Анализ расходов федерального бюджета на транспорт и дорожное хозяйство

Роль транспорта в России велика. Благодаря ему производится рациональное размещение производительных сил, происходит разработка и освоение новых территорий, совершенствование разделения труда не только между регионами РФ, но и в мировом хозяйстве.

Транспорт - одна из важнейших отраслей экономической инфраструктуры, которая рассматривается государством как приоритетная, так как её функционирование непосредственно влияет на развитие экономики и социальной сферы.

Долю расходов на транспорт в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за 2010-2013(план) гг. представим в таблице 3.

Таблица 3

Расходы на транспорт в структуре расходов федерального бюджета РФ на национальную экономику за 2010-2013 (план) гг. [ ]

Наименование показателя 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. (план)
Расходов на национальную экономику, млрд. руб. 1222,7 1790,2 1968,1 1664,1
Расходы на транспорт, млрд. руб. 303,1 291,0 339,5 222,8
Уд. вес расходов на транспорт в общей сумме расходов на национальную экономику, %. 24,8 16,3 17,3 13,4

По данным таблицы 3 видно, что расходы на транспорт занимают значительный вес в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет. В 2010 году удельный вес расходов федерального бюджета на транспорт составил 24,8%, в 2011 году - 16,3%, в 2012 году - 17,3%, в плановом 2013 году - 13,4%.

В 2011 году расходы на транспорт сократились на 8,5%, что в сумме составило 16,3% от общей суммы расходов на национальную экономику.

В 2012 году происходит увеличение расходов на транспорт на 1,0% и составляет 17,3% от общей суммы расходов на национальную экономику. В 2013 году планируется, что расходы сократятся по сравнению с 2012 годом и будут составлять 13,4%, что меньше расходов прошлого года всего на 3,9%.

Представим динамику расходов федерального бюджета на транспорт за 2010-2013(план) гг. на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета на транспорт за 2010-2013 (план) гг., млрд. руб.[ ]

Как видно из рисунка 3 расходы федерального бюджета на транспорт имеют отрицательную динамику расходов.

Из рисунка можно наглядно увидеть, что наибольшее поступление сумм расходов на транспорт приходится на 2010 год, что составляет 303,1 млрд. руб., так как в бюджете предусмотрены ассигнования на модернизацию парка воздушных судов с целью приведения их в соответствие международным стандартам, на развитие морского транспорта с целью поддержания конкурентоспособности торгового флота и морских портов, на развитие железнодорожного транспорта с целью обновления и модернизации основных фондов, повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, улучшение качества обслуживания. Также в 2010 году начала финансироваться федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Также продолжалось финансирование ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)» и подпрограмм «Развитие экспорта транспортных услуг», «Железнодорожный транспорт», «Морской транспорт» и другие. В 2011 году произошло уменьшение расходов на транспорт на 12,1 млрд. руб. и их сумма составила 291,0 млрд. руб. В 2012 году происходит увеличение суммы расходов по данной статье на 48,5 млрд. руб. и в итоге их сумма составляет 339,5 млрд. руб. Планируется, что в 2013 году расходы на транспорт сократятся на 116,7 млрд. руб. и составят 222,8 млрд. руб. Сокращение бюджетных ассигнований в сфере транспорта в 2013 году в сравнении с 2012 годом обусловлено завершением государственной поддержки субсидирования железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» новых автомобилей, произведенных на территории РФ, на железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, и в обратном направлении, сокращением субсидий АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр».

Снижение расходов по подразделу в 2011 и 2013 годах обусловлено: уменьшением объемов предоставляемых субсидий организациям железнодорожного транспорта; сокращением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенных в целевые программы; снижением расходов на содержание центрального аппарата Ространснадзора и его территориальных органов.

Несмотря на то, что за анализируемый период расходы на транспорт значительно сократились, данная статья входит в тройку наиболее весомых статей в структуре расходов на национальную экономику. Большая часть этих расходов была направлена на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог, несоответствующих нормативным требованиям, развитие железнодорожной сети внутри крупных городов.

Вопросы развития дорожной сети в настоящее время, безусловно, одни из приоритетных для России. И это понятно: экономическая мощь страны во многом определяется качеством и развитостью дорожной инфраструктуру. Создание современной дорожно-транспортной сети является одним из факторов, обеспечивающих устойчивый рост экономики, выполнение социальных программ и, в конечном счете, улучшение качества жизни людей.

Ежегодно на их содержание и ремонт выделяются значительные средства как из федерального бюджета, так и из бюджетов регионов. Однако существующие объемы финансирования все еще не соответствуют технологически обоснованным потребностям развития данной отрасли.

Долю расходов на дорожное хозяйство в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за 2010-2013(план) гг. представим в таблице 4.

Таблица 4

Расходы на дорожное хозяйство в структуре расходов федерального бюджета РФ на национальную экономику за 2010-2013 (план) гг. [ ]

Наименование показателя 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. (план)
Всего расходов на национальную экономику, млрд.руб. 1222,7 1790,2 1968,1 1664,1
Расходы на дорожное хозяйство, млрд.руб. 281,1 349,5 442,4 464,1
Уд. вес расходов на дорожное хозяйство в общей сумме расходов на национальную экономику, %.   19,5 22,5 27,9

По данным таблицы 4 видно, что расходы на дорожное хозяйство занимают значительный вес в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет. В 2010 году удельный вес расходов федерального бюджета на дорожное хозяйство составил 23%, в 2011 году -19,5%, в 2012 году - 22,5%, в плановом 2013 году - 27,9%.

В 2011 году расходы на дорожное хозяйство сократились на 3,5%, что в сумме составило 19,5% от общей суммы расходов на национальную экономику.

В 2012 году происходит увеличение расходов на дорожное хозяйство на 3,0% и составляет 22,5% от общей суммы расходов на национальную экономику. В 2013 году планируется, что расходы возрастут по сравнению с 2012 годом и будут составлять 27,9%, что выше расходов прошлого года всего на 5,4%.

Далее представим динамику расходов федерального бюджета на дорожное хозяйство за 2010-2013(план) гг. на рисунке 4.

Рис. 4. Динамика расходов федерального бюджета на дорожное хозяйство за 2010-2013 (план) гг., млрд. руб.[ ]

По данным рисунка 4, видно что расходы федерального на дорожное хозяйство имеют положительную динамику расходов. К тому же видно, что расходы на дорожное хозяйство с каждым годом увеличиваются. Наименьшее поступление приходится на 2010 год и равно сумме 281,1 млрд. руб. В 2011 году расходы на дорожное хозяйство увеличиваются на 68,4 млрд. руб. и их сумма составляет 349,5 млрд. руб. В 2012 году расходы по данной статье составили 442,4 млрд. руб. увеличившись при этом на 92,9 млрд. руб. Планируется, что расходы по ним в 2013 году составят 464,1 млрд. руб., что превысит расходы по сравнению с прошлым годом на 21,7 млрд. руб.

Рассмотрим реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» основной целью которой является развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике и повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения. Для реализации этих целей необходимо строительство скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения и др.

Проанализируем расходы федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг. в таблице 5.

Таблица 5

Расходы федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг.

Наименование 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
план факт план факт План факт план
Капитальные вложения 194033,7 192890,5 245297,7 221108,8 262488,1 279287,6 260948,8
НИОКР 384,7 368,4 597,0 456,4 893,4 507,1 859,6
Прочие нужды 43493,6 43301,8 35438,2 34178,3 72123,5 67245,8 88514,3
Всего предусмотрено текстом программы из федерального бюджета 237912,0 236560,7 281332,9 255743,5 335505,0 347040,5 350322,7

Анализ данных таблицы 5 показал, что в 2011 году наблюдается увеличение расходов на реализацию программы по направлению капитальные вложения. Увеличение расходов в 2011 году составило 14,6% или 28218,3 млн. руб. относительно 2010 года. В 2012 году по отношению к 2011 году расходы по ним увеличились, а именно на 26,3% или на 58178,8 млн. руб.

Динамика плановых и фактических расходов на реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг. представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Динамика плановых и фактических расходов на реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг.

Данные рисунка свидетельствуют о незначительном несоответствии плановых и фактических суммах расходов на реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Фактические расходы в 2010 году, по сравнению с плановым уменьшились на 0,6% или на 1351,3 млн. руб. и составили 236560,7 млн. руб. Фактические расходы в 2011 году, по сравнению с плановым уменьшились на 9,1% или на 25589,4 млн. руб. и составили 255743,5 млн. руб. Обусловлено это сокращением капитальных вложений и сокращением расходов по направлению «НИОКР». Превышение фактических расходов по сравнению с плановым приходится только на 2012 год, его превышение составляет 3,4% или 11535,0 млн. руб. и его сумма составляет 347040,5 млн. руб.

Далее проанализируем структуру расходов федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг. Данные для анализа представлены в таблице 6.

Таблица 6

Структура расходов федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг.

Наименование подпрограмм 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
план факт план факт План факт план
«Развитие экспорта транспортных услуг» 2336,0 2335,9 7074,9 6393,7 9433,0 9200,0 11876,5
«Железнодорожный транспорт» 6572,5 6475,5 6572,6 6572,6 13112,4 2700,0 16560,9
«Автомобильные дороги» 186904,2 186211,1 211115,9 187446,3 239380,9 279317,7 248471,4
«Морской транспорт» 13288,9 13008,0 18317,7 18220,5 26961,9 16932,2 31465,7
«Внутренний водный транспорт» 6578,5 6566,0 9148,7 9055,4 9881,4 12006,3 8950,5
«Гражданская авиация» 19881,9 19618,6 28458,9 27418,1 35579,0 26241,2 32035,2
«Государственный контроль и надзор в сфере транспорта» - - - - - - 68,0
Расходы общепрограммного характера по программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» 2350,0 2345,6 644,2 636,9 1156,4 643,1 894,5
Всего предусмотрено текстом программы из федерального бюджета 237912,0 236560,7 281332,9 255743,5 335505,0 347040,5 350322,7

Из таблицы видно, что основными подпрограммами на реализацию которых выделяются наибольшие суммы являются «Автомобильные дороги» и «Гражданская авиация», также важно отметить что расходы по ним с каждым годом увеличиваются. Фактические расходы за анализируемый период на реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги», по сравнению с плановым в 2010 году уменьшились на 0,4% или на 693,1 млн. руб. и составили 186211,1 млн. руб., в 2011 году на 11,2% или 23669,6 млн. руб. и составили 187446,3 млн. руб., в 2012 году увеличились на 16,7% или 39936,8 млн. руб. и составили 279317,7 млн. руб. В 2013 году на реализацию подпрограммы планируется выделить 248471,4 млн. руб.

Фактические расходы за анализируемый период на реализацию подпрограммы «Гражданская авиация», по сравнению с плановым в 2010 году уменьшились на 1,3% или на 263,3 млн. руб. и составили 19618,6 млн. руб., в 2011 году на 3,7% или 1040,8 млн. руб. и составили 27418,1 млн. руб., в 2012 году на 26,2% или 9337,8 млн. руб. и составили 26241,2 млн. руб. В 2013 году на реализацию подпрограммы планируется выделить 32035,2 млн. руб.

Далее обратимся к рисунку 6, на котором изображена структура расходов федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг.

2010 год 2011 год

2012 год

Рис. 6. Структура расходов федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг., % [ ]

Рисунок еще раз наглядно подтверждает, что основными подпрограммами на реализацию которых выделяются наибольшие суммы являются «Автомобильные дороги» и «Гражданская авиация». На реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» от общей суммы расходов по программе в 2010 году было выделено 78,3%, в 2011 году - 73,3%, в 2012 году - 80,5%. В среднем за анализируемый период на нее выделялось 77,5%. На реализацию подпрограммы «Гражданская авиация» от общей суммы расходов по программе в 2010 году было выделено 8,3%, в 2011 году - 10,7%, в 2012 году - 7,5%. В среднем за анализируемый период на нее выделялось 8,8%.

В результате реализации программы в 2010 году были введены в действие 20 объектов общей протяженностью 560,444 км; введены в эксплуатацию 5 искусственных сооружений общей длиной 717,31 пог. м с подходами общей протяженностью 13,9 км; железнодорожные мосты «Литер Г» и «Литер В» через Обводный канал в Санкт-Петербурге; мостовой переход через реку Оку; кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга протяженностью 116,75 км.

В 2011 году был осуществлен ввод в эксплуатацию участков автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 219,276 км, введены в эксплуатацию искусственные сооружения общей длиной 3 982,68 пог. метров. Завершено строительство 2 морских терминалов Адлер и Лазаревское.

В 2012 году осуществлялось строительство 8 морских терминалов морского порта Сочи, реконструкция аэродрома аэропорта г. Сочи (Адлер), Краснодарский край; строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта Шереметьево, Московская область.

Проанализируем расходы федерального бюджета на реализацию ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг. в таблице 7.

Таблица 7

Расходы федерального бюджета на реализацию ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг.

Наименование 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
план факт план факт план факт план
Капитальные вложения 6491,0 1473,4 8129,1 3046,0 12172,9 2049,2 9991,6
НИОКР 697,4 46,0 557,4 149,0 441,6 70,0 32,0
Всего предусмотрено текстом программы из федерального бюджета 7188,4 1591,4 8686,5 3195,0 12614,5 2119,2 10023,6

Анализ данных таблицы показал, что наибольшие суммы расходов направляются по направлению капитальные вложения. Увеличение расходов в 2011 году по направлению капитальные вложения составило 106,7% или 1572,6 млн. руб. относительно 2010 года. В 2012 году по отношению к 2011 году расходы по ним уменьшились, а именно на 32,7% или на 996,8 млн. руб.

Динамика плановых и фактических расходов на реализацию ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг. представлена на рисунке 7.

Рис. 7. Динамика плановых и фактических расходов на реализацию ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)» за 2010-2013 (план) гг.

Данные рисунка свидетельствуют о значительном несоответствии плановых и фактических суммах расходов на реализацию ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)». Фактические расходы в 2010 году, по сравнению с плановым уменьшились на 78,9% или на 5669,0 млн. руб. и составили 1519,4 млн. руб. Фактические расходы в 2011 году, по сравнению с плановым уменьшились на 63,2% или на 5491,5 млн. руб. и составили 3195,0 млн. руб. Фактические расходы в 2012 году, по сравнению с плановым уменьшились на 83,2% или на 10495,3 млн. руб. и составили 2119,2 млн. руб. Обусловлено это сокращением капитальных вложений и сокращением расходов по направлению «НИОКР».

По результатам реализации программы за ряд лет была проведена модернизация 6 аэродромных радиолокационных комплексов, ввелось 11 земных станций спутниковой связи и 9 доплеровских метеорологических радиолокаторов, произошло техническое перевооружение АМСГ 26 объектов, а также был введена в эксплуатацию 1 авиационно поисково-спасательный центр, 22 земных станций спутниковой связи и 11 доплеровских метеорологических радиолокаторов.

Таким образом, в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет наибольший удельный вес занимают расходы на дорожное хозяйство и транспорт, в среднем их удельный вес составил 23,2% и 18,9% соответственно. Расходы на дорожное хозяйство с каждым годом увеличиваются. В 2010 году удельный вес расходов федерального бюджета на дорожное хозяйство составил 23%, в 2011 году -19,5%, в 2012 году - 22,5%, в плановом 2013 году - 27,9%. Расходы федерального бюджета на транспорт имеют нестабильную динамику. В 2010 году удельный вес расходов федерального бюджета на транспорт в общей структуре расходов на национальную экономику составил 24,8%, в 2011 году - 16,3%, в 2012 году - 17,3%, в плановом 2013 году - 13,4%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: