Общая характеристика переговоров

Использование переговоров, прямых или с участием посред­ника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю исто­рию, что и сами конфликты. Однако объектом широкого научно-

го исследования они становятся лишь во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стали уделять особое вни­мание. Пионер же таких исследований — французский дипломат XVIII в. Франсуа де Кальер — автор первой книги, посвященной переговорам («О способе ведения переговоров с монархами»).

В ситуации конфликта его участники оказываются перед вы­бором: либо ориентироваться на односторонние действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо — на совместные действия с оппонентом (т.е. вы­разить намерение разрешить конфликт путем прямых перегово­ров или при содействии третьей стороны).

Особенности ® сравнении с другими способами урегули-нности рования и разрешения конфликта преиму-переговоров ществаг переговоров состоят в следующем:

• в процессе переговоров происходит непосредственное вза­имодействие сторон;

• участники конфликта имеют возможность максимально кон­тролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и
на их результат, определять рамки соглашения;

• переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон и позволило избежать длительного судебного раз­
бирательства, которое может закончиться проигрышем одной из сторон;

• принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон;

• специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность.

Важная особенность переговоров состоит в том, что их учас­тники взаимозависимы. Поэтому, прилагая определенные усилия, стороны стремятся разрешить возникшие между ними противо­речия. И эти усилия направлены на совместный поиск решения проблемы. Итак,

переговоры представляют собой процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения.

Одним из критериев для классификации переговоров может быть количество участников. В этом случае выделяют:

1) двусторонние переговоры;

2) многосторонние переговоры, когда в обсуждении принимают участие более двух сторон.

На основе факта привлечения третьей нейтральной стороны или без такового разграничивают:

1) прямые переговоры — предполагают непосредственное вза­имодействие участников конфликта;

2) непрямые переговоры — предполагают вмешательство тре­тьей стороны.

В зависимости от целей участников переговоров выделяют сле­дующие их типы:

1) переговоры о продлении действующих соглашений — напри­мер, конфликт приобрел затяжной характер и сторонам требует­ся «передышка», после чего они могут приступить к более конст­руктивному общению;

2) переговоры о перераспределении — свидетельствуют о том, что одна из сторон конфликта требует изменений в свою пользу за счет другой;

3) переговоры о создании новых условий — речь идет о продлении диалога между участниками конфликта и заключении новых соглашений;

4) переговоры по достижению побочных эффектов — ориентированы на решение второстепенных вопросов (отвлечение вни­мания, уяснение позиций, демонстрацию миролюбия и т.п.).

В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров:

1Главной функцией переговоров является поиск совмест­ного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведут­ся переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу перего­ворного процесса даже откровенных врагов, чье конфликтное противостояние насчитывает не один десяток лет. Ярким примером могут быть прошедшие в 2000 г. переговоры между гла­вами двух корейских государств — Северной Кореи и Южной Кореи — государств, почти полвека находившихся в состоя­нии жесткого противоборства и разделенных бетонной стеной, наподобие берлинской.

2 Информационная функция заключается в том, чтобы полу­чить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить таковую о себе. Значимость этой функции переговоров определя­ется тем, что невозможно прийти к взаимоприемлемому реше­нию, не понимая сути проблемы, которая вызвала конфликт, не разобравшись в истинных целях, не уяснив точек зрения друг друга. Информационная функция может проявляться и в том, что одна из сторон или обе ориентированы на использование переговоров для дезинформации оппонентов.

3 Близка к информационной коммуникативная функция, свя­занная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.

4 Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфлик­та. Она реализуется, прежде всего, в тех случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей, и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений. Эта функция проявляется и тогда, когда с целью воплощения тех или иных достаточно общих решений они коннкретизируются.

5 Пропагандистская функция переговоров состоит в том, что их участники стремятся оказать влияние на общественное мнение с целью оправдания собственных действий, предъявления претензий оппонентам, привлечения на свою сторону союзников и т.п.

Создание благоприятного для себя и отрицательного для оп­понента общественного мнения осуществляется, прежде всего, через СМИ. Иллюстрацией подобного привлечения СМИ могут быть, например, переговоры в ситуации конфликта между строи­тельной компанией и экологической организацией по поводу вы­рубки лесного массива для использования территории в промыш­ленных целях. Если строительная компания сумела оперативно использовать этот мощный канал распространения информации и донести до широкой общественности свою интерпретацию сло­жившейся ситуации (используя, скажем, такие манипулятивные приемы, как «наклеивание ярлыков», «блистательная неопреде­ленность», «подтасовка карт», «фургон с оркестром»), то это мо­жет укрепить позицию строительной компании, несмотря на не­гативные последствия предлагаемого проекта.

Особенно интенсивно пропагандистская функция использу­ется в переговорах по внутри- и внешнеполитическим пробле­мам. Однако открытость таких переговоров может и снизить их эффективность. Сторонам бывает весьма непросто достичь дого­воренностей под давлением общественного мнения, вообще вли­яния извне, когда массы, чьи интересы они представляют, «про­должают устало нести знамена прежней борьбы». Поэтому зачастую такие переговоры ведутся в конфиденциальной обста­новке.

Переговоры могут выполнять и «маскировочную» функцию. Эта роль отводится, прежде всего, переговорам с целью достиже­ния побочных эффектов. В этом случае конфликтующие сторо­ны мало заинтересованы в совместном решении проблемы, по­скольку решают совсем иные задачи. Примером могут быть мирные переговоры между Россией и Францией в Тильзите в 1807 г., вызвавшие недовольство и в той, и в другой стране. Од­нако и Александр I, и Наполеон рассматривали Тильзитские со­глашения не более чем «брак по расчету», временную передышку перед неизбежным военным столкновением.

Особенно явно «маскировочная» функция реализуется в том случае, если одна из конфликтующих сторон стремится успоко­ить оппонента, выиграть время, создать видимость стремления к сотрудничеству. Так, в XIV в. в период обострения отношений с Золотой Ордой тверской князь Александр Михайлович, сопер­ничавший с Иваном Калитой, вступил в переговоры с ханом Уз­беком и был торжественно прощен. А через два года без лишнего шума вновь вызван в Орду и казнен.

В целом же следует отметить, что любые переговоры много­функциональны и предполагают одновременную реализацию не­скольких функций. Но при этом функция поиска совместного решения должна оставаться приоритетной. Иначе переговоры становятся, по выражению М.М.Лебедевой, «квазипереговорами».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: