double arrow

Английская и французская философия Нового времени

Характерными особенностями философии 17 в. Были тесная связь с естествознанием и борьба против засилья схоластики.
С развитием капитализма начинается распространение материалистических идей в Англии. Родоначальником английского материализма считают Ф. Бэкона. Главные труды: «Новый Органон» и «Новая Атлантида».
Бэкон полагал, что только опытное исследование природы, эксперимент дают подлинную истину. Целью познания он считал расширение мощи и господства человека над природой. Он различает 2 вида опытов: 1. «плодоносные» (приносят пользу человеку); 2. «светоносные» (познание законов явлений и свойств вещей.
Он также различает 4 вида препятствий, заблуждений на пути познания. И знание видов препятствий помогает избегать ошибок. (1. «Идолы рода»(знания из поколения в поколение) - человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами, происходящих из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний; 2. «идолы пещеры» (каждый со своей колокольни)- ошибки, присущие некоторым группам людей вследствие субъективных предпочтений; 3. «идолы площади»(давление толпы) - препятствия, возникающие вследствие обобщения между людьми посредством слов; 4. «идолы театра» (давление авторитета) - препятствия, порождаемые в науке ложными мнениями, возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.)
Говорит, что метод – главное средство исследования. И истинный метод состоит в умственной проработке материалов, которые доставляет опыт. Науку расширяет также эксперимент, т.е намеренное активное испытание природы. Индукция, анализ, наблюдение и эксперимент – главные условия метода.
Материализм Бэкона непоследователен, сочетается с деизмом. Уступки идеализму заключается в признании двоякой формы истины – не только научной, но и религиозной.
Джон Локк проявляет себя как сенсуалист, с точки зрения которого весь опят человека складывается из ощущений. Ощущения делит на 2 группы (1.- первичные качества материи, объективно присущие ей: фигура, масса, протяженность; 2. Вторичные качества материи, субъективно присущие ей: цвет, звук, вкус.
Разум Локк рассматривает как «чистую доску», полагая, что все его содержание определяется только ощущения. Он недооценивал роль мышления в познании. Он проявляет себя как глубокий полит. Мыслитель. В работе «Два трактата о правлении» он продолжает развивать идеи Гоббса о договорном характере государства.
Французский мыслитель Р. Декарт. Его рационализм возникает на основе дуалистического решения вопроса об отношении между телом и душой, к которому Декарт пришел в результате своего принципа сомнения. Согласно Декарту, в ходе познания можно не сомневаться, только в самом мыслительном процессе.
Сознание и материю Декарт рассматривал как две не связанные между собой субстанции(дуализм). Но как ученый естествоиспытатель он в своем учении о материи стоит на материалистических позициях. Противопоставляя материю и сознание, он должен был каким-то образом объяснить связь между ними в процессе познания. Поэтому Декарт должен был постулировать наличие врожденных идей, посредником которых, по его мнению, является бог. Подобные отступления Декарта в сторону религии обуславливались деистическим признанием бога, как первопричины мира.
Д.Беркли. Его учение – это субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, он признает существование только человеческого сознания, ощущений. Во избежание солипсизма, он говорит, что субъект в мире не один. Вещь, которую перестает воспринимать один субъект может быть воспринята др. субъектом. Если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в мыслях бога. Т.о., начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим признанием бога, делает шаг к объективному идеализму.
Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.
Зачинатель французского материализма Ламерти в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.
Наиболее систематическим пропагандистом философских учений французского материализма стал Поль Гольбах. Будучи последовательным сенсуалистом, он категорически отвергал идеалистические представления о врожденных идеях, не оставляя место для религиозного мифа о бессмертии души.
Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во вселенной все находится в движении. Покой является только относительным. В отличие от Декарта, Гольбах утверждает, что природа получает свое движение от себя самой, ибо природа – великое целое, вне которого ничего не может существовать. Материя вечно движется, движение есть необходимый способ ее существования. Гольбах выводит также отрицание случайности. Говорит что все в природе не случайно, все имеет свое определенное место.
Д. Дидро исходит из положения о вечности бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее ничего нет. Дидро внес в материалистическое учение о природе некоторые идеи диалектики. Пробивается мысль о развитии, о связи протекающих в природе процессов. Он считает, что все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает, каждый момент он находится в состоянии зарождения и смерти, никогда не было и не будет другого мира.
В учении об обществе французские материалисты выступают против религиозно-идеалистического понимания истории человечества, доказывая, что движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения. В учении о природе человека французские материалисты отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех человеческих действий.
Большой вклад в развитии философии этой эпохи внесли и представители французского просвещения Ш. Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо и др.

9.Философские взгляды И.Канта.
Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии, основатель критического, или трансцендентального, идеализма.Деятельность Канта делится на 2 периода. В первы период (до начала 70 годов) «докритический» Кант пытался решать философские проблемы – вопросы о бытии, философские вопросы природы, философии религии, этики, логики исходя из того что философия может быть обоснована как теоретическая наука, т.е без обращения к опытным данным.
В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант разработал гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи и развивалась до своего нынешного устройства согласно законам механики. Он, также, поставил вопрос о роли приливов и отливов в истории Земли и доказал, что в результате этих явлений скорость суточного вращения Земли замедляется. В физике Кант обосновал учение об относительности движения и покоя.
Признавая бесконечность процесса развития мира, Кант вместе с тем полагал, что этот процесс все же имел начало. И причина мира по Канту не материя, а бог. Т.о., божественная первопричина сохраняется хотя и в ослабленном виде.
Второй период – «критический» начинается с выходом трех работ («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»).
Предпосылку всех трех работ составляет учение Канта о «вещах в себе». По Канту существует независящий от нашего сознания мир вещей («вещи в себе»). Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. В этом тезисе он материалист. Его идеализм состоит в утверждении, ни ощущения, ни понятия и суждения не могут дать теоретического знания о «вещах в себе». Вещи в себе не познаваемы, познаваемы только явления. Кант процесс познания рассматривает как активный творческий процесс и связывает его с исследованием трех основных познавательных способностей: 1.чувственность (способность к ощущениям); 2. Рассудок (способность к понятиям и суждениям); 3. Разум (способность к умозаключениям). И знание всегда состоит в соединении всех трех составляющих.
Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей — природы, мира, человека,— а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной.
Фактически Кант пытается совместить материализм с идеализмом. Материализм Канта состоит в том, что он признает существование объективной реальности, действующей на нашу чувственность. Содержание сознания не создается самим сознанием, а есть результат воздействия на нас вещей. Но в то же время Кант признает существование априорных форм знания (доопытного происхождения, т.е. врожденных), что уводит его в идеализм. Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует что-то вне нас, какая-то вещь в себе, – то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, – Кант выступает как идеалист. Признавая единственным источником наших знаний опыт, ощущения, Кант направляет свою философию по линии сенсуализма, а через сенсуализм, при известных условиях, и материализма. Признавая априорность пространства, времени, причинности и т.д., Кант направляет свою философию в сторону идеализма.
Кант опровергает все «теоретические» доказательства бога. Он показывает, что все они основываются на логической ошибке: существование бога выводится в них из самого понятия о боге. Существование может быть обнаружено только в опыте.
Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.
Кант утверждал, что суверенитет народа должен оставаться в полном подчинении существующей власти. Утвердил принцип неограниченных полномочий существующей верховной власти. Считал недопустимым не только осуществление революции, но даже рассуждение граждан о верховной власти.

10. Философские взгляды Гегеля.
Выдающимся представителем немецкой философии являлся Вильгельм Фридрих Гегель. Он создал систему объективного диалектического идеализма и сформулировал на идеалистической почве основные черты диалектики.
Он подверг критике агностицизм Канта и его субъективизм. Отвергая кантовское положение о непознаваемости «вещей в себе», Гегель утверждал, что не существует ничего непознаваемого. Отвергая субъективный идеализм, Гегель пытался обосновать идеализм объективный, допускающий существование некого сверхприродного, сверхчеловеческого духа, который Гегель именует «абсолютной идеей» или «абсолютным разумом».
Сущность идеалистической системы Гегеля очень проста. Началом всего он считает духовную идею, «абсолютная идея», она первичны и абсолютна, существует сама по себе и до природы. Абсолютная идея Гегеля едина и находится в саморазвитии. Иначе говоря, природа есть та же идея, только она теперь существует в материальном облике.
Гегель дал более содержательное понимание движения. ОН выступил против абсолютизации механического движения и считал, что движение может протекать в различных, но взаимосвязанных формах.
Он сформулировал три закона: Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, - которые объясняют механизм, источник и направленность движения.
Закон единства и борьбы противоположностей: любое явление, любой предмет содержит в себе противоречие, есть единство противоположных сторон, сил, которые и двигают их вперед.
Гегель в своей работе «Наука логики» на идеалистической основе сформулировал законы и категории диалектики и основы диалектической логики. Ему принадлежит заслуга создания науки диалектики- учения о развитии.
Закон отрицания отрицания: во-первых, развитие идет путем отрицания старого новым и, во-вторых, в этом новом в преобразованном виде сохраняются некоторые стороны старого. Диалектическое отрицание наряду с отбрасыванием, уничтожением старого, отжившего включает в себя сохранение.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные: скачкообразный характер развития, положение о том, что количественные, постепенные изменения приводят к перерыву, постепенности, к скачку.
Сущность и явление, форму и содержание, возможность и действительность Гегель рассматривает как формы проявления противоречивого развития. При анализе этих категорий Гегель подчеркивает их связь, различие, противоположность, взаимный переход и превращение.
В работе «Философия истории» он выступил против упрощенных представлений о том, что историю творят выдающиеся личности. С его точки зрения, история общества- это объективный процесс развития и в этом случае он остается верным идеализму.


11. Философские взгляды Фейербаха
Первым философом, кто нанес решительный удар по идеализму Гегеля стал немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах.
В работе «К критике философии Гегеля» он показал, что идеализм Гегеля в своей основе тождественен религии. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания.
Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела.
В работе «Сущность христианства он показал, что Бог есть средоточие чаяний и стремлений человека и обосновал положение, что не бог создал человека, а человек создал бога. Ценность критики состоит в том, что он раскрыл психологические и гносеологические корни религии. Но Фейербах не понял социальных корней религии и даже пытался вместо христианской религии со­здать новую религию с человеком в центре - религию любви. Между людьми он не видел других отношений, кроме любви, а любовь объявил родом религии, своеобразным догматом, которым люди должны руководствоваться в жизни. Он требует, чтобы человек для человека был богом. В этом его гуманизм.
Фейербах выступал против революции, он считал их ошибкой и не принимал в них участия, возлагая свои надежды на развитие просвещения, науки и на самосовершенствовании.
Философия Фейербаха является определенным шагом вперед в области теории познания. Он подверг критике субъективный идеализм и агностицизм, в частности, разоблачил физиологический идеализм Мюллера, утверждавшего, что ощущения цвета, запаха, звука субъективны, являются выражением специфической энергии органов чувств. Фейербах по­казал объективный характер содержания ощущений, понимая их как субъек­тивный образ объективного мира. Он внес новое в понимании чувственного познания, показав связь деятельности органов чувств в процессе познания, способность ощущений отражать некоторые качественные стороны явлений, их сходств и различий. Однако Фейербах, как и материалисты 18в. не смог Раскрыть диалектику процесса познания, перехода от ощущения к абстрак­тному мышлению. Ему не удалось правильно решить вопрос об истине, он не видел диалектики относительной и абсолютной истины.

12. Развитие философской мысли в России.
Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода –отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.
Представляет ценность «Повесть временных лет», автор которой отразил пере­вод древних славян от родового строя к феодальному, от политеизма к моноте­изму, состоит в большом фактическом материале, который позволяет судить о путях развития Древней Руси.

Определенный философский интерес представляет «Послание» киевско­го митрополита Никифора к Владимиру Мономаху (12в.), где наряду с рели­гиозной проблематикой ставился вопрос о человеке, о разуме и чувствах как источниках человеческого знания. Никифор утверждает, что человек создан богом и состоит из духовного и телесного начал.
В начале 11 в появилась работа «Слово о законе и благодати» Иллариона. Лейтмотив его - призыв к объединению в единое государство. Та же идея о единстве происхождения и общности исторических судеб славянских народов и необходимость их объединения в единое государство во главе с великим князем проповедуется в произведении русского народа «Слово о полку Игореве».
Татаро-монгольское иго 13-14вв нанесло Руси колоссальный урон. Оно на столетия задержало экономическое, политическое и духовное развитие страны.
В 17в. в России начинает распространяться гелиоцентрическая теория Коперника. Первым ее проводником был Епифаний Славинецкий. Немалый интерес представляет философско- социологический труд Юрия Крижанича (1618-1683) «Политика» в котором автор призывает умножить государствен­ное благополучие и богатство. Он осуждает неумеренную роскошь, жестокие порядки, нещадные поборы.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в. Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:
– процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;
– секуляризация общественной жизни.
В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:
– М.В.Ломоносов; А.Н. Радищев; Феофан Прокопович; В.Н. Татищев; А.Д. Кантемир и др.
Кантемир и Татищев настаивали на том, чтобы церковь не вмешивалась в делах науки, которая одна должна судить об истинах, идущих от «естественного разума». Таким образом, они проповедали у чение о двойственности истины, которое в то время было прогрессивным, поскольку отстаивало независимость науки от религии. Одной из заслу г Кантемира было то, что он начал разрабатывать философскую терминологию на русском языке, введя термины «наблюдение», «понятие», «начало» и др
Михаил Васильевич Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он
выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира. Ломоносов настаивал на том, чтобы наука руководствовалась собствен­ными принципами и вырабатывала свой метод исследования, чтобы богосло­вие не вмешивалось в дела науки и философии. Наука должна опираться на факты, наблюдения и опыты, а не на текст священного писания; философия призвана выступать рука об руку с естествознанием и не ссылаться на библей­ские придания.
Ломоносову принадлежит заслуга в теоретическом и экспериментальном обосновании закона сохранения материи и движения в природе.
В теории познания Ломоносов придерживался материалистических при­нципов. Исходным началом знания он считал чувственные восприятия, перерабатываемые затем разумом в понятия и идеи. Понятия, идеи отвлечены от действительности. Ломоносов не отрицал роли воображения в познании, но советовал не увлекаться им, а согласовать его с действительностью, с опытом.
Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.
Радищев осуждал церковь за то, что она выступает на стороне царской власти, против народа и утверждал, что священнослужители всегда были изоб­ретателями оков человеческого разума.
Отрицая идеалистическое учение о врожденности идей и понятий, он доказывал, что первое время дитя не мыслит, а чувствует, его мозг еще не орган мысли, а источник чувственности. Умственные силы в ребенке формируются постепенно под воздействием внешних предметов и климата, упражнений, воспитания, нравов и обычаев. Главной движущей силой общественного прогресса Радищев считал человеческий разум, просвещение.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является
третьим этапом развития русской философии.
Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.
Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:
славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);
Славянофилы создали и социологическую и философскую концепции, в кото­рых придали своеобразную форму русскому национальному самосознанию.

Главная фокусирующая задача славянофильства заключена в поисках места культуры русского народа в системе культур Запада и Востока. В ответ на нигилизм Чаадаева и космополитизм западников, славянофилы утверждали, что вся русская культура, не должна подводиться под другие, неадекватные ей модели. Она обладает собственными жизненными ценностями и собственными перспекти­вами.


западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).
В конце 60 – начале70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России.
Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России. Следующий этап (конец
XIX – первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.
Характерные черты: антропоцентризм; гуманизм; религиозный характер;возникновение русского космизма (мистического, теологического).
Идея русского космизма становится особенно популярным в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.(Флоренский, Соловьев, Вернадский)
Таким образом, философская мысль России 19 века стояла на уровне за­дач своего времени, отражая основные закономерности и тенденции бытия и познания оказывая большое влияние не только на отечественную, но и на ми­ровую культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: