Система повышения квалификации. Диалектико-противоречивые стороны культурного и научного процесса, взаимодействие которых служит постоянным источником его развития


диалектико-противоречивые стороны культурного и научного процесса, взаимодействие которых служит постоянным источником его развития. В дан­ном случае развитие носит прогрессивный харак­тер, поскольку «прогресс вообще возможен лишь на основе уже сложившейся традиции. Диалектика этого процесса такова, что традиция в то же время есть результат прогресса.

Н.Я. Кондричин выделяет интенсивный и экстен­сивный тип единства традиции и новации [4, 6]. Экстенсивный тип диалектической их взаимосвязи связан с развитием существующей системы науч­ной традиции, которая модифицируется в соот­ветствии с возможностями, предоставляемыми существующей системой культурных нормативов и ценностей. Она обеспечивает формирование не­которых инвариантов в научном познании, которые в реальном процессе научной деятельности эволю­ционируют благодаря творческой инновации, что свидетельствует о способности системы для само­сохранения.

Развитие научной традиции, которое осуществ­ляется посредством механизма инновации, основано на понимании ее как системного образования. Механизм творческой инновации позволяет пред­ставить научную традицию как гибкую систему, обес­печивающую не только устойчивость, но и ее раз­витие. Динамизм традиции, в свою очередь, связан с ее функционированием в научном познании в ка­честве инварианта, когда она является той основой, на которой только и может возникнуть многообра­зие вариантов инновационной деятельности, при­мером могут служить инновационные «Кондратьев­ские циклы». Однако инновация, не отвечающая требованиям, задаваемым системой общественно выработанных нормативов, не может быть принята научным сообществом. Для того чтобы стать ступе­нью в прогрессивном развитии науки, инновация должна быть опосредована синтезом с существу­ющей традицией.

В рамках экстенсивного типа диалектика тради­ции и новации находит свое выражение в диалекти­ке инвариантного и вариативного. Инвариант, реа­лизуемый традиционной программой, выступает и основой формирования инноваций, и критерием их отбора, в результате которого они включаются в существующую традицию и обеспечивают ее развитие.

Экстенсивный тип взаимодействия традиций и новаторства, связанный с модификацией суще­ствующих нормативов и ценностей, отнюдь не ис­черпывает реального процесса развития науки. Когда инновационный фонд традиции исчерпан, необходимым и закономерным является переход к новой нормативной системе. Причем соотноше­ние традиционного и новаторского типа деятельно­сти изменяется за счет возрастания роли последней. Для того чтобы подчеркнуть различный характер раз­вития, осуществляемого в рамках экстенсивного и интенсивного типа единства традиции и новации, следует отметить разницу в содержании продуци­руемых инноваций. При экстенсивном типе они вы-


рабатываются в основном на уровне внутринаучных традиций, при интенсивном - их производство обусловлено не только сменой общенаучной тра­диции, но и изменением культурных идеалов и цен­ностей, что определяет принципиальный характер производимых преобразований. Н. Коперник по поводу предполагаемых изменений говорил, что они приведут к переоценке ценностей и взаимо­отношений различных категорий; они изменят взгляды на цели творения. Тем самым изменение произведет переворот также и в метафизике, и во­обще во всех областях.

Другой выделенной нами формой реализации междисциплинарных взаимодействий традиций яв­ляется их пересечение. При этом трансформации подвергаются обе нормативно-ценностные системы, а результатом их взаимодействия является созда­ние новой области исследования со своими тради­циями. Эту форму создания новых традиций в науч­ном познании исследовал в литературе М.А. Розов. Он приводит ряд примеров, когда соединение разнодисциплинарных традиций в работе ученого привело к появлению новых результатов, в част­ности, исследуя возникновение закона Ш. Кулона, он доказывает, что этот исследователь являлся про­должателем традиций, заложенных Г. Галилеем и Р. Гуком в области теории упругости, и одновре­менно был продолжателем традиции теории элект­ричества.

Понятие инверсивности, разрабатываемое М.А. Розовым, В.В. Ильиным, А.Г. Калинкиным, чрез­вычайно важно для исследования механизма фор­мирования новых междисциплинарных традиций. Поскольку инверсивные объекты в силу своей при­роды могут быть включены в различные традиции различным образом, то они обладают значительным эвристическим потенциалом, позволяющим выяв­лять такие междисциплинарные связи, которые не могли быть обнаружены при исследовании моно­функциональных объектов. Значит, инверсивность познавательных объектов - существенное условие формирования новых нормативно-ценностных систем.

Включение новаторской деятельности в образо­вательный процесс предполагает выделение крите­риев для определения новизны. Понимаемая как система мировоззренческих принципов, ценностных установок, регулирующих образовательный процесс, педагогическая традиция выступает в качестве ис­торически определенного, социального по своей природе критерия отбора тех новаций, которые мо­гут обеспечить развитие современной педагогики и положить начало вариативным течениям. Таким образом, инновационная деятельность в контексте педагогической традиции может рассматриваться как процесс, обеспечивающий выработку эффектив­ных средств, регулирующий педагогические стерео­типы. Характеризуя сущность инновационной дея­тельности, традиция обеспечивает ее включение в образовательный процесс, приобретая благодаря связи с новаторством динамическую устойчивость, что составляет еще одну особенность традиции.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: