Португалия, причем Англия стала играть в ней ведущую роль. Соглашения по созданию ЕАСТ были подписаны в Стокгольме в январе 1960 года. Однако эта ассоциация не имела такого сильного интеграционного начала, какое было заложено в ЕЭС. Очень скоро стало ясно, что ЕАСТ не может составить сильной конкуренции "Общему рынку", поэтому уже в 1961 году Англия начала переговоры о вступлении в ЕЭС, но этот процесс затянулся более чем на 10 лет.

Большие затруднения испытывало сельское хозяйство Англии, которое, как и до войны, развивалось в условиях сильного государственного вмешательства. Поскольку в этот период Англия уже не могла по-прежнему импортировать большое количество продовольствия и сырья из своих бывших колоний, то правительство стало уделять больше внимания отечественному производству.

В 1947 году была принята четырехлетняя программа развития сельскохозяйственного производства. В соответствии с этой программой крупные фермеры могли получать государственные субсидии и льготные кредиты на приобретение машин, удобрений, им вручались премии за повышение урожайности и продуктивности животноводства. Были установлены гарантированные закупочные цены, что явилось хорошим стимулом для развития производства. Но несмотря на то что

уровень механизации английского сельского хозяйства в 1950-х годах стал одним из самых высоких в мире, а объем сельскохозяйственного производства увеличился на 50% по сравнению с довоенным периодом, Англия по-прежнему импортировала продовольствие в больших объемах.

Следует отметить большие изменения, которые происходили в социальной сфере послевоенной Англии. Еще правительство лейбористов во главе с К. Эттли отменило ряд законов, введенных в 1920-1930-х годах (в частности, закон о профсоюзах 1927 года) и ограничивавших права на забастовки и стачки. Правительство рекомендовало работодателям принять требования профсоюзов о расширении системы социального страхования; его фонды теперь должны были пополняться за счет трех источников: взносов трудящихся, отчислений от прибыли предпринимателей и поступлений из государственного бюджета.

Заметно повысились размеры пособий по безработице, болезни и потере трудоспособности, в связи с рождением детей. Получила дальнейшее развитие пенсионная система, расширилась категория людей, получавших бесплатную медицинскую помощь и др. Благодаря внедрению широких социальных программ возросла реальная заработная плата, что привело к заметному увеличению объемов потребления и улучшению его структуры: повысилась доля товаров длительного пользования, автомобилей и т.д.

Но такой рост спроса немедленно вызвал повышение цен и дефицит платежного и торгового баланса страны, с которым столкнулось правительство консерваторов У. Черчилля и его преемников - Энтони Идена (1955-1957) и Гарольда Макмиллана (1957-1963). Оно пыталось решить эту проблему путем усиления косвенного регулирования платежного спроса населения. Так, в 1957 году на рынке государственных ценных бумаг были проведены операции по резкому повышению уровня банковского процента. Их целью было сокращение производства, особенно с использованием импортируемого сырья, а также "сжатие" внутреннего рынка. Но эти меры не дали желаемых результатов, страна по-прежнему имела дефицит платежного и торгового баланса.

В эти же годы Англия испытала демографические трудности, связанные с потерей людских ресурсов во время войны: примерно в 1,6-2 раза по сравнению с концом XIX - началом XX века снизилась рождаемость, заметно повысилась доля людей старшего возраста, что потребовало увеличения затрат на пенсионное обеспечение; в стране явно не хватало высококвалифицированных рабочих и специалистов, чья

подготовка соответствовала бы требованиям научно-технической революции. Обнаружилось, что к этому времени в Англии был самый низкий уровень образования среди промышленно развитых стран, а это безусловно сдерживало темпы экономического роста.

Большое значение для Англии в 1950-х годах имела милитаризация экономики. В условиях "холодной воины" Англия стала членом военных блоков НАТО, СЕНТО, СЕАТО, ей приходилось содержать многочисленные военные базы на Кипре, на Аравийском полуострове, в государствах Юго-Восточной Азии, она вела колониальные войны в странах, стремившихся получить независимость от британской короны. По степени милитаризации и уровню военных расходов Англия занимала второе место среди западных держав после США. Почти 8% экономически активного населения страны (около 1,8 млн человек) было занято в сфере военного производства. Все это создавало большие трудности для английской экономики, которая заметно уступала по темпам развития экономике США, ФРГ, а затем и Японии.

Примером участия Англии в колониальных войнах могут служить события 1956 года, когда Египет объявил о национализации англофранцузской Всеобщей компании Суэцкого канала. В ответ на это Англия, Франция и Израиль в октябре-ноябре 1956 года осуществили агрессию против Египта, оказавшуюся очень неудачной для стран этой коалиции. Под давлением мировой общественности, в том числе и резолюции чрезвычайной сессии Генеральной ассамблеи ООН, принятой 2 ноября 1956 года, военные действия были прекращены.

Последствия этой войны для Англии были тяжелыми. И дело даже не в человеческих жертвах, которых, по официальным данным, было 22 человека. Экономический ущерб оценивался в 328 млн ф. ст., он включал дополнительные расходы на армию, флот и авиацию, стоимость вооружений и оборудования потерянной военной базы на Суэцком канале, ущерб английских нефтяных компаний, потери от прекращения торговых отношений с Египтом и др. К этой сумме следовало еще добавить стоимость национализированных английских банков и компаний в Египте. После поражения Англии в этой войне премьер-министр Э. Идеи был вынужден в январе 1957 года уйти в отставку, а на его место был назначен Г. Макмиллан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: