В) Сущность переходного периода в России, его основные характерные черты

Международная экономическая интеграция представляет объединение национальных хозяйств ряда стран на основе «взаuмопереплетения» их экономик и образования общего рынка. Интеграция, с одной стороны, углубляет международное разделение труда, с другой - интенсифицирует обмен товарами, услугами, капиталом, рабочей силой. Повышается уровень обобществления производства, что требует специального межгосударственного регулирования.

К 70-м гг. В различных регионах земного шара сложилось несколько интеграционных объединений. Прежде всего, это Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) или Общий рынок (создан в 1958 г.). В него вошли ряд западноевропейских государств - Франция; Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Наряду с сотрудничеством в области торговли страны интегрировали другие сферы хозяйства - научно-техническую деятельность, программирование и т. д.

В рамках интеграции предусматривалось установление льгот для взаимной торговли с перспективой образования общего рынка без каких-либо ограничений и пошлин. Важными интеграционными элементами явились единая торговая политика по отношению к третьим странам, общая аграрная политика и т. д. С целью создания регионального комплекса предусматривалось финансирование разнообразных видов хозяйственной деятельности.

Интеграция позволила западноевропейскому капиталу на равных противостоять своим основным конкурентам - США и Японии.

В последующий период сформировались Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), Восточноафриканское сообщество и т. д.

Интеграционные объединения развивающихся стран проявили заинтересованность к сотрудничеству с целью воспользоваться выгодами международной специализации, доступа к природным богатствам и экономическим ресурсам и т. д.

В настоящее время ЕЭС, трансформировавшийся в Европейский союз, объединяющий 15 государств Западной, Северной и Центральной Европы, становится своего рода эталоном экономической интеграции. Входящие в него страны продвигаются к полной интеграции деятельности практически по всем параметрам. ЕС решает задачу проведения скоординированной международной политики. Сформированный на его основной валютный союз координирует деятельность по переходу к новой единой европейской валюте - евро. Она постепенно заменяет европейские валюты, становится единой валютой на всей территории Евросоюза.

В 90-е годы активизировались процессы создания новых «союзов» во всех крупнейших экономических центрах - в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Южно- и Североамериканских регионах: и т. д.

Образуются новые экономические блоки в непосредственной близости от границ России. В частности, в 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и развития центральных центральноазиатских государств (ОЭСЭКО). Его инициаторами выступили Иран, Пакистан и Турция. Была сделана ставка на «вхождения» в центральноазиатский общий рынок Азербайджана, Казахстана и других среднеазиатских республик, ранее входивших в СНГ. Для современной России это наиболее нежелательный конкурент.

Вместе с тем сегодняшняя Россия не имеет равноправного доступа на торговые рынки мировою сообщества.

В этих условиях реальным и н еобходимым является экономическая интеграция ее со своими ближайшими соседям, бывшими союзными республиками. Без восстановления эффективного взаимодействия между странами СНГ практически невозможно нормализовать сегодняшнюю ситуацию.

Договор о создании Содружества Независимых Государств положил начало интеграционным процессам на этом уровне. В 2003 Г. принято решение о создании общего рынка четырех государств: России, Украины, Белоруссии, Казахстана.

Углубление интеграционных процессов требует решения значительного круга важных экономических проблем. Достаточно очевидно, что международная экономическая интеграция способствует усилению международных экономических связей, является важной ступенькой «перехода» к глобализации экономики.

Программой рыночных преобразований в России предусматривалось:

¨ создание рыночной экономики в России;

¨ итерация ее в мировое экономическое пpостpaнство.

В свою очередь, создание рыночной экономики предполагалось осуществить в два этапа:

1. 1991-1993 г. - период предположительного формирования институтов и рыночной экономики, превращения значительной части государственной собственности в частную.

2. 1994-1997г. - период предположительной структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной собственности к частной, от закрытой к открытой экономике.

Таким образом, по идее, к концу 2000-х годов предполагалось решение, как первой, так и второй задач.

При определении направлений рыночных преобразований ориентир был сделан на ряд основных принципов, используемых в мировой практике, выступающих в качестве своеобразной «азбуки» рыночных преобразований.

- либерализацию цен, ориентацию их на спрос и предложение;

- частную собственность, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированную законом, защищающую права собственников;

- приватизацию государственных предприятий и демонополизацию производства в различных отраслях

- становление экономики открытого типа;

- ограничение прямого государственного вмешательства в экономику, вместе с тем в рамках принятого законодательства - ориентацию на рыночные отношения;

- макроэкономическую стабилизацию, предполагающую ликвидацию дефицита государственного бюджета.

Наряду с этим была сделана ставка на свободу предпринимательства и выбора экономических субъектов, развитие конкуренции как важнейшего фактора стимулирования хозяйственной активности, социальные гарантии.

Сегодняшние реалии, актуальные проблемы, направления, преобразований. Сегодняшние реалии – известный сдвиг в производственной сфере, по оценкам, наибольший с 1987 года рост производства, определенные подвижки в налоговой политике, постепенное сокращение внешнего долга и т. д. Вместе с тем достаточно остры социальные проблемы. Процесс «peформирования» не завершен ни в одной из сфер и направлений, требует продуманной политики, сочетающейся с социальными механизмами.

Особая актуальность социальных проблем, обусловленная тем, что преобразованиям предшествовал уровень жизни более высокий, чем тот, к которому большинство населения не подошло два десятилетия спустя, определила необходимость ориентации экономического развития прежде всего на решение социальных проблем.

Этот ориентир может быть определен в качестве базовой основы преобразований. Приего конкретизации целесообразно выделение трех важнейших параметров: а) реальное «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», определенных ст. 6 Конституции РФ; б) не допущение снижения жизненного уровня населения; в) ориентация на определенный уровень благосостояния.

Поскольку основой решения социальных проблем является экономика, ориентация на созидательные тенденции, интенсификацию производства, создание экономического потенциала, позволяющего сократить разрыв с Западом.

Как обязательное условие независимости и формирования лидерских позиций - развитие наукоемких производств, ориентация на достижения НТР, «технологический прорыв, без которых развитие вышеназванных проблем практически невозможно.

Россия - крупнейшая мировая держава с высоким ресурсным потенциалом, не должна ориентироваться на сложившуюся уродливую экспортно-импортную политику, зависимость от западного индустриального потенциала, должна развивать собственную высокотехнологическую базу.

Ориентация на развитие малого, среднего, крупного производства. В ближайший: (период - экономическая поддержка малого и среднего предпринимательства. При этом малый бизнес должен устремляться но только в самостоятельные структуры, чаще всего сориентированные на производство продукции пищеблока, но и в крупный бизнес, где, как и в странах Запада, может выполнять вспомогательную роль по отношению к крупному капиталу. Такая ориентация будет способствовать и решению актуальнейшей проблемы занятости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: