Раздел IVвопросы местного значения и полномочияорганов местного самоуправления порешению вопросов местного значения 1 страница


Глава 15ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ§1. Понятие вопроса местного значения Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ (ст.130, 132). Из нормы ст. 130 является неотъемлемой частью местного самоуправления, в ст.132 указан ряд вопросов, квалифицируемых Конституцией как вопросыместного значения, а именно: управление муниципальной собственностью;формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;осуществление охраны общественного порядка, установление местныхналогов и сборов.В соответствии с определением местного самоуправления, данном вФедеральном законе “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” (в ред. от 6 октября 2003г.), существом местного самоуправления является решение местного значения.Названный Закон определяет вопросы местного значения как вопросынепосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, в соответствии с Конституцией РФ и этим Федеральным закономосуществляется населением и (или) органами местного самоуправлениясамостоятельно.Вопросы местного значения можно условно разделить на три группы:а) по обеспечению условий жизни каждого из жителей (здравоохранение,образование, социальное и бытовое обслуживание, снабжение жилищводой и энергоносителями и т.д.);б) по обеспечению условий жизни населения в целом (охранаобщественного порядка, информационные службы, благоустройство иозеленение, транспортное обслуживание и т.д.);в) по обеспечению осуществления населением муниципальногообразования прав собственника Право на решение вопросов местного значения может рассматриваться права населения на местное самоуправление. §2. Обеспечение удовлетворения основных жизненныхпотребностей населения в сферах, отнесенных к ведениюмуниципальных образований Из содержания вопросов местного значения, определенных Федеральнымзаконом “Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации”, следует, что деятельность местногосамоуправления имеет отношение к удовлетворению потребностей, как:1) электро-, тепло-, газо-, водоснабжение населения, водоотведение,снабжение населения топливом;2) обеспечение жильем;3) предоставление услуг связи, общественного питания, торговли ибытового обслуживания;5) противопожарная безопасность;4) транспортное обслуживание населения;6) экологическая безопасность;[36]


7) медицинская помощь;8) дошкольное и школьное образование;9) отдых, досуг и услуги культурно-зрелищных учреждений;10) развитие массовой физической культуры и спорта;11) ритуальные услуги;12) поддержка социально незащищенных лиц;13) благоустройство территории муниципального образования.Реализация функции обеспечения удовлетворения основных жизненныхпотребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальныхобразований, может осуществляться следующими способами:создание специальных подразделений в местной администрации;учреждение специализированных муниципальных предприятий;исполнение соответствующих работ сторонними организациями за счетсредств местного бюджета;формирование в муниципальном образовании условий, способствующихразвитию деятельности субъектов рынка, направленной наудовлетворение определенных жизненных потребностей населения.Как правило, применяются все четыре названных формы деятельности. Кпримеру, в рамках решения жилищной проблемы учет улучшении жилищных условий из ведется подразделением местной администрации. Муниципальный жилойфонд формируется как за счет строительства муниципальнымистроительными учреждениями, так и за счет покупки. Стимулированиюразвития частного жилищного строительства могут служить налоговыельготы юридическим и физическим лицам, вкладывающим средства вжилищное строительство, прозрачная дебюрократизированная системаоформления документов, необходимых для осуществления строительства. §3. Вопросы местного значения поселения К вопросам местного значения поселения относятся:1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения иконтроль за исполнением данного бюджета;2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- иводоснабжения населения, водоотведения, снабжения населениятопливом;3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся вмуниципальной собственности поселения;6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении инуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми с жилищным законодательством, организация строительстваи содержания муниципального жилищного фонда, создание условий дляжилищного строительства;7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению5) содержание и строительство автомобильных дорог общегопользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вграницах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильныхдорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерныхсооружений федерального и регионального значения;


8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций в границах поселения;9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границахнаселенных пунктов поселения;10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугамисвязи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;11) организация библиотечного обслуживания населения;12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителейпоселения услугами организаций культуры;13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятниковистории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенныхв границах поселения;14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовойфизической культуры и спорта;15) создание условий для массового отдыха жителей поселения иорганизация обустройства мест массового отдыха населения;16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральнымзаконом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителямипоселения;17) формирование архивных фондов поселения;18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;19) организация благоустройства и озеленения территории поселения,использования и охраны городских лесов, расположенных в границахнаселенных пунктов поселения;20) планирование застройки территории поселения, территориальноезонирование земель поселения, установление правил землепользования изастройки территории поселения, изъятие земельных участков в границахпоселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа,осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;21) организация освещения улиц и установки указателей с названиямиулиц и номерами домов;22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.Органы местного самоуправления поселения не отнесенные к компетенции органов местного самоуправлениядругих муниципальных образований, органов государственной власти ине исключенные из их компетенции федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации, только при наличии собственныхматериальных ресурсов и финансовых средств (за исключениемсубвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета ибюджета субъекта Российской Федерации).К вопросам местного значения муниципального района относятся: §4. Вопросы местного значения муниципального района 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборовмуниципального района;1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципальногорайона, контроль за исполнением данного бюджета;

и организация транспортного обслуживания населения в границахпоселения;


3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся вмуниципальной собственности муниципального района;4) организация в границах муниципального района электро- игазоснабжения поселений;5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользованиямежду населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерныхсооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципальногорайона, за исключением автомобильных дорог общего пользования,мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального ирегионального значения;6) создание условий для предоставления транспортных услуг населениюи организация транспортного обслуживания населения междупоселениями в границах муниципального района;7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций на территории муниципального района;8) организация охраны общественного порядка на территориимуниципального района муниципальной милицией;9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охранеокружающей среды;10) организация и осуществление экологического контроля объектовпроизводственного и социального назначения на территориимуниципального района, за исключением объектов, экологическийконтроль которых осуществляют федеральные органы государственнойвласти;11) организация предоставления общедоступного и бесплатногоначального общего, основного общего, среднего (полного) общегообразования по основным общеобразовательным программам, заисключением полномочий по финансовому обеспечению образовательногопроцесса, отнесенных к полномочиям органов государственной властисубъектов Российской Федерации; организация предоставлениядополнительного образования и общедоступного бесплатногодошкольного образования на территории муниципального района, отдыха детей в каникулярное время;12) организация оказания на территории муниципального района скороймедицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной),первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических ибольничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в периодбеременности, во время и после родов;13) опека и попечительство;14) организация утилизации и переработки 15) территориальное зонирование земель межселенных территорий,изъятие земельных участков межселенных территорий длямуниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществлениеземельного контроля за использованием земель межселенных территорий,ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;16) формирование и содержание муниципального архива, включаяхранение архивных фондов поселений;17) содержание на территории муниципального района межпоселенческихмест захоронения, организация ритуальных услуг;


18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в составмуниципального района, услугами связи, общественного питания, торговлии бытового обслуживания;19) организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечениеуслугами библиотечного коллектора);20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений,входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджетамуниципального района.Органы местного самоуправления муниципального района обладают всемиполномочиями органов местного самоуправления поселения намежселенных территориях и в сельских населенных пунктах, неявляющихся муниципальными образованиями в соответствии сФедеральным законом “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации”, в том числе полномочиямиорганов местного самоуправления поселения по установлению, изменениюи отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о налогах и сборах.Органы местного самоуправления муниципального района вопросы, не отнесенные к компетенции органов местногосамоуправления других муниципальных образований, органовгосударственной власти и не исключенные из их компетенциифедеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовыхсредств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых изфедерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих всостав муниципального района, вправе заключать соглашения самоуправления муниципального района о передаче имосуществления части своих полномочий за счет субвенций,предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципальногорайона. Эти органы местного самоуправления муниципального районатакже вправе заключать соглашения с органами местного поселений, входящих в состав муниципального района, опередаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций,предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджетысоответствующих поселений. Указанные соглашения должны определенный срок, содержать положения, устанавливающиеоснования и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного,порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых дляосуществления передаваемых полномочий, а также предусматриватьфинансовые санкции за неисполнение соглашений. §5. Вопросы местного значения городского округа К вопросам местного значения городского округа относятся:1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа иконтроль за исполнением данного бюджета;2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборовгородского округа;3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся вмуниципальной собственности городского округа;4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- иводоснабжения населения, водоотведения, снабжения населениятопливом;


5) содержание и строительство автомобильных дорог общегопользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вграницах городского округа, за исключением автомобильных дорогобщего пользования, мостов и иных транспортных инженерныхсооружений федерального и регионального значения;6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе инуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми с жилищным законодательством, организация строительстваи содержания муниципального жилищного фонда, создание условий дляжилищного строительства;7) создание условий для предоставления транспортных услуг населениюи организация транспортного обслуживания населения в границахгородского округа;8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций в границах городского округа;9) организация охраны общественного порядка на территории городскогоокруга муниципальной милицией;10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границахгородского округа;11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границахгородского округа;12) организация и осуществление экологического контроля объектовпроизводственного и социального назначения на территории городскогоокруга, за исключением объектов, экологический контроль которыхосуществляют федеральные органы государственной власти;13) организация предоставления общедоступного и бесплатногоначального общего, основного общего, среднего (полного) общегообразования по основным общеобразовательным программам, заисключением полномочий по финансовому обеспечению образовательногопроцесса, отнесенных к полномочиям органов государственной властисубъектов Российской Федерации; организация предоставлениядополнительного образования и общедоступного бесплатногодошкольного образования на территории отдыха детей в каникулярное время;14) организация оказания на территории городского округа скороймедицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной),первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических ибольничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в периодбеременности, во время и после родов;15) создание условий для обеспечения жителей городского округауслугами связи, общественного питания, торговли и бытовогообслуживания;16) организация библиотечного обслуживания населения;17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителейгородского округа услугами организаций культуры;18) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятниковистории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенныхв границах городского округа;19) обеспечение условий для развития на территории городского округамассовой физической культуры и спорта;


20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа иорганизация обустройства мест массового отдыха населения;21) опека и попечительство;22) формирование и содержание муниципального архива;23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых ипромышленных отходов;25) организация благоустройства и озеленений территории городскогоокруга, использования и охраны городских лесов, расположенных вграницах городского округа;26) планирование застройки, территориальное зонирование земельгородского округа, установление правил землепользования и застройкитерритории городского округа, изъятие земельных участков в границахгородского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа,осуществление земельного контроля за использованием земельгородского округа, ведение кадастра землеустроительной иградостроительной документации;27) организация освещения улиц и установки указателей с названиямиулиц и номерами домов.Органы местного самоуправления городского округа вправе не отнесенные к компетенции органов местного самоуправлениядругих муниципальных образований, органов государственной власти ине исключенные из их компетенции федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации, только при наличии собственныхматериальных ресурсов и финансовых средств (за исключениемсубвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета ибюджета субъекта Российской Федерации). §6. Компетенция органов местного самоуправления по решениювопросов местного значения Понятие “компетенция” происходит от латинского “competentia”(способность, принадлежность по праву) и, по определению Б.М. Ла-зарева, “имеет два прочно вошедших в обиход значения:а) круг вопросов, в которых данное лицо или лица обладают познаниями(ведают что-то) и б) круг полномочий (прав и обязанностей “ведать чем-то”)”.Компетенция органа местного самоуправления может рассматриваться икак “юридически предоставленные ему права на вопросов и на издание определенных видов правовых актов,устанавливающие место данного органа в системе органов, реализуемыеим самостоятельно”.В общем понимании термин “цель” может толковаться и как “предметстремления, то, что надо, желательно осуществить”В понятие “компетенция органа управления” включаются его цели,задачи, функции, права и обязанности.. Применительно корганам местного самоуправления можно сказать, что цели деятельностиорганов местного самоуправления — это то, к чему они в своейдеятельности должны стремиться при осуществлении надлежащегоместного управления в определенной сфере (отрасли). Понятие “задачи” может иметь значение и как нахождение чего-либо,имея исходные данные. [37][38][39]


В отношении органов местного самоуправления можно сказать, задачиорганов местного самоуправленияэто проведение и обеспечениереализации определенной политики в установленной сфере (отрасли)управления исходя из целей, поставленных перед ними. Цели и задачи органов местного самоуправления устанавливаются, какправило, источниками муниципального права или закрепляютсямуниципальными нормативными правовыми актами.Компетенцию органов местного самоуправления невозможно определить,не установив их функции. В данном случае функции являются основойпри установлении объема полномочий органов местного самоуправления.Понятие “функция” может иметь значение и как обязанность, кругдеятельности, и как явление, зависящее от другого явления иизменяющееся по мере изменения этого другого явления.В вопросах толкования этого понятия можно согласиться с мнением Л.И.Каска, который считал, что “функция какого-либо объекта его свойств, способ его поведения в определенной системеотношений”.Применительно к органам местного самоуправления: их функция — это“мера должного поведения”. Другими словами, функция органа местногосамоуправления — это его обязанность совершать которые онио обязаны совершать исходя из целей ним, а также осуществлять свою деятельность и реализовыватьтакую политику, которая обеспечивала бы надлежащее местноеуправление.Классификация функций до сих пор вызывает научные споры. Некоторыеученые считают, что функции органов управления можноклассифицировать по формам и методам управления. Но мы по этомувопросу придерживаемся точки зрения Б.М. Лазарева, который считал,что “функции являются одним из элементов содержания управления” имогут подразделяться на:1) сбор, обработку, анализ информации, передачу информации другиморганам;2) прогнозирование;3) организацию;4 регулирование;5) руководство;6) координацию;8) стимулирование;7) планирование;10) учет9) контроль;.[40][41][42] §7. Обеспечение участия населения в решении вопросовместного значения Основными формами участия населения в являются:1) участие в формировании состава органов местного самоуправленияпутем муниципальных выборов;2) участие в местном референдуме;


3) участие в отзыве выборных лиц местного самоуправления;4) участие в голосованиях по выявлению мнения населения в рамкахпроцедуры учета мнения населения при изменении границ территорий, вкоторых осуществляется местное самоуправление;5) участие в публичных слушаниях;6) участие в территориальном общественном самоуправлении;7) народная правотворческая инициатива;8) обращения в органы местного самоуправления;9) участие в опросах.Из перечисленного списка форм участия населения значения имеется достаточно подробное регулированиефедеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Вместе с тем, уровень их правового регулирования оставляет желатьлучшего.Первостепенной задачей органов местного самоуправления пообеспечению участия населения в решении вопросов создание достаточной нормативно-правовой базы для ихосуществления. Это можно сделать в различных формах: через внесениесоответствующих норм в устав муниципального образования, черезпринятие нормативных правовых актов, принимаемых представительныморганом местного самоуправления или главой муниципальногообразования. Эти варианты соответствуют требованиям федеральногозаконодательства, конкретный же вариант должен выбираться исходя израспределения полномочий органов местного самоуправления,определенных действующим уставом и иными нормативными правовымиактами муниципального образования.Второй задачей является подготовка муниципальных кадров, которымпредстоит взаимодействовать непосредственно с населением приреализации соответствующих форм. В рамках данной задачи необходиматакже подготовка методических пособий, комментариев к актам.Третьей задачей является доведение до сведения населения возможныхвариантов участия в решении вопросов местного При этом недостаточно просто опубликоватьсоответствующие акты, нужно еще и пиар-сопровождение.


Глава 16РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ§1. Классификация полномочий органов местногосамоуправления Значение местного самоуправления для общества огромно. Неспособностьорганов местного самоуправления решать вопросы негативно отражается на самом обществе, хозяйствующихсубъектах, гражданах, а, в ведении органов местного самоуправлениянаходятся многие вопросы: от обеспечения охраны общественногопорядка до снабжения населения необходимыми средствамижизнеобеспечения и т.п.Поэтому в компетенцию органов местного самоуправления государствовключает такие права по применению тех или иных управленческихфункций, которые должны обеспечить государственную политику наместах в отраслях и сферах управления.При этом право осуществлять управленческую деятельность порождаеттакой элемент их компетенции, как полномочия.Как известно, органы местного самоуправления наделяютсяопределенными собственными и некоторыми государственно-властнымиполномочиями. Органы местного самоуправления определенные юридические действия от которые наделяет их для этого отдельными властнымиполномочиями.Органы местного самоуправления — это особый субъект права. Объемполномочий органов местного самоуправления отличается от объемаполномочий иных органов, осуществляющих управление. Особенностиэтих отличий определяются многими объективными и субъективнымифакторами социально-политического и организационного характера.Полномочия можно классифицировать через призму функций органовуправления, в том числе и по силе властного влияния: руководящиефункции, регулирующие, расчетно-аналитические, организационные,контрольные функции.Полагаем, что права органов местного самоуправления можноклассифицировать, в том числе, и по иным критериям, каксамостоятельные элементы их компетенции.Права и обязанности у органов местного самоуправления могут быть:а) по управлению;б) по организации;в) по руководству;г) по применению административно-правовых режимов;д) по контролю; §2. Формы реализации полномочий органов местногосамоуправления е) по применению мер принуждения.Формами реализации полномочий органов местного самоуправления, какправило, являются:Основные формы реализаций полномочий органов местногосамоуправления связаны с исполнением ими определенных функций:собственных и отдельных государственных.[43]


правотворчество;правоприменение;регулирование;управление;координация.Во всех случаях формами реализации полномочий этих органов будутявляться те полномочия, которыми наделены органы местногосамоуправления для выполнения возложенных на них функций, а именно,при:принятии устава муниципального образования и внесения в негоизменений и дополнений, издания муниципальных правовых актов;установлении официальных символов муниципального образования;создании муниципальных предприятий и учреждений, финансированиимуниципальных учреждений, формировании и размещениимуниципального заказа;установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальнымпредприятиям и учреждениям;организационном и материально-техническом обеспечении подготовки ипроведения муниципальных выборов, местного референдума, голосованияпо отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления,выборного должностного лица местного самоуправления, голосовании повопросам изменения границ муниципального образования,преобразования муниципального образования;принятии и организации выполнения планов и программ комплексногосоциально-экономического развития муниципального образования, атакже организации сбора статистических показателей, характеризующихсостояние экономики и социальной сферы муниципального образования,при предоставлении указанных данных органам государственной власти впорядке, установленном Правительством РФ;учреждении печатного средства массовой информации для опубликованиямуниципальных правовых актов, иной официальной информации;осуществлении международных и внешнеэкономических с федеральными законами;иными полномочиями органов местного самоуправления поселений,городских округов и муниципальных районов в соответствии с законами иуставами муниципальных образований.


Глава 17ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОБЛАСТИ ПЛАНОВО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ§1. Полномочия органов местного самоуправления в областипланирования Обеспечение комплексного социально-экономического развитиямуниципального образования является функцией, направленной наформирование долго- и среднесрочной политики развитиямуниципального образования. На необходимость осуществления даннойфункции указывается в Федеральном законе “Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации”(соответствующее положение было и в редакции названного Закона 1995г.).Вопреки распространенному мнению, что в условиях практическиповсеместного дефицита местных бюджетов для деятельности покомплексному социально-экономическому развитию муниципальныхобразований нет условий, опыт стратегического планирования развитиямуниципальных образований, имеющийся в Российской Федерации (кпримеру, программа стратегического планирования развитиямуниципальных образований Фонда “Открытое общество”) демонстрирует,что выработка стратегии развития муниципальных образований являетсядейственным механизмом подъема экономики в муниципальномобразовании, повышения уровня жизни населения. планирования развития муниципальных образований состоит встрого индивидуальном подходе к оценке ситуации в каждоммуниципальном образовании, в выработке предложений,ориентированных на использование конкретного комплекса ресурсов,имеющихся в муниципальном образовании. При этом под ресурсамипонимаются не только материальные и финансовые ресурсы, но и такиеаспекты, как географическое положение, наличие традиционныхпромыслов, профессиональный состав населения и т.д.Органы местного самоуправления могут самостоятельно планироватьразвитие муниципальных образований либо включать планы их развитияотдельным блоком в региональные или федеральные целевые программы.Полномочия органов местного самоуправления в области планированияежегодно реализуются при подготовке и утверждении местных бюджетови сметы расходов по исполнению местных бюджетов. §2. Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс Конституция РФ (ст. 132) закрепляет право органов местногосамоуправления формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельностьорганов местного самоуправления по составлению, рассмотрению,утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетногопроцесса является бюджетное регулирование.Бюджетный процесс длится около трех лет, и это время называется бюджетным периодом. Бюджетный процесс состоит из пяти стадий.Первая стадия — стадия составления проекта бюджета. над составлением проекта местного бюджета принимаетсявыборным органом местного самоуправления. Исполнительные органымуниципального образования организуют поэтапную работу по


Вторая стадия бюджетного процесса — рассмотрение проекта бюджетавыборным органом местного самоуправления. Оно предшествует о санкционировании бюджетных расходов, основой для выделения бюджетных ассигнований.Третья стадия бюджетного процесса — утверждение бюджета, принятиерешения о бюджете. В случае непринятия проекта конкретного года исполнительные органы муниципальногообразования имеют право производить расходование бюджетных средствпо соответствующим разделам расходов, подразделам, видам ипредметным статьям функциональной и ведомственной классификацииежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов заIV квартал предшествующего года до принятия местного бюджета.Четвертая стадия бюджетного процесса — исполнение бюджета совпадаетс бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнениебюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.Исполнение доходной части бюджета связано с перечислениемплательщиками соответствующих налогов и неналоговых платежей насчета бюджета того или иного уровня. Исполнение расходной частибюджета связано с использованием бюджетных средств, которыеназываются бюджетными кредитами.Пятая стадия бюджетного процесса — стадия рассмотрения и утвержденияотчета об исполнении бюджета выборным органом муниципальногообразования. В соответствии с Бюджетным кодексом отчетный доклад обисполнении местного бюджета за прошедший ежегодно в мае следующего за отчетным года.Рациональное управление государственными финансами в условияхбольшого разнообразия бюджетных доходов финансово-бюджетных отношений, единой, законодательно утвержденной системы движенияденежных потоков. Этой цели служит специальная бюджетнаяклассификация. В Российской Федерации до 1992 г. применяласьбюджетная классификация бывшего СССР, союзно-республиканской и местной. Затем была внедрена единаядля всех уровней бюджетной системы новая бюджетная классификация.Представительные органы власти субъектов Российской Федерации иорганы местного самоуправления имеют право утверждать собственныебюджетные классификации. При этом они вправе производитьдетализацию статей классификации Российской Федерации, принципов ее построения и единства.Ведомственная классификация расходов местного бюджета,классификация источников внешнего финансирования дефицита и классификация видов муниципального активов не используются. На и органов местного самоуправления ведомственнаяклассификация расходов бюджетов утверждается представительнымиорганами власти этих двух уровней самостоятельно.Конкретные указания о механизме и порядке использования бюджетнойклассификации издаются Министерством финансов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: