Основания и последствия прекращения служебного контракта

Общими основаниями прекращения служебного контрак­та, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35).

При ликвидации государственного органа государствен­но-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа граж­данской службы или работы (службы) по специальности возмож­ности замещения иной должности гражданской службы в государ­ственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной пере­подготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный кон­тракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 ФЗ «О государственной гражданской службе».

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттес­тация гражданских служащих в соответствии со статьей 48. По результатам внеочередной аттеста­ции гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предо­ставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности граж­данской службы предоставляется гражданскому служащему, име­ющему более высокие квалификацию, уровень профессионально­го образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя с письменного согласия граж­данского служащего вправе расторгнуть с ним служебный конт­ракт без предупреждения об освобождении от замещаемой долж­ности гражданской службы за два месяца.

При увольнении с гражданской службы в связи с реор­ганизацией государственного органа или изменением его струк­туры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему вы­плачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

15. Система оценки и оплаты труда государственных гражданских служащих Российской Федерации

Права и обязанности гражданского служащего только тогда имеют социальный смысл и значимость, если они обеспечены экономическими и правовыми гарантиями. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сделана попытка сформулировать и должным образом зафиксировать данные гарантии в гл. 10 и 11.

Согласно ст. 50 оплата труда гражданского служащего производит­ся в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, состав­ляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин граждан­ских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с норматив­ным правовым актом субъекта РФ.

К дополнительным выплатам относятся:

13)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах от 10 до 30 % за стаж от 5 до 15 лет;

14)ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 % этого оклада;

15)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за ра­боту со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

16)премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должност­ного регламента (максимальный размер не ограничивается);

17)ежемесячное денежное поощрение;

18)единовременная выплата при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным госу­дарственным органам дифференцировано указами Президента РФ.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной и субъектов Федерации гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным и субъектов Федерации бюджетом на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов де­нежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, а по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законода­тельством субъекта Российской Федерации.

В ст. 51 дается описание фонда оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следую­щие средства для выплаты (в расчете на год):

1.) оклад за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

10)ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

11)ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

12)ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

13)премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в раз­мере двух окладов денежного содержания;

6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ;

7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

16. Служебное поведение государственного гражданского служащего.

Требования к служебному поведению гражданского служащего:

15)исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

16)исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

17)осуществлять профессиональную служебную деятельность в рам­ках установленной законодательством Российской Федерации компетен­ции государственного органа;

18)не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

19)не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

20)соблюдать ограничения, установленные настоящим федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

21)соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную (служебную) деятельность [решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объедине­ний и иных организаций;

22)не совершать проступки, порочащие его честь и достоинство;

23)проявлять корректность в обращении с гражданами;

24) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям наро­дов Российской Федерации;

25) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

26) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

27) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

28) соблюдать установленные правила публичных выступлений и представления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

17. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров государственной гражданской службы.

Подготовка кадров государственных служащих осуществ­ляется в системе профессионального образования, которая со­стоит из ряда подсистем: учреждений среднего, высшего и до­полнительного профессионального образования; государствен­ных образовательных стандартов; учебных планов и программ; органов управления системой научного, организационного и ме­тодического обеспечения процесса обучения. Целью подготовки является приобретение специальных знаний, необходимых для осуществления профессиональной служебной деятельности в ор­ганах государственной власти и управления.

Качественные изменения в современном обществе и госу­дарстве вызывают необходимость непрерывного профессиональ­ного образования государственных служащих, последовательно­го освоения программ все более высоких уровней обучения. Эта задача реализуется в системе дополнительного профессио­нального образования государственных служащих, которая на­правлена на обогащение профессиональных знаний, умений и навыков, подготовку к освоению новых специализаций, видов профессиональной служебной деятельности, более сложных ква­лификационных требований.

Дополнительное профессиональное образование государст­венных служащих осуществляется в течение всего периода про­хождения государственной службы. Определены три основных вида этой формы обучения: повышение квалификации; профес­сиональная переподготовка; стажировка.

Повышение квалификации кадров государственной службы представляет собой обучение с целью обновления, углубления и пополнения знаний в сфере профессиональной служебной дея­тельности. Оно проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всего периода прохождения го­сударственной службы.

В настоящее время применяются три вида повышения ква­лификации: краткосрочное (от 18 до 72 часов) тематическое обучение по месту основной работы служащего; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов); длительное (свыше 500 часов) обучение по профилю служебной деятельности в об­разовательном учреждении повышения квалификации.

Переподготовка государственных служащих осуществля­ется на базе высшего и среднего профессионального образования с целью получения дополнительных знаний, умений и навыков для выполнения нового вида профессиональной служебной дея­тельности, получения в связи с этим новой специальности или квалификации, второго высшего или среднего профессионально­го образования. По результатам переподготовки (освоения про­грамм профессиональной переподготовки, на 500 и более часов обучения) служащие получают диплом государственного образ­ца, предоставляющий право вести профессиональную деятель­ность в определенной сфере.

Стажировка государственных служащих рассматривается в двух значениях: 1)как самостоятельный вид дополнительного профессионального образования; 2) как часть их профессиональ­ной переподготовки или повышения квалификации, что отража­ется в соответствующем разделе учебного плана. Целью стажи­ровки является формирование и закрепление на практике про­фессиональных знаний, умений и навыков, полученных в резуль­тате теоретической подготовки или профессиональной деятельности, изучение передового опыта, приобретение умений и навыков, необходимых для исполнения занимаемой или более высокой должности.

Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются: назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностно­го роста на конкурсной основе; включение гражданского служа­щего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты атте­стации гражданского служащего.

Сохраняет свое значение самообразование государственных служащих.

Таким образом, в России сформирована система профес­сионального развития государственных служащих, которая по­зволяет осуществлять их подготовку, переподготовку, повыше­ние квалификации и стажировку с целью более профессиональ­ного решения задач государственного управления.

18. Понятие и виды управления государственной службой Российской Федерации.

1. Социальные законы и законы гражданской службы

2. Объективнее законы информационного управления гражданской службы

3. Объективные законы организационного управления гражданской службы

Гражданская служба как необходимый элемент государственного управления не является случайной деятельностью случайных личностей, а носит необходимый характер и по­тому регулируется своими специфическими объективными законами.

В литературе понятие «закон» обычно используется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективными называют законы природы, всего реального мира, действующими независимо от воли и сознания лю­дей. А субъективными - государственные (правовые) законы, которые обычно вводятся и действуют по воле государственных органов, различ­ных социальных общностей, государства в целом.

Социальный закон есть существенная, устойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаи­модействующим человеческим общностям форма управления их деятель­ностью.

Вне и независимо от деятельности людей существование социальных законов невозможно. Причем в состав социальной деятельности обязательно входит сознание.

В литературе объективными называют законы, которые действуют независимо от воли и сознания людей.

Объективные законы можно выделить через анализ взаимодействия социальных субъектов и социальных объектов.

Основное свойство социальных субъектов заключается в их системо­образующей функции, т.е. способности создавать в процессе взаимодейст­вия особые социальные системы (например, врачи создают систему здра­воохранения, учителя - систему образования и т.д.). В качестве своеобраз­ной основы, особого фундамента этих систем выступают социальные объ­екты. Законы деятельности социальных объектов независимы от воли и сознания не данных объектов - больных, учеников, подчиненных и др. Они независимы от воли и сознания противоположных им общностей - соци­альных субъектов, т.е. врачей, учителей, руководителей.

Объективный характер социальных законов в конечном счете связан как с тем, что они действуют независимо от воли и сознания социальных субъектов, так и с тем (и это главное), что свойственны объекту, явля­ются законами его формирования и развития.

Например, в процессе лечения больных субъектом выступают врачи, а объектом - пациенты. Понятно, что в данном случае для врачей объектив­ный характер имеют законы поведения больных. Если же взять сферу ду­ховной деятельности, например систему образования, где субъектом вы­ступают учителя, а объектом - ученики, то, естественно, для учителей объ­ективный характер имеют духовные законы усвоения преподаваемого ма­териала этой ученической массой.

Следовательно, свойство объективности каких-либо законов уста­навливается только в отношении вполне определенных субъектов. В мире нет законов, которые бы во всех случаях имели объективный характер.

Таким образом, социальные законы, будучи законами объективными, реально, на деле выступают как законы социальной деятельности людей. Вследствие этого, проявляясь через социальную деятельность индивидов и общественных групп, эти законы всегда носят характер законов-тенденций, имеют вероятностную природу.

Объективные законы гражданской службы отличаются двумя особенностями. Во-первых, законы гражданской службы упорядочивают непосредственно нормативную деятельность людей. А во-вторых, по на­правленности своего воздействия на социальные процессы, на развитие социальных субъектов и социальных объектов имеют вначале положи­тельный, а затем (впоследствии) отрицательный, негативный характер. Если социальные законы, порождаемые деятельностью какой-либо соци­альной подсистемы, обычно направлены на укрепление данной подсисте­мы, то законы гражданской службы, напротив, в конечном счете направле­ны на разрушение управленческой подсистемы, в рамках которой они воз­никли.

Данная особенность объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, управляемая подсистема, как правило, не остается в статиче­ском состоянии. Она постоянно развивается. Вслед должна постоянно са­мообновляться и управляющая подсистема. Но последняя имеет склон­ность отставать в своем развитии от управляемой подсистемы и в резуль­тате, начинает тормозить ее самообновление. Во-вторых, управляющая подсистема, однажды возникнув под влиянием управляемой подсистемы, приобретает в дальнейшем свою внутреннюю логику развития, которая достаточно часто не отражает логику развития управляемой подсистемы. Это обстоятельство также приводит к возникновению в ней тормозящего негативного эффекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: