Менеджмент представляет собой обобщение практики рационального управления коммерческим производством (прежде всего в масштабах фирмы).
Управление как особая форма деятельности присуще экономике еще с незапамятных времен, но рынок превращает эту сферу в центральную для производства. Возникает необходимость в формировании специальной теории управления коммерческим производством. Это объясняется тремя обстоятельствами:
1. в связи с повсеместным созданием акционерных обществ непосредственное управление их движимым и недвижимым имуществом переходит к особой группе доверенных лиц - менеджерам, которые, не являются собственниками данного имущества, должны обеспечить его прибыльное использование в интересах акционеров;
2. вследствие усложнения технологии производства и возрастания стоимости оборудования возникает настоятельная потребность в такой организации дела, которая бы гарантировала ответственное отношение каждого работника;
3. обострение конкурентной борьбы требует заинтересованного участия в делах фирмы всех ее сотрудников.
Проблема, как известно, возникает вместе со средствами ее решения. Акционерная форма производства вынуждает доверить управление деятельностью фирмы наемным работникам, каковыми являются менеджеры, но в то же время путем распространения среди них акций данной фирмы (а также среди других работников этой фирмы) обеспечивает их ответственность, стимулируя высокий профессионализм.
Менеджмент реализует систему принципов микросоциального управления:
- принцип гуманизации производственных отношений, требующий максимального учета индивидуального потенциала каждого работника;
- принцип делового партнерства, предполагающий сплочение разных групп работников во время процветания фирмы;
- принцип экономического децентрализма, делающий ставку на самостоятельность принятия административно-хозяйственных решений каждым звеном фирмы.
Менеджмент рассматривает предприятие не как технологическое звено общественного производства, а как социальную подсистему рыночной экономики. Этим определяются основные направления менеджмента:
1. Выявление микросоциальной структуры предприятия (групп работников и отношений между ними), в том числе - социально-профессиональной, культурно-образовательной, квалификационной и демографической;
2. Формирование малых групп (автономных рабочих бригад, целевых групп, в том числе и среди специалистов) как главного условия мобилизации коллективных усилий;
Подбор неформальных групп по результатам социометрических исследований.