Концепция локальных культур Н.Я.Данилевского

Н. Я. Данилевский, крупный русский философ XIX века. Рассматривал конкретные культуры как организмы. Исходил из сравнения цивилизаций с растениями. На этом основании он утверждал, что любая культура имеет как начало своего существования, так и конец, то есть смерть.

Данилевский ввел понятие культурно-исторического типа, при помощи которого он обозначал всю совокупность явлений, характерных для той или иной культуры.

Согласно Данилевскому, существовало множество культурно-исторических типов. К ним он относит:

1) египетский;

2) китайский;

3)ассирийско-вавилонско-финикийский или древне-семитический;

4) индийский;

5) иранский;

6) еврейский;

7) греческий;

8) римский;

9) новосемитический или аравийский

10) романо-германский или европейский.

11) мексиканский и

12) перуанский.

13) славянский.

Мексиканский и перуанский типы погибли насильственной смертью и не успели совершить своего развития. Только народы, составлявшие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества.

Особое внимание Данилевский уделил общим закономерностям, которым подчиняется жизнь любого культурно-исторического типа. Любой культурно-исторический тип переживает те же стадии, что и любой живой организм. Он писал: «Рассматривая историю отдельного культурного типа, мы точно и безошибочно можем определить возраст этого развития, - можем сказать: здесь оканчивается его детство, его юность, его зрелый возраст, здесь начинается его старость, здесь его дряхлость».

Смерть цивилизации казалась неизбежной: «Всему живущему, как отдельному неделимому, так и целым видам, родам, отрядам животных или растений, дается известная только сумма жизни, с истощением которой они должны умереть. История говорит то же самое о народах: и они нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают, но умирают не от внешних только причин. Внешние причины... по большей части только ускоряют смерть больного и расслабленного тела.., но иногда организм умирает тем, что называется естественною или старческою немощью».

Данилевский отрицал существование единой всемирной истории, история для него была присуща только отдельному культурно-историческому типу.

Данилевский открыто выступал против широкой трактовки термина «цивилизация», в соответствии с которой под цивилизацией понимается образованность, наличие высокой культуры, прогрессивность и стремление к новым высотам.

По мнению Данилевского, такое понимание отражает узкую точку зрения представителей европейской культуры, которые не способны увидеть специфики других культурных организмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: