Раздел IVвопросы местного значения и полномочияорганов местного самоуправления порешению вопросов местного значения 7 страница

местного самоуправления о внесении законопроекта; пояснительнаязаписка, в которой отражены цель, характеристика, основные положениязаконопроекта, его место в системе действующего законодательства;перечень правовых актов, которые в связи с принятием закона должныбыть изменены, отменены или вновь разработаны.


4) Наличие муниципального бюджета является обязательным условиемосуществления местного самоуправления. Органы местногосамоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ч.1 ст. 132 Конституции РФ).Конкретизируя это конституционное положение, Федеральный закон “Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации” установил, что формирование, утверждение, исполнениеместного бюджета и контроль за его исполнением осуществляютсяорганами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдениемтребований, установленных Бюджетным кодексом РФ и даннымФедеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с нимизаконами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 52).Важной финансово-экономической гарантией местного самоуправленияявляется выравнивание бюджетной обеспеченности различныхмуниципальных образований. Выравнивание бюджетной обеспеченностигородских и сельских поселений осуществляется путем предоставлениядотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъектаРоссийской Федерации регионального фонда финансовой поддержкипоселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальныхрайонов районных фондов финансовой поддержки поселений.Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов(городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций изрегиональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов(городских округов).В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидийдля долевого финансирования инвестиционных программ и проектовразвития общественной инфраструктуры муниципальных образований всоставе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может бытьобразован фонд муниципального развития. В целях предоставлениябюджетам муниципальных образований субсидий для долевогофинансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетовмуниципальных образований в составе расходов бюджета субъектаРоссийской Федерации может быть образован региональный фондсофинансирования социальных расходов.Кроме того, в случае и порядке, предусмотренных федеральным ирегиональным законодательством, бюджетам муниципальных образованийможет быть предоставлена и иная финансовая помощь из федерального ирегионального бюджетов в формах, предусмотренных Бюджетнымкодексом РФ.Федеральным законодателем предусмотрены ограничения при принятииопределенных (“финансовых”) нормативных правовых актовпредставительного органа муниципального образования. Так, в ч. 12 ст.35 Федерального закона “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” установлено, что нормативныеправовые акты представительного органа муниципального образования,предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов исборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут бытьвнесены на рассмотрение представительного органа муниципальногообразования только по инициативе главы местной администрации или приналичии заключения главы местной администрации. Здесь следует

деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают ихуставы, назначают на должность и освобождают от должностируководителей данных предприятий и учреждений, их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципальногообразования.


Смысл этой процедуры заключается в том, что глава местнойадминистрации, являясь ответственным за исполнение местного бюджета ифинансовых обязательств, мог донести до инициаторов указанныхпроектов нормативных правовых актов и представительного органамуниципального образования в целом свою точку зрения на финансовуюобоснованность проектов и тем самым воздействовать на принятиерешения об одобрении либо что для внесения законопроекта необходим собственно фактпредставления заключения главы местной администрации, а не егосодержание. Таким образом, правовое значение указанного заключения— консультативное. В то же время в заключении содержится необходимаядля депутатов представительного органа информация, которая позволяетсудить о том, имеют ли возможные последствия принятия нормативногоправового акта финансовое покрытие из средств местного бюджета. А) Органы государственной власти обязаны передавать органамместного самоуправления материальные и финансовые ресурсы,необходимые для осуществления отдельных государственныхполномочий. Финансовое обеспечение переданных отдельныхгосударственных полномочий осуществляется только за счетпредоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующихбюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительноиспользовать собственные материальные ресурсы и финансовые средствадля осуществления переданных им отдельных государственныхполномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставоммуниципального образования.Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерациипредоставление субвенций, выделяемых местным бюджетам, может непредусматриваться в случаях, если установленные указанными актамиотдельные государственные полномочия не предусматриваютнеобходимость создания новых органов местного самоуправления,муниципальных учреждений и предприятий, осуществлениядополнительных бюджетных инвестиций, платежей из местного бюджетагражданам и юридическим лицам, увеличения служащих и работников муниципальных бюджетныхучреждений.Статья 63 Федерального закона “Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации” регулируетпредоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органамиместного самоуправления отдельных государственных полномочий. Общийобъем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетасубъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществлениеорганами местного самоуправления переданных им отдельныхгосударственных полномочий, определяется федеральным законом офедеральном бюджете или законом субъекта РФ о бюджете субъектаРоссийской Федерации на очередной финансовый год. При этомсубвенции на осуществление органами местного самоуправленияпереданных им отдельных государственных полномочий,предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджетасубъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций.Кроме того, Конституция РФ в ст. 133 устанавливает такую гарантиюместного самоуправления, как право на компенсацию дополнительных

отметить, что на рассмотрение представительного органа муниципальногообразования вносятся, конечно же, проекты нормативных правовыхактов. Соответственно, заключение главы местной администрации даетсяна проект соответствующего нормативного правового акта.


Б) Органы местного самоуправления устанавливают местныеналоги и сборы (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). В статье 9 Европейскойхартии местного самоуправления установлено, что по меньшей ресурсов органов местного самоуправления должнапополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органыместного самоуправления вправе определять в пределах, установленныхзаконом. В Российской Федерации перечень местных налогов и сборов иполномочия органов местного самоуправления по их установлению,изменению и отмене устанавливаются законодательством РоссийскойФедерации о налогах и сборах.Кроме того, Федеральный закон “Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации” установил порядокзачисления в местные бюджеты доходов от региональных налогов исборов (ст. 58) и доходов от федеральных налогов и сборов (ст. 59). В) Муниципальные образования вправе привлекать заемныесредства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценныхбумаг, в порядке, установленном представительным органом местногосамоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов ииных нормативных правовых актов органов государственной властиРоссийской Федерации (ст. 64). 5. Судебная защита местного самоуправления Судебная защита местного самоуправления занимает особое место средиюридических гарантий. “Органы местного самоуправления — как записанов ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, — должны иметьправо на судебную защиту для обеспечения свободного осуществленияими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией изаконодательством страны принципов местного самоуправления”.Конституция РФ в ст. 133 закрепляет, что местное самоуправлениегарантируется правом на судебную защиту. Более детально такая защитарегламентируется федеральным законодательством, поскольку всоответствии с п. “о” ст. 71 Конституции РФ как судоустройство, так игражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальноезаконодательство находятся в ведении Российской Федерации.Так, в ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено,что с заявлением о признании нормативного правового актапротиворечащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться, втом числе, орган местного самоуправления, глава муниципальногообразования, считающие, что принятым и опубликованным вустановленном порядке нормативным правовым Помимо судов общей юрисдикции защита прав местного самоуправленияосуществляется в арбитражном судопроизводстве. В частности, всоответствии с п. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФорганы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд вслучаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлениями о признаниинормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такойоспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют законуили иному нормативному правовому силу, и нарушают права организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и инойэкономической деятельности.Судебная защита прав местного самоуправления

расходов, возникших в результате решений, власти.


. Однако, как представляется, этоположение нуждается в дополнительном законодательном уточнении. Органы местного самоуправления (в отличие от федеральных ирегиональных органов государственной власти и граждан)лишены возможности обращаться в Конституционный Наделение органов местного самоуправления правом обращенияв Конституционный Суд с запросами о конституционностинормативных правовых актов, о толковании Конституциипотребует внесения изменений в Основной закон РФ. Однако ст.124 Конституции предусмотрена также возможность обращения вКонституционный Суд РФ прав и свобод граждан. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерациисоздаются субъектом РФ, в том числе, для рассмотрения вопросовсоответствия актов органов местного самоуправления конституции(уставу) субъекта Российской Федерации (ст. 27 Федеральногоконституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”).Во многих субъектах Российской Федерации органы местногосамоуправления наделены правом обращения в конституционные(уставные) суды. В компетенцию конституционных (уставных) судовможет входить и рассмотрение споров о компетенции между органамигосударственной власти и органами местного самоуправления.[112]

законах обеспечивается и конституционным правосудием.Конституционный Суд РФ вынес ряд решений, для развития местного самоуправления. Следует отметить, чтосами органы местного самоуправления не наделены правом обращения вКонституционный Суд. В то же время КС РФ отметил, что в процедуреконституционного судопроизводства — в соответствии со ст. 125 (ч. 4)Конституции РФ в системном единстве с ч. 1 ст. 96 Федеральногоконституционного закона “О Конституционном Суде РоссийскойФедерации” — могут быть оспорены и сами законы (федеральные изаконы субъектов Российской Федерации), примененные или подлежащиеприменению в конкретном прав и свобод граждан и объединений граждан. Какследует из данной конституционной нормы, при этом не исключаетсязащита средствами конституционного правосудия прав муниципальныхобразований как территориальных объединений граждан, коллективнореализующих на основании Конституции РФ право на осуществлениеместного самоуправления



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: