double arrow

III. По учебнику проф. К. Бекяшева (МГЮА)

Проф. К. Бекяшев относит к спец. принципам МЭП:

1) Принцип всеучастия, означающий полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;

2) Принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающий право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции;

3) Принцип преференциального режима для развивающихся стран; (см. ниже)

Преференциальный режим — предоставление особых преимуществ какому-либо государству или группе государств. Он используется во взаимоотношениях соседних государств либо в рамках интеграционных систем. Предоставление преференций развивающимся странам является принципом МЭП

4) Принцип международной социальной справедливости, означающий развитие международного экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением определенных односторонних выгод для развивающихся стран в целях достижения фактического равенства;

5) Принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода

Наряду с принципами, Бекяшев выделяет правовые режимы, которые в отличие от принципов не явл. общеприменимыми, и устанавливаются на договорной основе (Каф. учебник называет их договорными принципами)




1) Режим наибольшего благоприятствования (см. выше)

2) Национальный режим (см. выше)

3) Преференциальный режим (см. выше)

Вопрос 40. Всемирная торговая организация. (ВТО) Основные этапы развития, цели и принципы

История создания ВТО:

1944 – Бреттон-Вудская конференция (созданы МВФ, МБРР, предполагалось создать МТО – Международную торговую организацию). Для этого в 1946 году была созвана Гаванская конференция по торговле и занятости.

24.03.1947 – Гаванская хартия, срыв ее ратификации США (как и Устава МТО). В ГАТТ есть ссылки на эту хартию.

30.10.1947 (вступил в силу 01.01.1948) – подписание Заключительного акта ГАТТ (сам ГАТТ не подписывали, а только Протокол о временном применении). «Положения ГАТТ подлежат применению в максимальном соответствии с национальным законодательством» - цитата из Протокола.

Стратегические цели:

1) Выявить препятствия на пути трансграничного движения товаров



2) Остановить нарастание торговых барьеров, взять их под контроль и начать их ликвидацию

3) Курс на запрет на количественное регулирование импорта (регулирование таможенных тарифов)

Принципы ГАТТ-47:

1) Свободной торговли

2) Либерализации торговли

3) Добросовестной конкуренции

4) Взаимной выгоды в торговле

5) Недискриминации

6) Предоставления режима наибольшего благоприятствования (РНБ)

7) Предоставления национального режима (НР)

8) Предоставления режима преференций развивающимся странам

Организационная структура:

1) Сессии договаривающихся сторон (принятие решений большинством голосов или консенсусом)

2) Совет представителей договаривающихся сторон (Совет ГАТТ)

3) Секретариат

4) Комитеты

ГАТТ не присущ характер МД, у него нет акта, учреждающего МО, его нормы не обладают прямым эффектом. Вывод: ГАТТ – не международная организация!

Недостатки ГАТТ (врожденные):

1) Это усеченная версия Гаванской хартии

2) Было временным явлением, а стало постоянным

3) Отсутствие надлежащей формы

4) Низкая презентативность (23 государства)

5) Не имело обязательной силы

Недостатки ГАТТ (приобретенные):

1) Дифференцированный правовой режим

2) Страны не устанавливают самостоятельно обязательств по уступкам

Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО (Марракешское соглашение), которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.

15 апреля 1994 (вступило в силу 01.01.1995) – подписано соглашение об учреждении ВТО. Сохраняется преемственность регулятивных механизмов. Было принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

• Приложение 1А – Многосторонние соглашения по торговле товарами (GATT)

• Приложение 1B – GATS

• Приложение 1C – TRIPS

• Приложение 2 – договоренность о правилах и процедурах разрешения споров

• Приложение 3 – механизм обзора торговой политики

• Соглашение о торговле гражданской авиатехникой; по государственным закупкам (соглашения с ограниченным числом участников)

Задачи, цели, основные принципы деятельности ГАТТ/ВТО:

Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность (открытость, доступность) торговой политики;
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Функции ВТО (лекция Кадышевой):

1) Общая институциональная основа

2) Форум для проведения международных торговых переговоров

3) Административная функция по рассмотрению споров

4) Административная функция по обзору торговой политики

5) Сотрудничество с др. МО

Важнейшими функциями ВТО являются (официальный сайт ВТО):
- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
- разрешение торговых споров;
- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
- техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
- сотрудничество с международными специализированными организациями.

Органы управления ВТО:

1) Министерская конференция – высший орган ВТО. Объединяет представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда (освобождение от обязательств, утверждение поправок). Учреждает Комитеты по различным вопросам.

2) Генеральный Совет – собирается между сессиями конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов. Состоит из представителей всех участников организации. Генсовет администрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. 01.09.2005 г. им стал француз Паскаль Лами, бывший торговый комиссар ЕС (до ноября 2004 г.).

3) Совет по торговле товарами

4) Совет по торговле услугами

5) Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной деятельности

6) Секретариат – исполнительный орган ВТО (находится в Женеве).

Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, а также освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Вопрос 41. Международные финансовые организации в системе ООН. Цели, принципы, система органов, порядок принятия решений

В ООН международные финансовые организации представлены двумя специализированными учреждениями: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его филиалы, а также Международный валютный фонд (МВФ).

⇒ Эти крупнейшие международные финансовые организацией, были созданы на основе Бреттон-Вудских соглашений в 1944 году.

⇒ В настоящее время значение данных организаций все более возрастает, поскольку успешное развитие мирового сообщества в целом во многом зависит от темпов экономического роста государств, составляющих мировую систему хозяйства.

1. МВФ:

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на 28.12.2012 года, 1 СДР равнялся примерно 0,65 доллара США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

1.1. Цели

1) «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

2) «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3) «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5) предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

⇒ То есть координировать валютно-финансовую политику государств-членов и предоставлять им займы.

1.2. Принципы

Предоставление займов сверх определенной суммы обуславливается выполнением рекомендаций МВФ в области экономической и социальной политики, а также режимов валютных курсов.

⇒ МВФ достаточно жестко критикуется за дачу неэффективных, а порой и губительных рекомендаций. Некоторые ученые считают, что их «рекомендации» в Югославии(понижение МРОТ, запрет на поддержку бедных регионов=сепаратизм) и Руанде(отказ от спонсирования фермеров= безработица) даже привели к гражданской войне

1.3. Система органов и порядок принятия решений

1) Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Компетенция:

o внесение изменений в Статьи Соглашения,

o приём и исключение стран-членов,

o определение и пересмотр их долей в капитале,

o выборы исполнительных директоров.

Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.


2) Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений.

Состав и порядок назначения членов:

Состоит из 24 исполнительных директоров. Восемь из них назначаются странами с наибольшими квотами в Фонде(среди них и Россия) Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Порядок принятия решений

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %).

2. МБРР:

1.1. Цели

1) оказание помощи в реконструкции и развитии экономики странчленов, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

2) содействие частным иностранным инвестициям путем предоставления гарантий или путем прямого участия;

3) содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

4) сбор и публикация статистической информации,

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

1.2. Основные направления деятельности:

1) В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития.

2) В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта.

3) Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов.

1.3. Система органов и порядок принятия решений

1) Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган.

⇒ Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ.

2) Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США.э

Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Филиалы МБРР:

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:






Сейчас читают про: