Г) Либерализация цен. Финансовая стабильность

Россия в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к системе современной рыночной экономики. В начале преобладала точка зрения, что переход займет годы. Теперь стало ясно, что этот переход растянулся на десятилетия.

Теоретическая и прикладная экономика разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода.

Это, прежде всего своеобразное сочетание экономических законов коммунистической и капиталистической систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Более того, можно говорить о собственных законах переходной системы.

При этом переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы (причем этот процесс идет не равномерно), то подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.

Переход от административно-командной системы к рыночной системе имеет обширные тенденции.

Этот процесс включает:

  1. глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности);
  2. предполагает осуществление стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании).

Одними из главных задач, являются либерализация и финансовая стабилизация.

Либерализация, т.е. снятие или резкое сокращение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности, прежде всего путем отмены директивного планирования и обязательного государственного заказа на продукцию предприятий, перехода к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением и, наконец, отмены государственной монополии внешней торговли и разрешения всем хозяйствующим субъектам заниматься внешнеэкономической деятельностью.

Либерализация цен проводится чаще всего с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями.

Слабый государственный контроль над производством не сопровождался установлением контроля со стороны частных собственников, что повлекло нарастание бесхозяйственности на предприятиях.

Предоставление предприятиям права самим устанавливать размер заработной платы не сопровождалось либерализацией цен, что в свою очередь, вело к усилению инфляции. Началось стихийное перераспределение государственной собственности в частную через создавшиеся при госпредприятиях кооперативы, малые совместные предприятия.

Одномоментная либерализация цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования.

Недостатки либерализации цен:

  1. переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность при оттоке ресурсов от производственной сферы;
  2. стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;
  3. высокая инфляция влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

С целью недопущения высокой инфляции проводится жесткая финансовая политика (финансовая стабилизация).

Финансовая стабилизация средство проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью подавления инфляции, которая усиливается в период распада и крушения административно-командной системы.

Стабилизационные меры направлены на ликвидацию инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий.

Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедляться, хотя по-прежнему остается высокой.

Снижению инфляции и сбалансированию рынка способствуют также ликвидация или, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос.

Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.

В связи с этим резко:

  1. снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев;
  2. сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство;
  3. падает объем производства, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения;
  4. растет безработица и число банкротств.

Ввиду жесткости такой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся:

  1. отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса;
  2. поддержка наиболее экономически значимых слоев населения;
  3. проведении этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически активных его слоев.

д) Государственные регуляторы международной торговли:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: