Функции управления – это виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на объект управления. Комбинация функций лежит в центре системы управления. Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Три основные группы функций:
1)Общие –это весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности.Основные функции управления были сформулированы Анри Файолем. К ним относится: планирование, организация, регулирование, координация, мотивация, руководство, контроль.
Планирование - определение целей деятельности и развития организации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления.
Организация - создание структуры органов, обеспечивающих достижение намеченных целей, распределение индивидуальных заданий между каждым членом организации, делегирование им полномочий, прав распоряжение ресурсами и ответственности за результаты труда.
|
|
Мотивация - обеспечение заинтересованности работников в выполнении соответствующих заданий и делегированных им обязанностей с использованием как негативных,так и позитивных стимулов
Регулирование - формирование корректирующих управляющих воздействий, приводящих объект управления в желаемое состояние Также, это подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.
Руководство — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.
Координация – обеспечение равномерного функционирования производства, согласованность работы различных подразделений.
Контроль - процесс обеспечения достижения целей организации без отклонений.
2)Конкретные –часть общей функции. Представляют собой самостоятельные области профессиональной деятельности. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием).К конкретным функциям предприятия относятся следующие: планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организация, производство, инновация, информация, социальное развитие.
3) Специальные функции управления - есть подфункции конкретной функцих, ориентированные на достижение определенной цели деятельности, то есть на достижение установленных стратегической программой (планом) конечных результатов деятельности по соответствующей конкретной стратегии(направлению деятельности).
|
|
17.Прогнозирование и планирование в управленческой деятельности.
Прогнозирование - процесс вероятного предвидения будущих состояний объектов управления, и элементов во внешней среде. Процессы во внешней среде, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность предприятия, называется прогнозный фон.
Планирование служит основой для принятия управленческих решений. Планирование – обоснованное определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников организации. Также это управленческая деятельность, предусматривающая выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Планирование — это процесс прогнозирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения — основа целенаправленной последующей деятельности.
Прогнозирование связано с планированием, на основе прогнозов составляется программа (указываются мероприятия, ответственные, сроки выполнения), и на ее основе формируются планы предприятия (рис.1).
План – это официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации и отдельных сторон её деятельности, промежуточные и конкретные задачи, механизм координации текущей деятельности и распределения ресурсов.
Основные принципы планирования:
1)Единство (научно-технических и социально-экономических задач в развитии организации)
2)Научная обоснованность
3)Доминирование стратегических основ предприятия
4)Ресурсная сбалансированность планов.
5)Гибкость планирования.
6)Непрерывность.
7)Комплексность
8)Принцип «Слабого звена»
Классификация планирования:
1)Стратегическое- определение главных целей деятельности на период более 5лет.
2)Тактическое(среднесрочное) – выбор средств для выполнения целей на период 1 до 5лет
3)Оперативное(текущее)-это программа использования ресурсов до года с детализацией по мечяцам.