1. Написать мини-сочинение на тему «Роль конфликтологии в моей жизни».
2. Представить историю развития конфликтологии как научного направления в виде таблицы.
3. Разработать презентацию по теме «Социологические и психологические теории конфликта».
Литература
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 10-25.
2. Мириманова, М. С. Конфликтология / М. С. Мириманова. - М.: Академия, 2003. – С. 5-26.
3. Цыбульская, М. В. Конфликтология / М. В. Цыбульская. – М.: МГУЭСИ, 2005. – С. 13-32.
Тема 2. Конфликт как социально-психологический феномен
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «конфликт».
2. Структурные элементы конфликта, их характеристика и анализ (стороны конфликта; предмет конфликта; образы предмета конфликта; мотивы конфликта; позиции конфликтующих сторон).
3. Причины конфликтов (социально-политические и экономические причины, социально-демографические причины, социально-психологические и индивидуально-психологические причины).
4. Типология конфликтов (внутриличностные, межличностные, межгрупповые и международные конфликты; материальные, статусно-ролевые и духовные конфликты; конструктивные и деструктивные конфликты; горизонтальные и вертикальные конфликты; кратковременные, быстротечные и длительные конфликты).
|
|
Задания для самостоятельной работы
1. Представить в виде схемы структуру конфликта и причины его возникновения.
2. Дать определения основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».
3. Подобрать 3-4 примера конфликтных ситуаций из художественной литературы и периодической печати. Дать анализ структуры конфликта: участники конфликта, объект конфликта, тип конфликта и образы конфликтной ситуации.
4. Подобрать педагогические ситуации, в которых возникает конфликтная ситуация: между группами людей; между личностями; между группой и личностью; внутри личности.
5. Подобрать конфликтные ситуации, в которых объектом столкновения выступают: бытовые взаимоотношения; психологические особенности личности; различные представления о нормах морали; профессиональная деятельность; административные взаимоотношения.
6. Составить библиографический список статей по проблеме конфликта.
Литература
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 33-151.
2. Мириманова, М. С. Конфликтология / М. С. Мириманова. - М.: Академия, 2003. – С. 39-74.
3. Цыбульская, М. В. Конфликтология / М. В. Цыбульская. – М.: МГУЭСИ, 2005. – С. 45-92.
Тема 3. Динамика конфликта
|
|
Вопросы для обсуждения
1. Основные стадии развития конфликта: латентная (предконфликт), открытая, завершающая.
2. Характеристика латентной стадии конфликта. Понятие конфликтной ситуации. Этапы вызревания и варианты решения проблемной ситуации.
3. Открытая стадия (или собственно конфликт), включающая: инцидент-повод, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие. Эскалация конфликта, ее признаки, типы и пороги прохождения.
4. Понятие «рефлексивных игр» как имитации рассуждений и поведения противника. Общие приемы рефлексивных игр: рефлексивный прогноз, рефлексивная защита, рефлексивное управление.
5. Характеристика стадии завершения конфликта, ее варианты и особенности. Понятие «разрешение конфликта» как сведения до минимума предмета спора.
6. Послеконфликтный период и его этапы: частичной и полной нормализации отношений.
7. Динамика различных видов конфликтов: в условиях повседневной жизнедеятельности и в экстремальных условиях.