Вопрос 15. Понятие и содержание принципов современного МП

Принципами международного права называются руководящие начала определяющие правила поведения субъектов международного права, возникшие как результат общественной практики. Принципами называются нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании.

Принципы носят императивный характер в отличие от других международно-правовых норм, обязательны для всех субъектов правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов. Особенности их нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях, а это значит, что основные принципы международного права имеют универсальный характер. Среди них выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. Такие принципы носят название jus cogens. Принципы jus cogens служат критерием правомерности и действительности всех создаваемых субъектами международного права норм и принципов, любые отклонения от принципов jus cogens делают действия государств ничтожными, т.е. недействительными с самого начала; Они сформулированы и закреплены в таких основополагающих Международно-правовых документах как Устав ООН, Декларация о принципах МП 1970 г. Сейчас нет какого-либо международно-правового акта, который исчерпывающе закреплял бы принципы jus cogens; Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. К основным относятся 1 Принцип суверенного равенства государств. 2 Принцип неприменения силы и угроза силой. 3 Принцип нерушимости государственных границ. 4 Принцип территориальной целостности государств. 5 Принцип мирного разрешения споров. 6 Принцип невмешательства во внутренние дела. 7 Принцип всеобщего уважения прав человека. 8 Принцип самоопределения народов. 9 Принцип сотрудничества. 10 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Основными принципами современного международного права являются основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, выражающие закономерности развития современных международных отношений, обеспечивающие важнейшие интересы человечества, государств, других субъектов международного права. Основные принципы в отличии от норм международного права действуя во времени, обладают обратной силой. Принципы jus cogens могут быть изменены только последующей нормой общего международного права такого же характера, ибо они имеют наивысшую юридическую силу. Только деяния, нарушающие основные принципы международного права, являются международными преступлениями.

Многообразие основных принципов международного права требует их классификации. Условно их можно разделить на основные специальные и функциональные принципы. В международном праве также используются иные типы классификаций основных принципов. Например, по форме закрепления: писанные и обычные, по времени их возникновения: доуставные, уставные, послеуставные; по характеру объект защиты: защищающие, системообразующие, по объекту сотрудничества:

Вопрос16.Источники принципов современного международного права.

Первые принципы, соответствующие ранним периодам развития международных отношений, существовали в форме международно-правового обычая. Во второй половине XX в., с принятием Устава ООН 1945 г., они были в большей своей части кодифицированы, т. е. закреплены в писаной форме. Принятая в 1969 г. ВК о праве международных договоров, основываясь на положениях Устава ООН, дала общее понятие основного принципа, определила место основных принципов в системе международного права, отметила присущие им признаки и характер взаимодействия с другими нормами. В соответствии с указанными источниками наиболее важными, сущностными признаками этого вида норм являются следующие:

— обязательность для всех субъектов международного права, в силу чего на них не распространяется общий принцип права pacta tertiis пес nocent пес prosunt, перекрываемый п. 6 ст. 2 Устава ООН: Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

—примат в отношении всех остальных норм международного права, которые приобретают качество недействительности в случае несоответствия положениям принципа (ст. 3 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции 1969 г.);

—наличие обратной силы относительно не соответствующих ему норм, хотя бы и возникших ранее нового основного принципа (ст. 64 Венской конвенции 1969 г.).

Вопрос 17.Классификация принципов современного международного права.

Многообразие основных принципов международного права требует их классификации. Условно их можно разделить на основные специальные и функциональные принципы. В международном праве также используются иные типы классификаций основных принципов.

Например, по форме закрепления: писанные и обычные, по времени их возникновения: доуставные, уставные, послеуставные; по характеру объект защиты: защищающие, системообразующие, по объекту сотрудничества:

1) защищающие мир и безопасность: неприменение силы и угрозы силой (принцип ненападения), принцип мирного разрешения международных споров, принцип нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств;

2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств:

суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, добросовестное выполнение международных обязательств, сотрудничество государств;

3) защищающие права человека, народов и наций: принцип равноправия и самоопределения народов, принцип уважения прав и свобод человека. Принцип уважения прав и основных свобод человека обязывает государства осуществлять международное сотрудничество в целях поощрения и развития “уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка, религии” (ст.1, п.3 Устава ООН), предпринимать “совместные и самостоятельные действия” (ст.56), способствующие всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Устав ООН не содержит перечень прав и свобод личности; они содержатся во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в пактах о правах человека 1966 г., в других источниках международного права. Основные принципы играют главенствующую роль в системе императивных норм МП и закрепляются в важнейших, международно-правовых актах, таких как Устав ООН, Декларация ООН о принципах международного права от 24 октября 1970 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года.

Вопрос18.Принцип суверенного равенства государств .

Принцип равноправия закреплен в писаной форме в п. 1 ст. 2 Устава ООН 1945 г., однако доктрина, связывающая его возникновение не с осознанием равенства народов государства, а с равенством и божественным происхождением самих государей, относит его возникновение к позднему феодализму, а становление — к периоду упрочения капитализма и появления республик. Именно в этот период произошла подстановка понятий монарх — народ — государство, где равенство народов признавалось первичным для признания равенства государств. Таким образом, до 1945 г., т. е. до принятия Устава ООН, принцип как универсальная норма существовал в обычно-правовой форме. Закрепляя формально-юридическое равенство участников правоотношений, баланс их взаимных прав и обязанностей, принцип не препятствует достижению фактического равенства. Международное право поощряет создание режимов преференций для развивающихся государств, оказание помощи жертвам катастроф, вооруженных конфликтов, что должно рассматриваться не как дискриминация и нарушение принципа равноправия, а как следование императивам общеправового принципа справедливости. Распространенным выражением принципа равноправия является формула участия в международных организациях — одно государство — один голос, равные составы делегаций и пр. Права государства, обусловленные принципом равноправия, важнейшим функциональным принципом системы, заключаются в равном допуске ко всем правомерным видам сотрудничества, на равных со всеми основаниях, в равной защите через международные механизмы. Обязанности государств состоят во взаимном признании юридического равенства, в заключении сбалансированных договоров, где объем прав соответствует объему возлагаемых на субъектов обязанностей, в уважении международной правосубъектности друг друга, недопущении дискриминации в любой форме. В качестве санкции за нарушение принципа могут применяться соразмерные во времени, по объекту, степени тяжести меры ответственности, так называемые репрессалии, исключающие применение вооруженной силы.

Вопрос19.Принцип неприменения силы и угроза силой.

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Стремительное развитие науки, техники, расширение различных связей между государствами неизбежно ведет к демократизации международных отношений, а значит к ограничению применения силы и угрозы силой. Впервые эта объективная закономерность была закреплена в качестве принципа международного права в Уставе ООН, где закрепляются лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42). Впервые определение понятия агрессии было дано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 г. В соответствие с которой применение государством вооруженной силы первым может быть квалифицировано как агрессивная война, которая является международным преступлением.

Вопрос20.Принцип нерушимости государственных границ.

регламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, демаркации, ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Учитывая всеобщность, единообразие, длительность практики государств по охране государственных границ, следует констатировать наличие в международном праве в качестве руководящей универсальной нормы принципа нерушимости государственных границ. Естественно, что его возникновение связывается с существованием суверенных государств в период разложения феодализма. Обычай находит свое подтверждение в многосторонних и двусторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных (политических) организаций. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.), которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. В соответствии с ним государства обязались давать предварительные уведомления об учениях, которые проводятся в пределах 250 км от их совместных границ, о крупных передвижениях войск в районе границ, а также договорились заключить соглашение о демилитаризованной пограничной зоне в Центральной Европе. Права государства в соответствии с этим принципом заключаются в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами, транспортными средствами государства. В свете этого определяются и обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с МП границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия (временные границы), разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам — нарушителям принципа. Нарушение границы рассматривается как международное преступление, влекущее применение самых жестких ответных мер, в том числе предусмотренных ст. 39—47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства.

Вопрос21.Принцип территориальной целостности государств .

Защищающий право государства на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Территория есть основное условие существования государства, сфера действия его суверенитета. Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с международными санкциями. Данный принцип начал свое формирование параллельно с образованием суверенных государств вместо феодальных княжеств и государств-городов. С уществования принципа территориальной целостности является признание законности применения силы в случае посягательств на территорию государства, признание нарушения принципа, т. е. достаточным поводом к военным действиям. Отношения между государствами, связанные с защитой их права на принадлежащие им территории и их ресурсы, являются объектом принципа территориальной целостности государств. Применительно к рассматриваемой проблеме в качестве квазитерритории или условной территории государства рассматриваются также военные базы, по договору расположенные на территории третьих государств, территории дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морские и воздушные суда, так что посягательство на них может вызвать последствия, аналогичные нападению на основную территорию. Круг субъектов принципа, как в случае с другими принципами, представлен всеми субъектами международного права.

Государства имеют право на целостность своей территории и ее частей; в случае нарушения своих прав они могут применить принудительные меры, допускаемые международным правом, могут обратиться в Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН, региональные организации, созданные в соответствии со ст. 52—54 Устава ООН, а также прибегнуть к индивидуальной самообороне. Понятие территориальной целостности не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым государствами по договоренности и с согласия населяющего их народа. Международному праву известны случаи нарушения территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение международного преступления. Так, в результате Второй мировой войны был установлен особый режим управления Западным Берлином. Территория Германии была разделена на зоны, управляемые от имени держав-победительниц. В соответствии с данным принципом обязанности государств, других субъектов международного права заключаются в следующем: они не должны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на государственную территорию, ее части или естественные ресурсы. Они должны воздерживаться от любых действий, могущих прямо или косвенно нанести ущерб территории государства или ее частям, а также не оказывать помощь государству-нарушителю или его пособникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow