Олигополия. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Характерные черты:

1. Первая характерная черта олигополии заключается в немного численности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия «олигополия» (греч. oligos – несколько, poleo – продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании («Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер») приходилось в 80-е годы свыше 95% национального производства автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей промышленности США (производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень концентрации производства всего на несколько фирм.

Следует лишь отметить, что эти данные, как и все статистические показатели, обладают очевидными недостатками. Они либо преувеличивают, либо приуменьшают степень концентрации. Преувеличивают, так как не учитывают иностранной и межотраслевой конкуренции (на американском рынке например, каждый четвёртый автомобиль – иностранного производства), а также конкуренции со стороны поставщиков. Приуменьшают, так как оценивается степень концентрации на общенациональном уровне, а не на уровне регионов или отдельных городов, где на рынках некоторых товаров и услуг часто господствует две – три местные компании (производство кирпича, бетона, скоропортящихся пищевых продуктов и т.д.). К тому же наряду с классической (жёсткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы, существует ещё и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

2. Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.

Эффект масштаба – важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоёмких отраслях, контролируемых фирмами типа «Ксерокс», «Кодак», IBM и др. На протяжении всего срока действия патента (в США – 17 лет) фирма надёжно защищена от внутренней конкуренции.

Среди других причин – монополия контроля над редкими источниками сырья (например, в 60-70-е годы мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель «Семь сестёр»), запредельно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу- бизнесе). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.

3. Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.

Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договорённость с другими олиполистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объёма выпуска продукции.

Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существует только 2 продавца, -дуополию.

Дуополия – это частный простейший случай олигополии.

Допустим, что каждая из фирм А и Б производят половину продукции, общая величина которой – 400 тыс. единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. Допустим также, - что первоначальные цены равны и составляют 50 тыс. руб. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурентов с рынка, то между ними начинается ценовая война.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Снижение цен имеет, однако, свои пределы. В рассмотренном примере (см. рис.) оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадёт до уровня предельных издержек. А так как средние издержки постоянны, то Р=МС=АС. В точке В установится равновесие, потому что ни одна фирма не сможет снизить цену ниже, не неся убытки. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю.


A

C B

25 AC=MC

200 400 Q (тыс. руб.)

От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: