Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Постимпрессионизм. Постимпрессионизм – этот термин впервые употребил английский критик Р




Постимпрессионизм – этот термин впервые употребил английский критик Р. Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Прошло 25 лет, и уже творчество импрессионистов перестало удивлять. У публики образовался некоторый вакуум впечатлений, она уже воспитала в себе потребность новизны. Новый эмоциально-эстетический взрыв парижской публике 15 долгих лет готовил малоизвестный импрессионист-ренегат Поль Сезанн (1839-1906). В молодые годы он – приверженец импрессионизма, затем удалился в добровольную ссылку в Прованс недовольный тем, что импрессионизм был слишком размытым. Прованский период жизни Сезанна был посвященным неустанным экспериментам по поиску новых методов изображении я действительности, которые максимально передавали бы ощущения художника. Сезанн говорил, что хочет научиться передавать запах и вкус. Наверное, он первый со времен Возрождения стал экспериментировать с перспективой. Намеренные искажения пространства должны были создавать определенные настроения у зрителя: тревоги, восторга, удивления. Свои «эксперименты» (а Сезанн употреблял именно этот термин применительно к своим занятиям живописью) художник «проводил» на фруктах. Он сотни раз рисовал яблоки, апельсины, виноград, груши и стремился добиться того, чтобы их положение, цвет и форма выражали отношения «дружбы» и «вражды» между фруктами; зрелый фрукт выражал дружелюбие, зеленый – недоступность и враждебность.

В 1895 г. в салоне Воллара в Париже Сезанн выставил 150 картин, созданных им в течение 25 лет. Его новую манеру стали изучать, ему стали подражать. Сезанн не был рад массовому увлечению его искусством, считал, что подражатели ничего не поняли. Ведь он считал, что в творчестве главное не мастерство или не стиль, а сила воображения художника. Эта идея стала принципиальной основой культуры ХХ века.

Его манера письма – вычленение составных частей предметов – заложила основу абстрактной живописи. У раннего Пикассо был «сезанновский» период.

Художники постимпрессионизма искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства: Сезанна интересовали устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм; Поль Гоген (1848 – 1903) создал так называемый «синтетизм», подразумевая под этим прежде всего синтетизм культур; а произведения Винсента ван Гога (1853 – 1890) построены на яркой цветовой гамме, выразительном рисунке и свободных композиционных решениях. Постимпрессионисты усилили яркость локального цвета, его самодостаточность. Таковы, например, «Подсолнечники» Гогена и ван Гога, которые стремились передать в них то, как аккумулируется в растениях солнечный свет. Рисуя интерьеры кафе и ресторанов, они акцентировали внимание зрителя на контрастах локального цвета, заполняя внутреннее пространство ослепительным светом. Свет и цвет обретает на полотнах не правдоподобие, а некую ирреальность и символику. Они стремились запечатлеть не мимолетность, а стабильность действительности. П. Гоген отправится на Гаити, чтобы почувствовать и передать в живописи повторяемость жизненных циклов, замедленное течение времени, погруженность в экзотику.




80. Английская литература рубежа XIX-XX веков

Рубеж XIX-XX вв. был переходной, кризисной эпохой и для человеческой истории в целом, и для литературы в частности. В это время параллельно развиваются и обновленный реализм и его разновидность натурализм с их ориентацией на научно-художественное объективное изображение жизненных явлений, и различные постнатуралистические и антинатуралистические течения – символизм, неоромантизм, эстетизм, модернизм. Английская литература является примером творческого многообразия писателей-современников. То, что их объединяет – стремление обновить художественный язык, выразить изменившийся уклад жизни различными, но обязательно новыми художественными средствами. Отсюда возникло то обилие эстетических программ, которое характеризует литературный процесс на рубеже веков.

Томас Гарди (1840 – 1928) был продолжателем традиций викторианской литературы. Вслед за мнением, что истинная Англия – это сельская Англия, действие своих романов Гарди разворачивает в сельской местности Эссекс, в юго-западной части Англии. В его романах «Под деревом зеленым» (1872), «Вдали от безумствующей толпы» (1874), «Жизнь и смерть мэра Кестербриджа» (1885), «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» (1891), «Джуд незаметный» (1895) и др., как правило, в центре его романов трагическая история главного сочувственно обрисованного героя, которого преследует злой рок в наказание за ошибки, допущенные или им самим или кем-то из близких герою людей.



Джон Голсуорси (1871 – 1933) был также приверженцем классического реалистического искусства. На его творчество оказали влияние лучшие традиции английского романа XVIII–XIX вв. и французский реалистический роман. Он был мастером изображения бытовых подробностей, сочетавшихся с глубокой характеристикой важных национальных социально-психологических особенностей английского буржуазного класса. Наиболее известное произведение Голсуорси – это его эпопея о Форсайтах, состоящая из двух трилогий: «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия». Эпопея, писавшаяся с 1906 по 1928 гг., представляет собой семейную хронику одной буржуазной семьи Форсайтов, отцов, детей, внуков, рассмотренную на широком историческом фоне жизни Англии с 1885 по 1926 гг.

Роберт Льюис Стивенсон (1850 – 1894) – автор многообразных по стилю романов, повестей и рассказов. Особенно популярны его исторические приключенческие романы – «Похищенный», «Катриона», «Черная стрела», «Остров сокровищ». Если сюжетно он близок В. Скотту, то композиционно и стилистически это уже писатель нового времени: действие его романов гораздо динамичнее, сюжет неожиданнее, отсутствует идеализация прошлого. Литературоведы предпочитают определять данный стиль как неоромантический, причисляя к нему французов Жюля Верна и Луи Буссенара («Капитан Сорви-Голова»), американцев Брета Гарда и Майн Рида, а также другого выдающегося английского писателя Артура Конан Дойла (1859 – 1930). Конан Дойл известен как автор исторических романов («Белый отряд», «Бригадир Жерар», «Михей Кларк» и др.), хотя для массового читателя он останется классиком криминального детектива.

Примечательно, что именно в рамках неоромантической английской литературы оформились два популярнейших в ХХ в. новых жанра литературы – детективная и фантастическая. Мировую славу Конан Дойлу принес ему цикл новелл о сыщике Шерлоке Холмсе и его друге докторе Ватсоне. Стивенсон – автор иронического детективного цикла «Приключения принца Флоризеля». Оба они создали фантастические романы, ставшие классикой жанра: Стивенсон написал роман «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», в котором оригинальным образом выражена мысль о противоречивости человеческой натуры. Конан Дойл – приключенческий и научно-фантастический цикл о профессоре Челленджере, повести «Маракотова бездна» и «Отравленный пояс». В основе последней гипотеза о том, что универсальной космической средой является некий эфир, пронизывающий пространство.

Это привело к появлению в следующем поколении английских писателей тех, кто избирал в качестве собственного литературного стиля один из этих новых жанров. Герберт Уэллс (1866 – 1946) приобрел известность романом «Машина времени» (1895). За ним последовала серия научно-фантастических книг, принесших ему мировую славу: «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Когда спящий проснется», «Первые люди на Луне», «Пища богов», «В дни кометы» и др. В его произведениях выявились две составляющие идеи современной фантастики – научно-футуристическая и социально-реформаторская. Уэллс исследовал модели возможного существования человека в условиях жизни, изменивших вследствие технического прогресса. Хотя Уэллс выступил в романах «Тоно Бенге», «Киппс», «История мистера Полли» как бытописатель жизни «маленьких людей», мелких служащих, учителей, лавочников, он вошел в историю литературу как первый писатель-фантаст.

Оскар Уайльд (1854 – 1900) является представителем эстетического направления в литературе, или эстетизма, который декларировал преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. Красота – превыше сего, красота спасет мир, искусство ради искусства, – таковы ключевые идеи эстетистов. Корни этого художественно-философского течения, получившего развитие в Англии в 1870 – 1890-х гг., уходят в романтизм, сам же он явился предтечей модернизма.

Наиболее полно отражает принцип безразличия к проблемам нравственности сказка Уайльда «Соловей и роза». В ней описывается любовь студента к профессорской дочке. Она обещала ему танец за одну красную розу, но в саду студента нет ни одного цветка. Его страдания слышит из своего гнезда в каменном дубе соловей. Птица отдает свою жизнь за розу, которую дочь профессора меняет на драгоценности более выгодного претендента. Студент выбрасывает розу в сточную канаву, сетую на нелогичность и ненужность любви. Но выдержать эстетский пуризм писателю не удалось. В знаменитом романе «Портрет Дориана Грея» (1890) обнаруживается обратная идея: моральные искания неистребимы. А в его комедиях «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Как важно быть серьезным» и «Идеальный муж» остроумно высмеивается мещанская викторианская мораль.





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 690; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9186 - | 7344 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.53.231 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.