double arrow

Присоединение Венесуэлы

После приостановления членства Парагвая 22 июня 2012 года за нарушение демократических ценностей[1][14], описанных в Протоколе Монтевидео о приверженности к демократии в МЕРКОСУР (исп. Protocolo De Montevideo Sobre Compromiso Con La Democracia En el MERCOSUR)[5], союз одобрил присоединение Венесуэлы. 31 июля 2012 года вступило в силу полное членство Венесуэлы

Процесс присоединения Венесуэлы к организации занял 6 лет. Предварительно, Венесуэла подписала соглашение на членство 17 июня 2006 года[1][17], но ее вступление было заблокировано в сенатом Парагвая. На саммите МЕРКОСУР в декабре 2011 года в Уругвае Каракасу так же не удалось присоединиться к блоку из-за позиции парагвайского парламента. Парагвайские депутаты блокировали присоединение Венесуэлы, несмотря на поддержку, полученную президентом Венесуэлы Уго Чавесом от президента Фернандо Луго

Цель соглашения выражается в содействии свободной торговли, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения.[2] Гуарани[6], португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время — основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке

Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли

20.Особенности экономической интеграции в Юго-Восточной Азии (АСЕАН, АТЭС).

В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует несколько интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС.
АСЕАН была создана в 1967 году после подписания Бангкокской декларации в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В настоящее время в нее включены также Лаос, Вьетнам, Бруней, Мьянма и скоро войдет Камбоджа. Цель - содействие социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничество во всех сферах.
Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, а центральным руководящим органом - ежегодная встреча министров иностранных дел. На регулярных встречах министров экономики стран членов АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. По мере
необходимости встречаются министры образования, науки, юстиции и т. д. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН: Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др.
В сфере экономики планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2008 году, а так же углубление сотрудничества в финансовой и прочих сферах. В области политики предполагается создание региона мира и безопасности, сотрудничество со всеми странами региона.

Организация АТЭС была учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, объединяющий 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы Острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), а затем 21 государство (в АТЭС вошли Вьетнам, Перу и Россия). Хотя АТЭС формально имеет консультативный статус, фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет и рабочие группы (по инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестиционной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству) и Фонд образования. На совещании в верхах в 1994 г. в Индонезии было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран — до 2010 г.).
В последние годы наблюдается быстрый рост доли Азиатско- тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его страны уже приходится около 60% мирового производства ВВП. Опережающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки. Если в 70-е гг. географически страны АТР ориентировались во внешней торговле на Европу и другие расположенные вне региона страны, то уже в 80-е и 90-е гг. наблюдается резкий рост взаимной торговли между азиатско-
тихоокеанскими странами и расширение внутрирегиональных связей (удельный вес АТР в мировой торговле увеличился до 40 %).

21.Экономическая интеграция на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС, Союзное государство России и Республики Беларусь).

В последние годы надежды сторонников интеграции на пространстве СНГ связываются прежде всего с Таможенным союзом Беларуси, Казахстана и России, который стал реальностью с 1 января 2010 г. Население трех государств — членов Таможенного союза составляет 180 млн человек или 60 % населения СНГ. На его территории производится 85 % валового внутреннего продукта всех государств постсоветского пространства.

Вместе с тем, не все в развитии Таможенного союза вызывает оптимизм. Как бы это не

казалось парадоксальным, в кризисный период взаимная торговля России, Беларуси и Казахстана не только ухудшилась, но и сместилась в другие страны. Так, Казахстан нарастил свой экспорт на азиатских рынках до 18 %, тогда как с Россией торговля замерла на отметке в 11 %.

У Беларуси в рамках таможенной тройки, как известно, также имеются проблемы. Это

касается не только взимания Россией пошлин на нефть и нефтепродукты, но и других барьеров. Об этом нужно откровенно и взаимоуважительно говорить, искать приемлемые для всех участников решения.

По мнению экспертов, если не будет найдено интересных идей, то дезинтеграция во

взаимной торговле может продолжиться.

можно выделить ряд наиболее существенных проблем, которые

помогают более рельефно представить тенденции интеграции и дезинтеграции на постсоветском пространстве.

1. Незавершенность экономических реформ в постсоветских государствах. Отсутствие

гармонизации экономических интересов стран-партнеров, что приводит к некоторому недоверию в двусторонних и многосторонних отношениях.

2. Высокая зависимость экономик и внешней торговли постсоветских стран от сырьевого фактора, прежде всего углеводородов. Это касается как стран экспортеров, так и импортеров нефти и газа. Именно проблемы добычи, транзита углеводородов, цена и квоты на них составляет основу межгосударственных переговоров.

3. Недостаточная привлекательность центра (ядра) интеграции. Понятно, что интеграционным центром выступает Россия. Однако вопрос вызывает ее привлекательности и притягательности в этом качестве.

4. Проблемой создания доминирующих интеграционных объединений на пространстве

СНГ является неучастие в них Украины — второй по экономическому потенциалу постсоветской страны. Россия, другие соседние страны имеют растущую торговлю с Украиной. Так за 5 месяцев 2010 г. только экспорт Беларуси в Украину увеличился на 60 % до 833 млн дол. США.

5. Влияние внешнего фактора на политику постсоветских государств. Невысокая эффективность интеграционных проектов на постсоветском пространстве

усилили влияние на ситуацию в этом регионе со стороны внешних игроков.

6.. В качестве проблемы следует отметить отсутствие на постсоветском пространстве

эффективного правового механизма разрешения экономических споров предприятий и компаний различных стран. Эта проблема усложняется не согласованностью законодательства стран СНГ в экономической и других сферах.

Таким образом, несмотря на доставшиеся в наследство от СССР тесные военно-политические, экономические, культурные связи, на постсоветском пространстве продолжается период существования неустойчивых интеграционных структур, являющихся в большей мере площадкой для многосторонних и двусторонних переговоров, а не реальным механизмом для решения крупных межгосударственных проблем. Есть надежда, что ситуация изменится с развитием Таможенного союза трех государств. Однако для этого все участник должны пройти свою дистанцию, проявить творчество, терпение и уважение интересов

партнеров.

22.Транснациональные корпорации в МЭ: понятие, сущность, основные этапы эволюции.

ТНК – крупный комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснациональных производственного торгового и финансового комплекса с единым центром принятие решений в стране базирования и филиалами в разных странах.

Этапы развития ТНК:

1.Конец 19 века – начало Первой Мировой войны (2 лагеря: колонии и владельцы колоний). Добыча сырья в колониях и переработка на родине компании по добыче и переработке сырья.

2.Между Первой и Второй Мировыми войнами. Компании занимаются производством вооружения и военной техники (слияние и поглощение более мелких фирм, образование трестов (одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.)

3.50 – 60-е годы 20 века. ТНК, которые начали развивать свою деятельность за рубежом под влиянием НТП (компании лидирующие на внутреннем рынке, стали развиваться в развивающихся странах, расширили круг продукции и расширились территориально; разовые поставки => филиал).

4.70 – 80 –е годы 20 века. Массовое появление филиалов ТНК в развивающихся странах (распад колоний -> появление множества суверенных государств – дешевая рабочая сила, ресурсы, насыщение рынков, решение проблем безработицы. 1973 год – ограничение поставки нефти на рынок, энергетический кризис -> поиск новых источников энергии и месторождений).

5.Начало 21 века. ТНК, возникающие под влиянием международной экономической интеграции (снятие барьеров-> мобильность факторов производства; создание филиалов в странах, вступивших в интеграционное объединение).

В современных условиях среди форм организации международных производств преобладают международные многоотраслевые концерны, т. е. компании, которые занимаются производством разных видов товаров. Горизонтальная интеграция – объединение на одном уровне (с\х, промышленность или услуги), вертикальная – на разных.

23.Основные теоретические концепции транснациональных корпораций.

50 – 60 – е года 20 века.

1.Теория монополистических преимуществ (Хайлер). ТНК на новом рынке (в другой стране) находятся в наихудшем положении, поэтому она должна обладать монополистическими преимуществами (что-то новое). Тогда она может развиваться.

2.Теория жизненного цикла продукта (Вернон). Каждый продукт, поступающий на рынок, проходит несколько стадий. На стадии спада товара на внутреннем рынке, товар поступает в другие страны, где жизненный цикл товара начинается заново, а параллельно на своем рынке развивается новый товар. Открытие новых филиалов.

3.Концепция интернализации (Рагмэн). Между филиалами компании наложен внутренний рынок и новый филиал становится частью системы филиалов. (трансфертные цены – цены на товары между филиалами, транскорпоративные цены, внутри корпоративных поставок).

4.Концепция диверсификации и интернационализации. Диверсификация по географическому признаку. Уход за рубеж – альтернатива внутренним рынкам, так как легче развиваться за рубежом, чем преодолевать конкуренцию на внутреннем рынке.

5.Концепция японских экономистов (Акамаций, Кодзима, Озава). Компания вводит товар, открывает производства и экспортирует. Следствия деятельности компании выходит за рубеж.

6.Эклектическая модель (Даннинга). Эклектика – то, что прошло проверку практикой. В соответсвии с этой концепцией, фирма начинает осуществлять инвестиции за рубежом по причинам:

- фирма обладает преимуществом по сравнению с другими фирмами в этой зарубежной стране

- фирме выгодно использовать эти преимущества самой на месте, а не реализовывать через экспорт в другие страны

- фирма использует за рубежом некоторые производственные ресурсы более эффективно, чем дома.

7.Теория международного бизнеса (Бакли, Кейвз). Основана на эклектической модели и показывает основные тенденции, которые будут определять характер деятельности ТНК в 20 веке:

- усиление конкурентной борьбы между ТНК

- развитие сотрудничества ТНК в научно – технической сфере

- главный акцент в стратегии фирмы будет ставится на обладании результатами научно-исследовательских разработок.

24.Критерии и уровень транснационализации. Индекс транснационализации.

ТНК-это крупный комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах.

Критерии отнесения корпораций к транснациональным:

• количество стран, в которых действует компания (в соответствии с различными предлагаемыми подходами минимум составляет от 2 до 6 стран);

• определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;

• определенный размер, которого достигла компания;

• минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%);

• владение не менее, чем 25% “голосующих” акций в трех или более странах – тот минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции;

• многонациональный состав персонала компаний, состав ее высшего руководства.

Степень транснационализации компаний можно охарактеризовать индексом транснациональности:

Iтр = (Rз/Rо + Aз/Aо + Sз/Sо): 3,

где: Iтр — индекс транснациональности; Aз — зарубежные активы; Aо — общие активы; Rз — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; Rо — общий объем продаж товаров и услуг; Aз — зарубежный штат; Aо — общий штат работников компании.

Анализируя индекс транснациональности с учетом страновой принадлежности компаний, можно прийти к выводу, что ТНК из небольших по размерам развитых стран (например, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Швейцария) осуществляют свою деятельность больше за рубежом, чем в стране базирования материнской компании, так как ограниченные возможности национальных рынков заставляют их искать новые рынки, в отличие от транснациональных корпораций крупных государств, таких, как США, Япония, Германия, по которым индекс транснациональности ниже среднего.

Более половины из крупнейших мировых компаний занимаются производством электрического и электронного оборудования, автомобилей, осуществляют деятельность в нефтяной промышленности и в сфере распределениянефтепродуктов, производят продукты питания и напитки (табл. 4). Из 100 ТНК вышеперечисленными видами деятельности занимаются 55, причем 32 компании относятся к первым двум отраслям.

Исследуя уровень транснациональности по отдельным отраслям, следует отметить, что наивысший индекс имеют производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, химическая и фармацевтическая промышленность. Ниже среднего уровень транснационализации по автомобильной промышленности, телекоммуникационной отрасли. За последнее десятилетие самый низкий индекс наблюдался у торговых ТНК.

25. Современные масштабы и проблемы транснационализации мировой экономики.

Транснационализация — перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала.

Транснационализация хозяйственной жизни — процесс усиления роли транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике.

В мире насчитывается 85000 ТНК.

Процесс транснационализации рассматривается как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны.

На ТНК приходится примерно половина мирового промышленного производства, 63% внешней торговли. ТНК контролируют до 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау».

Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК, в Великобритании этот показатель составляет 80%, в Сингапуре – 90%.

Господство в мировом хозяйстве крупнейших компаний-гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового производства и сбыта находятся под воздействием экономической политики этих компаний. Важнейшим средством такого воздействия выступает согласование политики капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами, которые фактически определяют развитие важнейших отраслей мирового хозяйства.

Особенность современных ТНК заключается в том, что ими исповедуется в некотором смысле «двойной стандарт»: с одной стороны, ТНК кровно заинтересованы в дальнейшей либерализации и демократизации мирового экономического пространства, с другой, — законы свободного рынка, действующие в глобальном масштабе, не работают внутри ТНК, где фактически реализуется плановое хозяйство, устанавливаются внутренние цены, определяемые стратегией корпорации, а не рынком. Данное противоречие характерно и для процесса глобализации, движущей силой которого, с одной стороны, является либерализация и интернационализация, а, с другой, — желание перераспределения сфер экономического влияния и установления нового экономического порядка в мире.

Деятельность транснациональных корпораций тесно связана с интересами государств их происхождения. Как правило, цели стран происхождения ведущих транснациональных компаний имеют ярко выраженную национально-эгоистическую окраску, а именно: обеспечение высокого уровня жизни своих граждан и укрепление мощи и авторитета своего государства на мировой арене. Подобная ситуация способствует развитию однобокого глобализма, трактуемого данными странами исключительно в собственных интересах. Однако, усиливающаяся с каждым новым переходом глобализации на более высокий уровень своего развития взаимозависимость государств должна в конечном счете свести на нет надежды ряда стран установить новый экономический порядок, отвечающий их имперским амбициям.

В ходе достижения каждым отдельным государством своих целей между ним и остальным миром возникают противоречия, связанные с борьбой за ограниченные топливные, сырьевые, трудовые ресурсы. Особо важное значение при этом приобретает глобальное соперничество за рынки сбыта. Таким образом, глобальная экономика становится ареной разрешения межгосударственных экономических конфликтов, из чего можно сделать вывод о том, что фундаментальные интересы государств и базирующихся на их территории транснациональных корпораций объективно совпадают, поскольку транснациональные корпорации позволяют государствам их базирования получать доступ к ресурсам других стран. Кроме того, размещающие свое производство за рубежом транснациональные компании избавляют свои государства от необходимости преодолевать протекционистские барьеры в случае их введения.

Транснациональные корпорации укрепляют позиции своего государства на территории других стран, создавая там анклавы своей собственности в виде филиалов и дочерних предприятий. Такая система собственности за рубежом обеспечивает реальное международное влияние государства.

Однако, рост экономической мощи ТНК неизбежно влечет за собой усиление глобального политического влияния корпораций на мировой арене и соответственно ослабление политической власти правительств государств.

26.Воздействие транснациональных корпораций на экономику развивающихся стран.
На современном этапе ТНК стали важнейшими субъектами мирового хозяйства, играя огромную роль в системе МЭО. Развитие транснационального бизнеса оказывает глубокое влияние на экономику отдельных государств, как промышленно развитых, так и развивающихся. Данное влияние может носить позитивный и негативный характер.

Глобальная экспансия ТНК с их ярко выраженной склонностью к «интернационализации» привела к угрозе подрыва экономического суверенитета национальных государств. В наиболее крайней форме он проявился в развивающихся странах, где резко увеличилось число экспроприации иностранных активов. Как свидетельствуют отчеты экспертов Международной Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), международные гиганты глубоко внедрились в хозяйственную структуру развивающихся стран. Во многих из них, учитывая обострение сырьевого и энергетического кризиса, ТНК идут на сотрудничество с правительствами или предпринимателями этих стран в развитии предприятий в добывающих отраслях экономики. Оценивая стремление развивающихся стран покончить с экономической отсталостью, ТНК создают в этих странах филиалы и дочерние компании в обрабатывающей промышленности. При этом, исходя из своих интересов, ТНК переносят в развивающиеся страны трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие производства, а также экологически опасные производства.

Внедрившись в экономику развивающихся государств, ТНК захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Так, ТНК контролируют 40% всего промышленного производства этих стран и 50% их внешней торговли. В сферу своей деятельности ТНК втягивают множество местных компаний, в т.ч. малых и средних. В связи с этим все более растет зависимость предприятий малого бизнеса от ТНК, которая складывается все чаще на базе прямых функциональных связей, т. е. на основе развития технологии производства, специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче «ноу-хау» и т.д.

Несмотря на то. что оказание экономической помощи не является целью деятельности ТНК в развивающихся странах, тем не менее объективно они способствуют развитию промышленности, изменяют структуру народного хозяйства и тем самым частично модернизируют участие этих государств в МЭО. Исходя из обозначенных особенностей функционирования ТНК на территории развивающихся государств, можно выделить положительные и отрицательные моменты их присутствия для этих стран.

Позитивные:

• ТНК способствуют распространению достижений НТР в периферийную зону;

• ТНК, предоставляют денежные и производственные средства для модернизации местных отраслей промышленно-. сти;

• ТНК обеспечивают занятость для местного населения; так, согласно данным ЮНКТАД, число рабочих мест в филиалах ТНК в развивающихся странах увеличилось с 1985 по 1992 гг. в 2 раза и составило 12 млн человек;

• ТНК гарантируют более высокую заработную плату и лучшие социальные услуги, а также способствуют совершенствованию знаний рабочих;

• ТНК способствуют втягиванию местных производителей в процессы международного разделения труда.

Негативные:

• подавление своей мощью местных фирм;

• установление монопольных цен;

• нарушение государственных законов, например, укрытие доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

• загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;

• дестабилизация ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов ТНК превышает заработную плату работников местных фирм;

• возможность оказания влияния на политику правительства данной страны.

ТНК, функционирующие на территории промышленноразвитых стран, также оказывают всевозрастающее влияние на экономику и политику этих государств. Они пытаются воздействовать на процесс производства, реализацию и распределение продукции, что неизбежно ведет к развитию противоречий между экономическими интересами этих

стран и интересами ТНК. В моменты обострения политических отношений, внутренних и международных экономических кризисов данные противоречия приобретают особую остроту. В такие периоды правительства развитых государств лишают поддержки филиалы иностранных ТНК и сосредотачивают свои усилия на защите интересов национальных фирм и компаний. Исходя из этого, можно говорить о цикличном негативном воздействии ТНК на экономику промышленно развитых стран, в то время как их положительное влияние постоянно. Особенно серьезным позитивным воздействием ТНК в этих странах является то, что они:

• определяют характер внешнеэкономических связей промышленно развитых стран;

• обеспечивают 20% всей занятости в них;

• способствуют ускорению экономического прогресса стран, создавая конкурентную среду для местных компаний. Тем не менее в настоящее время государства разрабатывают и реализуют на национальном уровне различные инструменты государственного контроля за деятельностью ТНК, применение которых способствует сглаживанию негативных воздействий ТНК

27. Структура и классификации международных экономических организаций.

Международные организации можно делить по нескольким принципам на:

• Межгосударственные и негосударственные

• Универсальные и специализированные (специализированные ограничены определенными условиями)

• Организации общей компетенции и специальной компетенции

• Надгосударственные организации

• Открытые и закрытые

По направлениям деятельности международные организации классифицируются на:

• Предназначенные для решения комплексных проблем

• Организации, регулирующие мировые финансовые рынки (МВФ, ВС)

• Организации, регулирующие товарные рынки и международные торговые связи (ВТО)

• Региональные международные организации (НАФТА, ЕС)

28. МВФ и группа Всемирного банка: история возникновения, цель, задачи, функции, эффективность деятельности.

МВФ - это международная компания, созданная в 1944 году и направленная на содействие в кооперации стран в области обмена валюты. Кроме того, МВФ предоставляет краткосрочные займы, а также практически определяет кредитоспособность отдельных стран.

МВФ – это международная валютно-финансовая фирма в виде специализированного органа компании Объединенных Наций.

МВФ было решено создать в июле 1944 г. на международной конференции, проводившейся в Бреттон-Вудсе, в американском штате Нью-Хемпшир. На ней делегаты от 44 государств договорились об основах сотрудничества, призванного не допустить повторения экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. В тот период в целях сохранения золотовалютных резервов некоторые страны ограничили для резидентов возможность покупать товары за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако принятые решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их счет надолго вырваться из ловушки кризиса. Экономическая политика в стиле «разори соседа», популярная в 1930-х гг., подорвала международную экономику: объем мировой торговли резко сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни. С приближением конца Второй мировой войны ведущие государства-союзники начали рассматривать различные планы восстановления порядка в международных валютно-финансовых отношениях. В результате на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании МВФ. Представители стран разработали устав (или статьи соглашения) международной организации для надзора за международной валютно-финансовой системой, а также для содействия устранению валютных ограничений, связанных с торговлей товарами и услугами, и укреплению стабильности обменных курсов. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ

Главными архитекторами послевоенной международной экономической системы стали специалист Министерства финансов США Гарри Декстер Уайт и известный британский экономист Джон Мейнард Кейнс.

МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый займ.; в него вошли 39 стран. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но в связи с началом холодной войны статьи соглашения МВФ ратифицированы не были. С тех пор в мире произошел значительный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве государств уровень благосостояния резко возрос по сравнению с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл подъемов и спадов.

Во время «перестройки» «Большой семеркой» было принято решение: Европейский союз координирует оказание помощи странам Восточной Европе, а непосредственно МВФ - СССР (затем - России и странам СНГ). 1 июня 1992 г. Россией были подписаны статьи соглашения МВФ, и она официально стала участницей этой организацией.

На сегодняшний день в состав МВФ входят 188 стран, почти все страны – члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу(последняя вошедшая страна Южный Судан в июле 2011г).

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем(188 стран). Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название ГельветистанHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD"[3]. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 %(16,407% - 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членовОрганизации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

Официальные цели МВФ

• «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

• «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

• «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

• оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

• предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Главная задача МВФ — поддержание стабильности мировой финансовой системы. Кроме того, в задачи МВФ входит информирование всех членов МВФ об изменениях финансовой и монетарной политики других стран-членов, содействие развитию международной торговли и валютно-финансового сотрудничества, поддержание платежных балансов членов МВФ и регулирование курсов их валют, разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира.

Основные функции МВФ

• содействие международному сотрудничеству в денежной политике

• расширение мировой торговли

• кредитование

• стабилизация денежных обменных курсов

• консультирование стран-дебиторов (должников)

• разработка стандартов международной финансовой статистики

• сбор и публикация международной финансовой статистики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: