Современные тенденции в языкознании

1. Формирование принципов системно-структурного языкознания в начале 20 века.

2. Господство структурализма в языкознании. Описание языка как сложной знаковой системы. Различение знаковых и незнаковых языковых единиц

3. Холистический (целостный) подход к изучению языка

4. Основные направления в лингвистике 20-21 века.

Основная литература:

1.Вендина Т.И., Введение в языкознание, М.2003, С.9-21

2.Кодухов В.И. Введение в языкознание. М. 1987.С.25-32

3.Демьянов В.З., Доминирующие лингвистически теории в конце 20 века.: Язык и наука конца 20 века. М.: РГУ 1995 г.С.239-320

  1. Образовательные технологии

Дисциплина «Основы языкознания» обладает огромным мировоззренческим потенциалом и определяет основные методологические положения филологической науки. Она знакомит студентов с сущностью языка как естественно сложившейся и исторически развивающейся в человеческом обществе знаковой системы, обеспечивающей общение, способствует выработке понимания функционирования явлений языка, сущности самой науки о языке в статике и динамике, а также с точки зрения участников общения (ОК-1, ОК-7, ОК-8, ПК-1,). В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с основными понятиями и терминами лингвистики, получают набор базовых знаний о языке, расширяют лингвистический кругозор (ПК-1, ПК-4-8).

Лекционный курс (12 час.) имеет своей целью изучение теоретических основ дисциплины, готовит студентов к анализу структуры различных языков. Здесь рассматриваются общие закономерности возникновения, функционирования и развития языка, разделы лингвистической теории, излагаются основные точки зрения на проблемы, определяется инструментарий по каждому разделу лингвистики (ОК-1, ПК-1).

Задачей практических занятий (38 часов) является применение полученных теоретических знаний на практике. Помимо базовых классических учебнико «Введение в языковедение» (авторы А.А. Реформацкий, Ю.С.Маслова) рекомендуются и другие учебники, где представлены более современные подходы к трактовке некоторых проблем. Особое внимание уделяется деятельностному подходу в рассмотрении аспектов языка, а также интерактивным формам работы. В процессе изучения дисциплины студенты составляют таблицы и схемы по основным изучаемым явлениям, что повышает эффективность усвоения дисциплины (ОК-1, ПК-1,ПК-4-8). Это позволяет устанавливать отношения как между уровнями языковой системы в целом, так и сопоставлять соответствующие уровни родного и изучаемого языка.

На семинарах рассмотрение информации, предложенной студентам в лекционном курсе сопряжено с критическим сопоставлением ее с проанализированным материалом из ряда учебников и дополнительной литературы (конспекты по наиболее дискуссионным вопросам). Номенклатура понятий, подлежащих конспектированию, определяется преподавателем заранее и дается в качестве задания при подготовке к семинару.

Подготовка конспектов служит базой для организации на практическом занятии мини-дискуссий, в ходе которых студенты учатся доказательному обоснованию точки зрения на проблему, а также умению видеть многосторонний характер рассматриваемого явления (ОК-7, ОК-8, ПК-1). Это способствует формированию у студентов умения наблюдать за языковыми фактами, анализировать материал различных источников, знакомит их с основными методиками и приемами лингвистического анализа (ОК-1, ОК-2).

На семинарах также предлагаются практические задания и проблемные вопрос, что способствует выработке, закреплению и усовершенствованию умений и навыков лингвистического анализа. На нескольких семинарах предусмотрено заслушивание докладов, связанных с обсуждаемой тематикой а также презентаций, подготовленных в рамках групповых проектов (ОК-1, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8).

Необходимым условием эффективного усвоения дисциплины является организация самостоятельной работы студентов. Рекомендованная основная и дополнительная литература не исчерпывает список возможных ресурсов для поиска необходимой информации. Студенты также могут пользоваться другой учебной и справочной литературой, в том числе и различными интернет-ресурсами. Это расширяет границы самостоятельного поиска, способствует развитию интереса к научно-исследовательской деятельности. Задания для самоконтроля по темам (см. п. 6.1.1 настоящей программы) призваны помочь студентам в овладении этой информацией.

В рамках самостоятельной работы предусмотрено написание эссе или реферата (темы работ приводятся ниже).

Таким образом, вся работа по дисциплине подчинена задаче подготовки высококвалифицированного бакалавра лингвистики, обладающего достаточными теоретическими знаниями в области лингвистики и умеющего применять их на практике.

6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1.1. Примерные темы рефератов

1. Синхрония и диахрония - два подхода в исследовании проблем языка.

2. Генеалогическая классификация языков мира.

3. Морфологическая классификация языков мира.

4. Язык и мышление.

5. Развитие языкознания на стыке с другими науками

6. Искусственные языки.

7. Проблемы выделения и определения лексического значения слова.

8. Проблема соотношения синтагматики и парадигматики.

9. Синонимия в языке.

10. Виды и средства парадигматической связи между однородными лексическими единицами.

11. Роль заимствований в современном языке.

12. Пути и средства создания новых лексических единиц в языке.

13. Германские языки в современном мире.

14. Лексические особенности американского варианта английского языка.

15. Особенности языков аналитического типа на материале английского языка

16. Особенности языков синтетического типа на материале русского языка

17. Язык жестов.

18. Английские заимствования в русском языке.

19. Особенности молодежного жаргона.

20. Типы лингвистических словарей

21. История развития лексикографии

22. Табу и эвфемизмы в различных языках.

23. Интернациональные слова: особенности их произношения и объяснение.

24. Пути обогащения словарного состава изучаемого языка.

25. Фразеологизмы и их виды.

26. Стилистические пласты в словарном составе

27. Термины и профессионализмы

28. Мотивировка и ее отношение к значению слова.

29. Народная и детская этимология.

30. Речевой акт, речевая деятельность, текст.

31. Свободные и связанные словосочетания.

32. Предложение и высказывание

33. Ономастика.

34. Истоки личных имен и фамилий в языке.

35. Особенности топонимики на территории Великобритании

36. Особенности топонимики на территории Краснодарского края

37. Выделение грамматических категорий в языке.

38. Категория рода в русском и английском языках.

39. Категория времени в русском и английском языках

6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.2.1. Перечень и краткая характеристика используемых оценочных средств

Текущий контроль

Текущий контроль усвоения материала осуществляется как на практических занятиях (устные ответы, выполнение контрольных работ, выступления с докладами), так и на лекциях (фронтальный контроль через тестирование по завершении темы).

Проверка самостоятельной работы за рамками аудиторных занятий включает написание эссе/ реферата, а также подготовку презентации в программе Powerpoint по одной из тем дисциплины.

1. Ответы на практических занятиях (оцениваются с точки зрения умения раскрыть содержание обсуждаемых вопросов, сделать выводы, установить связь между рассматриваемым явлением и другими элементами языковой системы).

2.Контрольные работы по темам

3.Тесты по темам (возможно выполнение с использованием компьютера)

4.Индивидуальное задание по выбору студента (при обязательном выполнении одного из заданий в течение семестра):

а) письменное эссе (3-4 страницы) по темам:
«Как возник человеческий язык?»

«Языки естественные и искусственные: общее и различное».

«Знаки в языке и в мире вокруг нас».

б) реферат (темы прилагаются)

5. Групповой проект (для группы из 4-5 студентов): создание презентации в программе Powerpoint по одной из тем дисциплины и демонстрация ее на занятии с комментарием каждого из участников проекта.

Промежуточный контроль

1.Экзамен (по результатам работы в рамках балльно-рейтинговой системы). Таблица планирования результатов обучения по дисциплине прилагается.

6.2.2 Проверочные средства для текущего контроля

6.2.2.1 Образец контрольной работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: