Б) Менеджмент. Основные направления менеджмента

Менеджмент представляет собой обобщение практики рационального управления коммерческим производством (прежде всего в масштабах фирмы).

Управление как особая форма деятельности присуще экономике еще с незапамятных времен, но рынок превращает эту сферу в центральную для производства. Возникает необходимость в формировании специальной теории управления коммерческим производством. Это объясняется тремя обстоятельствами:

1. в связи с повсеместным созданием акционерных обществ непосредственное управление их движимым и недвижимым имуществом переходит к особой группе доверенных лиц - менеджерам, которые, не являются собственниками данного имущества, должны обеспечить его прибыльное использование в интересах акционеров;

2. вследствие усложнения технологии производства и возрастания стоимости оборудования возникает настоятельная потребность в такой организации дела, которая бы гарантировала ответственное отношение каждого работника;

3. обострение конкурентной борьбы требует заинтересованного участия в делах фирмы всех ее сотрудников.

Проблема, как известно, возникает вместе со средствами ее решения. Акционерная форма производства вынуждает доверить управление деятельностью фирмы наемным работникам, каковыми являются менеджеры, но в то же время путем распространения среди них акций данной фирмы (а также среди других работников этой фирмы) обеспечивает их ответственность, стимулируя высокий профессионализм.

Менеджмент реализует систему принципов микросоциального управления:

- принцип гуманизации производственных отношений, требующий максимального учета индивидуального потенциала каждого работника;

- принцип делового партнерства, предполагающий сплочение разных групп работников во время процветания фирмы;

- принцип экономического децентрализма, делающий ставку на самостоятельность принятия административно-хозяйственных решений каждым звеном фирмы.

Менеджмент рассматривает предприятие не как технологическое звено общественного производства, а как социальную подсистему рыночной экономики. Этим определяются основные направления менеджмента:

1. Выявление микросоциальной структуры предприятия (групп работников и отношений между ними), в том числе - социально-профессиональной, культурно-образовательной, квалификационной и демографической;

2. Формирование малых групп (автономных рабочих бригад, целевых групп, в том числе и среди специалистов) как главного условия мобилизации коллективных усилий;

Подбор неформальных групп по результатам социометрических исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: