double arrow

Общие принципы МЭП

Базу МП-регулирования экономических отношений составляют основные принципы МП (см. соответствующий Вопрос). Все общие принципы МП применимы и в международном экономическом сотрудничестве.

Но некоторые из них получили дополнительное содержание в экономической сфере:

✓ В соответствии с принципом суверенного равенства все народы имеют право свободно выбирать свою экономическую систему и осуществлять экономическое развитие

✓ В соответствии с принципами неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы или угрозы силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических основ государства; все споры в экономических отношениях должны решаться исключительно мирными средствами……..и т.д.

Однако, устанавливая лишь общие рамки взаимоотношений гос-в, общие принципы МП все же недостаточно конкретны для регулирования международных экономических отношений. Поэтому развитие таких отношений и подчинение их во все большей мере гос. регулированию – вели к увеличению числа разнообразных договоров, формулировавших спец. принципы (которые затем воспроизводились в резолюциях МО – см. выше)

2. Специальные принципы МЭП[13]

Весь комплекс основополагающих специальных принципов МЭП можно разделить на две группы:

1) Спец. принципы, получившие широкое признание, непосредственно вытекающие из основных принципов МП и соблюдение которых обязательно для всех или подавляющего числа государств




1) Принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами. Суть принципа:

--- Каждое гос-во свободно осуществляет полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природнымиресурсами, и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию (п.1 ст.2 Хартии Экономических прав и обязанностей гос-в)

--- Каждое гос-во вправе регулировать и контролировать иностранные инвестиции, а также деятельность ТНК в пределах действия своей нац. юрисдикции (п.2 ст.2 Хартии)

--- Каждое гос-во также вправе национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность (п.2 ст.2 Хартии) (Национализирующее гос-во естественно выплачивает при этом соответствующую компенсацию с учетом своих законов, постановлений и всех обязательств, которое это гос-во считает уместными)



Элементы этого принципа закреплены в:

- Декларации по установлению НМЭП (п.4)

- Хартии Экономических прав и обязанностей гос-в (ст. 5 и 16)

- Венской конвенции о правопреемстве гос-в в отношении договоров 1978 г. (ст. 15)

- Венской конвенции о правопреемстве гос-в в отношении гос. собственности, гос. архивов и гос. долгов 1983 г. (ст. 16)

2) Принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей Суть принципа:

--- При осуществлении международной торговли и других форм экономического сотрудничества каждое государство свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений и заключать двусторонние и многосторонние соглашения межд. экономического сотрудничества (ст. 4 Хартии)

--- Каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа,за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ (ст. 7 Хартии)

Элементы этого принципа закреплены также в:

- Заключительном Акте Хельсинкского Совещания 1975 г.

3) Принцип Экономической недискриминации Суть принципа:

--- Каждое государство обладает правом на предоставление ему в международных экономических отношениях другим государством таких же общих равных условий, какие предоставляются этим гос-вом всем прочим странам. (Т.е выдвижение спец. условий, ухудшающее положение др. гос-ва, его гр-н, ЮЛ, явл. противправным)

--- Если гос-во вводит ограничительные меры в сфере внешней торговли, то такие ограничения должны относиться ко всем государствам

Принцип закреплен в:

- Резолюциях ООН об установлении НМЭП

- Хельсинкском Заключительном Акте 1975 г. и др. документах

4) Принцип равенства и взаимной выгоды государств в международных экономических отношениях

--- Экономические отношения должны строиться на основе взаимной и равной выгоды

--- М/н торговля должна быть взаимовыгодной , и в рамках этой торговли не должны предприниматься действия, наносящие ущерб торговым интересам др. стран

--- Интересные положения этого принципа закреплены в Хельсинкском Заключительном Акте. Напр., о том, что в экономических отношенияхразвитые страны должны предоставлять уступки всем развивающимся странам и распространять на них все те уступки, которые они предоставляют друг другу . При этом развитые страны не должны требовать от развивающихся стран каких бы то ни было уступок. Это направлено на достижение фактического равенства и фактической взаимной выгоды в экон. отношениях м/у развитыми и развивающимися странами.

5) Принцип развития взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники

Наибольшую конкретизацию принцип получил в Хартии экон. прав и обязанностей:

--- Международное сотрудничество в целях развития является единой целью и общим долгом всех государств. (ст.17)

--- Каждое государство имеет право участвовать в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах. Ни одно государство не подвергается какой-либо дискриминации…(ст.4)

--- На все государства возлагается обязанность сотрудничать в экономической, социальной, культурной, научной и технической областях в целях содействия экономическому и социальному прогрессу всех стран (ст. 9) и др.

Договорные принципы, т.е. принципы, действующие во взаимоотношениях между гос-вами лишь тогда, когда они взяли на себя конкретные договорные обязательства соблюдать их в своих двусторонних или многосторонних отношениях.

1) Принцип наибольшего благоприятствования

Суть: одно договаривающееся государство предоставляет другому договаривающемуся государству, его ФЛ и ЮЛ, в той или иной согласованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим, как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему гос-ву.

⇒ Изъятием из этого принципа является положение о предоставлении развивающимся странам развитыми странами невзаимных преференциальных уступок.

⇒ Область, в которой режим применяется, должна согласовываться (как правило, это торговые отношения)

⇒ Обычно этот режим не распространяется на преимущества, которыми пользуются соседние страны в сфере приграничной торговли, а также гос—ва – члены интегр. объединений, и развивающ. страны

2) Принцип национального режима

Суть: иностранные граждане, иностранные предприятия. иностранные товары уравниваются в правах с собственными гражданами данной страны. нац. предприятиями, нац. продукцией.

⇒ По сравнению с режимом наибольшего благоприятствования национальный режим является общим, так как применяется во всей сфере частноправовых отношений

⇒ Обычно этот режим распространяется на такие аспекты как защита жизни, свободы, личного им-ва, чести, правоспособности иностранцев в необходимом объеме, предоставление права на суд. и иную защиту.

⇒ За пределами этих аспектов нац. режим во внешнеэкономической сфере обычно не применяется, так как полное уравнивание иностранцев и иностр. капитала в экон. сфере с местными гражданами, капиталом, может представлять угрозу нац. экономике.

3) Принцип взаимности

Суть: предоставление иностранному государству, его ФЛ и ЮЛ определенных прав, привилегий или льгот при условии, что предоставляющее государство, его ФЛ и ЮЛ пользуются аналогичными правами, льготами и привилегиями в данном иностранном гос-ве.






Сейчас читают про: