Постимпрессионизм. Постимпрессионизм – этот термин впервые употребил английский критик Р

Постимпрессионизм – этот термин впервые употребил английский критик Р. Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Прошло 25 лет, и уже творчество импрессионистов перестало удивлять. У публики образовался некоторый вакуум впечатлений, она уже воспитала в себе потребность новизны. Новый эмоциально-эстетический взрыв парижской публике 15 долгих лет готовил малоизвестный импрессионист-ренегат Поль Сезанн (1839-1906). В молодые годы он – приверженец импрессионизма, затем удалился в добровольную ссылку в Прованс недовольный тем, что импрессионизм был слишком размытым. Прованский период жизни Сезанна был посвященным неустанным экспериментам по поиску новых методов изображении я действительности, которые максимально передавали бы ощущения художника. Сезанн говорил, что хочет научиться передавать запах и вкус. Наверное, он первый со времен Возрождения стал экспериментировать с перспективой. Намеренные искажения пространства должны были создавать определенные настроения у зрителя: тревоги, восторга, удивления. Свои «эксперименты» (а Сезанн употреблял именно этот термин применительно к своим занятиям живописью) художник «проводил» на фруктах. Он сотни раз рисовал яблоки, апельсины, виноград, груши и стремился добиться того, чтобы их положение, цвет и форма выражали отношения «дружбы» и «вражды» между фруктами; зрелый фрукт выражал дружелюбие, зеленый – недоступность и враждебность.

В 1895 г. в салоне Воллара в Париже Сезанн выставил 150 картин, созданных им в течение 25 лет. Его новую манеру стали изучать, ему стали подражать. Сезанн не был рад массовому увлечению его искусством, считал, что подражатели ничего не поняли. Ведь он считал, что в творчестве главное не мастерство или не стиль, а сила воображения художника. Эта идея стала принципиальной основой культуры ХХ века.

Его манера письма – вычленение составных частей предметов – заложила основу абстрактной живописи. У раннего Пикассо был «сезанновский» период.

Художники постимпрессионизма искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства: Сезанна интересовали устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм; Поль Гоген (1848 – 1903) создал так называемый «синтетизм», подразумевая под этим прежде всего синтетизм культур; а произведения Винсента ван Гога (1853 – 1890) построены на яркой цветовой гамме, выразительном рисунке и свободных композиционных решениях. Постимпрессионисты усилили яркость локального цвета, его самодостаточность. Таковы, например, «Подсолнечники» Гогена и ван Гога, которые стремились передать в них то, как аккумулируется в растениях солнечный свет. Рисуя интерьеры кафе и ресторанов, они акцентировали внимание зрителя на контрастах локального цвета, заполняя внутреннее пространство ослепительным светом. Свет и цвет обретает на полотнах не правдоподобие, а некую ирреальность и символику. Они стремились запечатлеть не мимолетность, а стабильность действительности. П. Гоген отправится на Гаити, чтобы почувствовать и передать в живописи повторяемость жизненных циклов, замедленное течение времени, погруженность в экзотику.

80. Английская литература рубежа XIX-XX веков

Рубеж XIX-XX вв. был переходной, кризисной эпохой и для человеческой истории в целом, и для литературы в частности. В это время параллельно развиваются и обновленный реализм и его разновидность натурализм с их ориентацией на научно-художественное объективное изображение жизненных явлений, и различные постнатуралистические и антинатуралистические течения – символизм, неоромантизм, эстетизм, модернизм. Английская литература является примером творческого многообразия писателей-современников. То, что их объединяет – стремление обновить художественный язык, выразить изменившийся уклад жизни различными, но обязательно новыми художественными средствами. Отсюда возникло то обилие эстетических программ, которое характеризует литературный процесс на рубеже веков.

Томас Гарди (1840 – 1928) был продолжателем традиций викторианской литературы. Вслед за мнением, что истинная Англия – это сельская Англия, действие своих романов Гарди разворачивает в сельской местности Эссекс, в юго-западной части Англии. В его романах «Под деревом зеленым» (1872), «Вдали от безумствующей толпы» (1874), «Жизнь и смерть мэра Кестербриджа» (1885), «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» (1891), «Джуд незаметный» (1895) и др., как правило, в центре его романов трагическая история главного сочувственно обрисованного героя, которого преследует злой рок в наказание за ошибки, допущенные или им самим или кем-то из близких герою людей.

Джон Голсуорси (1871 – 1933) был также приверженцем классического реалистического искусства. На его творчество оказали влияние лучшие традиции английского романа XVIII–XIX вв. и французский реалистический роман. Он был мастером изображения бытовых подробностей, сочетавшихся с глубокой характеристикой важных национальных социально-психологических особенностей английского буржуазного класса. Наиболее известное произведение Голсуорси – это его эпопея о Форсайтах, состоящая из двух трилогий: «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия». Эпопея, писавшаяся с 1906 по 1928 гг., представляет собой семейную хронику одной буржуазной семьи Форсайтов, отцов, детей, внуков, рассмотренную на широком историческом фоне жизни Англии с 1885 по 1926 гг.

Роберт Льюис Стивенсон (1850 – 1894) – автор многообразных по стилю романов, повестей и рассказов. Особенно популярны его исторические приключенческие романы – «Похищенный», «Катриона», «Черная стрела», «Остров сокровищ». Если сюжетно он близок В. Скотту, то композиционно и стилистически это уже писатель нового времени: действие его романов гораздо динамичнее, сюжет неожиданнее, отсутствует идеализация прошлого. Литературоведы предпочитают определять данный стиль как неоромантический, причисляя к нему французов Жюля Верна и Луи Буссенара («Капитан Сорви-Голова»), американцев Брета Гарда и Майн Рида, а также другого выдающегося английского писателя Артура Конан Дойла (1859 – 1930). Конан Дойл известен как автор исторических романов («Белый отряд», «Бригадир Жерар», «Михей Кларк» и др.), хотя для массового читателя он останется классиком криминального детектива.

Примечательно, что именно в рамках неоромантической английской литературы оформились два популярнейших в ХХ в. новых жанра литературы – детективная и фантастическая. Мировую славу Конан Дойлу принес ему цикл новелл о сыщике Шерлоке Холмсе и его друге докторе Ватсоне. Стивенсон – автор иронического детективного цикла «Приключения принца Флоризеля». Оба они создали фантастические романы, ставшие классикой жанра: Стивенсон написал роман «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», в котором оригинальным образом выражена мысль о противоречивости человеческой натуры. Конан Дойл – приключенческий и научно-фантастический цикл о профессоре Челленджере, повести «Маракотова бездна» и «Отравленный пояс». В основе последней гипотеза о том, что универсальной космической средой является некий эфир, пронизывающий пространство.

Это привело к появлению в следующем поколении английских писателей тех, кто избирал в качестве собственного литературного стиля один из этих новых жанров. Герберт Уэллс (1866 – 1946) приобрел известность романом «Машина времени» (1895). За ним последовала серия научно-фантастических книг, принесших ему мировую славу: «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Когда спящий проснется», «Первые люди на Луне», «Пища богов», «В дни кометы» и др. В его произведениях выявились две составляющие идеи современной фантастики – научно-футуристическая и социально-реформаторская. Уэллс исследовал модели возможного существования человека в условиях жизни, изменивших вследствие технического прогресса. Хотя Уэллс выступил в романах «Тоно Бенге», «Киппс», «История мистера Полли» как бытописатель жизни «маленьких людей», мелких служащих, учителей, лавочников, он вошел в историю литературу как первый писатель-фантаст.

Оскар Уайльд (1854 – 1900) является представителем эстетического направления в литературе, или эстетизма, который декларировал преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. Красота – превыше сего, красота спасет мир, искусство ради искусства, – таковы ключевые идеи эстетистов. Корни этого художественно-философского течения, получившего развитие в Англии в 1870 – 1890-х гг., уходят в романтизм, сам же он явился предтечей модернизма.

Наиболее полно отражает принцип безразличия к проблемам нравственности сказка Уайльда «Соловей и роза». В ней описывается любовь студента к профессорской дочке. Она обещала ему танец за одну красную розу, но в саду студента нет ни одного цветка. Его страдания слышит из своего гнезда в каменном дубе соловей. Птица отдает свою жизнь за розу, которую дочь профессора меняет на драгоценности более выгодного претендента. Студент выбрасывает розу в сточную канаву, сетую на нелогичность и ненужность любви. Но выдержать эстетский пуризм писателю не удалось. В знаменитом романе «Портрет Дориана Грея» (1890) обнаруживается обратная идея: моральные искания неистребимы. А в его комедиях «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Как важно быть серьезным» и «Идеальный муж» остроумно высмеивается мещанская викторианская мораль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: