Вопрос 14 Классификация Тромпенаарса

В основе классификации: взаимоотношения между работниками и организацией, иерархическая структура власти, общие представления о судьбе организации.

  Эгалитарность Иерархия  
личность Инкубатор Семья  
цель Управляемая ракета Эльфиева башня  
       
       

Семья - особенности взаимоотношения, тесные межличностные отношения, высокий уровень иерархии.

Глава организации- самый опытный. Корпорации с подобным типом культуры чаще всего встречаются в странах, в которые индустриализация пришла поздно, где сохранялся традиционный тип отношений.(Греция, Италия, Испания, Южная Корея, Китай) Культура семьи заинтересована больше всего знаниях интуитивных, которые базируются на опыте. Игнорирует научные знания. Глубинное убеждение: научное знание не к чему. Опыт в таких организациях накапливается благодаря пробам и ошибкам. Субъективный взгляд на проблемы, методы психологического и социологического исследования игнорируются. Личность исполнителя важнее, чем деятельность. Изменения носят политический характер, главная фигура изменения - ключевые фигуры компании. Конфликты в семье. Мотив деятельности - похвала и признательность, а не деньги. Конфликт внутри организации как правило ведет к разрушению самой организации. Глава организации перестает выполнять функцию управления- то организация распадается. Внутренние конфликты разрешает глав, они не выносятся на всеобщее обсуждение, руководитель принимает решение. Внешний конфликт стимулирует и организация преодолевает, за счет сплочения.

Эйфелева башня: (иерархически устроена, главное - цель) бюрократическое распределение труда. Контроль за результатами деятельности возлагается на вышестоящие уровни. Каждая функция, предписана системой. Каждый сотрудник выполняет, то что ему предписано. Никто не выходит. за пределы своих обязанностей.

Олицетворяет формальную бюрократию. Вся структура важнее, чем отдельно взятые элементы. Иерархия носит иной характер: каждый следующий уровень выполняет демонстративную функцию по удержанию вместе низших уровней. Руководитель- это всегда случайный человек, как личность он не интересен, он интересен как функционер. Обучения для данной культуры означает приобретение навыков, необходимых для соответствия своей роли. Обучение для сотрудников имеет большое значение так как позволяет сделать карьеру, по этому в организациях подобного типа относятся как к человеческим ресурсам. Специалистов можно перемещать, переструктурировать, подготавливать и переподготавливать. Изменения в культуре сводятся к смене ролей, то это ведет к смене профессиональных обязанностей работников. Изменения происходят редко - носят внешний характер. Если же изменения все таки происходят, то долго и сложно, любые изменения должны сопровождаться написанием новых положений, руководств и тд. Мотивация поощрение и разрешение конфликтов: конфликт считается не рациональным, это патология в упорядоченных процессах - это преступление против эффективности, вместе с тем противоречия возникают и культура данного типа предусмотрела возможности. Мотивация, поощрение и разрешение конфликтов: Конфликт - патология эффективности, нарушение деятельности.

Управляемая ракета - это культура обезличена, и ориентирована на выполнение цели. Это эйфилиева башня в полете. Производственная задача решается командой либо группой, которая формируется под эту задачу. Деятельность человека не связана с его должностью или ролью. Команда формируется из специалистов, которые необходимы для решения поставленной задачи и каждый выполнят тот объем работы, которые ему отводится координатором или руководителем группы, это человек на которого возлагается ответственность за организацию работы и окончательный вариант. Координатор должен быть хорошим организатором, но ему не обязательно быть специалистом в данной области. Безусловно он должен обладать знаниями в данной сфере деятельности. НО носителями экспертного знания являются члены команды. В этой культуре практически отсутствует иерархия и все члены группы занимают равные позиции, т к они являются специалистами в своей области. Такие команды обычно междисциплинарны, другие специалисты если что подключаются для решения задачи, но не на постоянной основе. Это особый тип кк которая ориентирована на специалистов, здесь важным является качество знания индивидуального труда и степень преданности общему делу. Люди, отработав в одной группе переходят в другую, люди привязаны не к компании а к своей профессии.

Мышление научение и изменения: цели деятельности никогда не меняется, все творческие идеи не будут применяться. Свобода для использования адекватных средств для достижения цели. Приглашают состоявшихся признанных специалистов. Научение внутри группы - формирование навыков эффективной коммуникации, для работы в команде. Плюс взаимо-обучение. Изменения: текучесть кадров. Мотивация, поощрение и разрешение конфликтов: высокая степень мотивации, цель общая - все борются. Результат деятельности - наивысшие ценности. Недопущение конфликта: жесткий. отбор в команду, координатор будет пытаться ликвидировать конфликт. Замена человека сложна- тормозит достижение цели. Ситуация конфликта неприемлема. После выполнения цели группа распадается и они идут в другие группы.

Инкубатор - первое место- личность. Организация вторичная, служит тому чтобы создать условия, для творческой деятельности членов организации. Организация призвана обеспечить всем необходимым для самовыражения человека. Эта культура с одной стороны личная, с другой - равноправная. Лишена иерархии, во главе стоит руководитель- но он им стал так как он стал призванным профессионалом в своей сфере и он получает средства для научной деятельности. Он выбирает единомышленников, которые будут с ним работать. Встречаются конфликты, причины: несовпадение научных подходов к решению задачи. Способ разрешения конфликта: если новое научное решение признается всеми, новая тематика признана, смена руководства часто происходит если сменили идею, автор новой идеи становится во главе организации. Также может быть раскол группы. Или разделение т е часть лаборотории занимается другой разработкой.

Мотивация или поощрение: каждый ученый обладает и так мотивацией. (селиконовая долина, центр атомных исследований) Мотивация и поощрения носят естественный характер.

Все эти типы кк дополняют друг друга. Элементы кк позволяют организации развиваться, например в эльфиевой башне организуются подразделения по типу инкубатора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: