Объективных законов социального управления огромное множество. Часть из них уже изучена, часть нет. В массе социальных законов обращают на себя внимание те из них, которые регулируют информационную и организационную деятельности социальных общностей. Поскольку информация тесно связана с сознанием и анализом изменяющейся обстановки, то эту группу называют информационной, а ту группу, которая направлена на регулирование материальных (вещных) отношений, - организационной.
Среди изученных объективных информационных законов можно назвать такие законы, как закон катастроф (закон Мерфи), закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала (принцип Питера), закон самовозрастания бюрократизма управленческих организаций, закон единства, закон адекватности, закон оптимальности, закон предрасположенности, закон устойчивости, закон управляемости, закон повышения квалификации, закон документального обеспечения, закон привычных сумм и пр.
Рассмотрим первые два информационных закона, которые являются и законами, регулирующими гражданскую службу.
Закон катастроф был открыт Э.А. Мерфи. В 1949 г., будучи капитаном военно-воздушных сил США, он разработал транслятор, который должен был войти в экипировку летчика-испытателя. Но при экспериментах, проведенных при отсутствии автора, этот транслятор никак не включался. Когда к делу подключился Мерфи, то установил, что прибор подключили неправильным способом. Это вызвало его реплику: «Если существуют два или более способов сделать что-либо, причем использование одного из этих способов ведет к катастрофе, то кто-нибудь изберет именно этот способ».
В целом закон Мерфи говорит о неприятности, которая случается, если только может случиться. Этот закон напрямую связан со вторым началом термодинамики (одного из разделов классической физики), который говорит о том, что энтропия (мера беспорядка) в неживой природе постоянно увеличивается. В отличие от этого человек, занимаясь сознательной деятельностью, постоянно борется с энтропией как в природе, так и в обществе. И делает он это посредством социального управления, доминирующую роль в котором занимает государственное управление, в том числе административное управление или гражданская служба.
Закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала впервые был открыт американским ученым Л.Д. Питером (1919-1989).
Хотя его содержание лежит, казалось бы, на поверхности, Питеру пришлось выполнить огромный объем научных исследований, прежде чем удалось сформулировать содержание данного закона. «В иерархии - пишет он, - каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности. Вывод на первый взгляд кажется убийственным для гражданских и муниципальных служащих. Питер только пытается предупредить, что возможности для карьеры у разных служащих различны. И наука, а также кадровые работники должны помочь каждому управленцу достаточно четко определиться в своих карьерных возможностях.
Своего уровня некомпетентности работники достигают не все сразу. На практике такие состояния управляющих подсистем, когда бы все служащие стали некомпетентными, не встречаются. В большинстве случаев управляющие подсистемы выполняют основную часть своих функций для достижения официально провозглашенных целей.
Питер всех служащих делит на пять групп: сверхкомпетентные, компетентные, ограниченно компетентные, некомпетентные и сверхнекомпетентные. Для большинства управленческих организаций, в том числе и для государственного управления, считает он, «сверкомпетентность принимается за большее зло, нежели некомпетентность». Обычная некомпетентность не служит причиной для увольнения. Она лишь преграда для повышения по службе. В то же время как сверхкомпетентность «подрывает иерархию и, таким образом нарушает первую заповедь всякой иерархической системы - иерархия должна быть сохранена любой ценой»2. Служащие, принадлежащие к двум крайним группам - сверхкомпетентным и сверхнекомпетентным, - в равной степени подвергаются изгнанию. Обычно их увольняют вскоре после того, как наняли, и по одной и той же причине: их деятельность подрывает управляющую подсистему.
По мнению Питера, графическое изображение «полной кривой» в соотношении перечисленных пяти групп служащих может выглядеть следующим образом (схема 1).