диалектико-противоречивые стороны культурного и научного процесса, взаимодействие которых служит постоянным источником его развития. В данном случае развитие носит прогрессивный характер, поскольку «прогресс вообще возможен лишь на основе уже сложившейся традиции. Диалектика этого процесса такова, что традиция в то же время есть результат прогресса.
Н.Я. Кондричин выделяет интенсивный и экстенсивный тип единства традиции и новации [4, 6]. Экстенсивный тип диалектической их взаимосвязи связан с развитием существующей системы научной традиции, которая модифицируется в соответствии с возможностями, предоставляемыми существующей системой культурных нормативов и ценностей. Она обеспечивает формирование некоторых инвариантов в научном познании, которые в реальном процессе научной деятельности эволюционируют благодаря творческой инновации, что свидетельствует о способности системы для самосохранения.
Развитие научной традиции, которое осуществляется посредством механизма инновации, основано на понимании ее как системного образования. Механизм творческой инновации позволяет представить научную традицию как гибкую систему, обеспечивающую не только устойчивость, но и ее развитие. Динамизм традиции, в свою очередь, связан с ее функционированием в научном познании в качестве инварианта, когда она является той основой, на которой только и может возникнуть многообразие вариантов инновационной деятельности, примером могут служить инновационные «Кондратьевские циклы». Однако инновация, не отвечающая требованиям, задаваемым системой общественно выработанных нормативов, не может быть принята научным сообществом. Для того чтобы стать ступенью в прогрессивном развитии науки, инновация должна быть опосредована синтезом с существующей традицией.
|
|
В рамках экстенсивного типа диалектика традиции и новации находит свое выражение в диалектике инвариантного и вариативного. Инвариант, реализуемый традиционной программой, выступает и основой формирования инноваций, и критерием их отбора, в результате которого они включаются в существующую традицию и обеспечивают ее развитие.
Экстенсивный тип взаимодействия традиций и новаторства, связанный с модификацией существующих нормативов и ценностей, отнюдь не исчерпывает реального процесса развития науки. Когда инновационный фонд традиции исчерпан, необходимым и закономерным является переход к новой нормативной системе. Причем соотношение традиционного и новаторского типа деятельности изменяется за счет возрастания роли последней. Для того чтобы подчеркнуть различный характер развития, осуществляемого в рамках экстенсивного и интенсивного типа единства традиции и новации, следует отметить разницу в содержании продуцируемых инноваций. При экстенсивном типе они вы-
|
|
рабатываются в основном на уровне внутринаучных традиций, при интенсивном - их производство обусловлено не только сменой общенаучной традиции, но и изменением культурных идеалов и ценностей, что определяет принципиальный характер производимых преобразований. Н. Коперник по поводу предполагаемых изменений говорил, что они приведут к переоценке ценностей и взаимоотношений различных категорий; они изменят взгляды на цели творения. Тем самым изменение произведет переворот также и в метафизике, и вообще во всех областях.
Другой выделенной нами формой реализации междисциплинарных взаимодействий традиций является их пересечение. При этом трансформации подвергаются обе нормативно-ценностные системы, а результатом их взаимодействия является создание новой области исследования со своими традициями. Эту форму создания новых традиций в научном познании исследовал в литературе М.А. Розов. Он приводит ряд примеров, когда соединение разнодисциплинарных традиций в работе ученого привело к появлению новых результатов, в частности, исследуя возникновение закона Ш. Кулона, он доказывает, что этот исследователь являлся продолжателем традиций, заложенных Г. Галилеем и Р. Гуком в области теории упругости, и одновременно был продолжателем традиции теории электричества.
Понятие инверсивности, разрабатываемое М.А. Розовым, В.В. Ильиным, А.Г. Калинкиным, чрезвычайно важно для исследования механизма формирования новых междисциплинарных традиций. Поскольку инверсивные объекты в силу своей природы могут быть включены в различные традиции различным образом, то они обладают значительным эвристическим потенциалом, позволяющим выявлять такие междисциплинарные связи, которые не могли быть обнаружены при исследовании монофункциональных объектов. Значит, инверсивность познавательных объектов - существенное условие формирования новых нормативно-ценностных систем.
Включение новаторской деятельности в образовательный процесс предполагает выделение критериев для определения новизны. Понимаемая как система мировоззренческих принципов, ценностных установок, регулирующих образовательный процесс, педагогическая традиция выступает в качестве исторически определенного, социального по своей природе критерия отбора тех новаций, которые могут обеспечить развитие современной педагогики и положить начало вариативным течениям. Таким образом, инновационная деятельность в контексте педагогической традиции может рассматриваться как процесс, обеспечивающий выработку эффективных средств, регулирующий педагогические стереотипы. Характеризуя сущность инновационной деятельности, традиция обеспечивает ее включение в образовательный процесс, приобретая благодаря связи с новаторством динамическую устойчивость, что составляет еще одну особенность традиции.