СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
То, что недавно пытались отвергнуть, уничтожить, вывести из культурного обихода, порой скоро признается необходимым и ценным, если эти стереотипы отвечают условиям жизни. К. Мангейм писал: «Конкретные формы существующих моделей поведения или продуктов культуры определяются не историей традиции как таковой, но исключительно историей тех свойств общественного положения, которые способствовали их появлению и последующему приданию им статуса традиций» [6, 29].
Как отмечает С.И. Редженова «основная интегра-тивная функция культурной традиции - информационно обеспечивать, регулировать, программировать и стимулировать те сферы жизнедеятельности, в которых проявляются и доминируют социальные закономерности. Традиция выступает как обобщение и общественное санкционирование стихийно сложившихся продуктов материальной и духовной деятельности, обретает статус извне предписанного стандарта» [10, 28]. В данном определении принципиально значимо то, что общество принимает сложившиеся продукты, придает им некую неписан-ную нормативность, традиционность и использует в дальнейшей жизни.
|
|
Традиция в современных философских исследованиях трактуется как форма существования социального духа, стремление к которой заключается в связи прошлого и будущего через настоящее. Поскольку «традиционная» организация общественного развития изменяется, интенсифицируется, достигает нового качества, формируется в традицию, то и культура не только изменяется, но и сохраняется, а, сохраняясь, передается, фиксируется. В результате «революционных» преобразований, которые являются основной предпосылкой для выхода на новый уровень общественной жизни, наступает новое «традиционное» общество.
В этой связи традицию можно рассмотреть как «определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда "старое" переходит в "новое" и продуктивно работает в нем» [12, 8]. Как показывает история, существенные противоречия активно проявляются между традиционными и появляющимися новыми тенденциями в общественном развитии. Соответственно, следующей особенностью традиции выступает ее стабилизирующая функция, обеспечивающая наличие устойчивых компонентов, выражающихся в культурных традициях, и в то же время общество нуждается в развитии, постоянном обновлении.
В философско-педагогической литературе понятие «традиция» трактуется как передача социально-культурного наследия, как средство стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений. Но такая узкая трактовка, исходя из философского рассмотрения данного понятия, неприемлема для образования. Тем более что на современном этапе развития общества, когда темпы социального прогресса высоки, процессы формирования традиции ускорились, при этом многие из них не успевают даже «пройти проверки на полезность» как для
|
|
общества в целом, так и для образования в частности. Характер педагогической традиции также дуа-листичен, поскольку, с одной стороны, выступает, как фактор стабилизации и неизменчивости образовательных норм, передаваемых из поколения в поколение, с другой - как база для новаций. Педагогическая традиция непрерывно обогащается с развитием педагогической практики. История педагогики есть движение формализованных структур педагогической деятельности, которая невозможна без научных знаний, информации, обеспечивающих ее осуществление. Следовательно, усложнение и развитие педагогической деятельности влечет за собой в качестве предпосылки воспроизведение, сохранение и приращение накопленного опыта.
В этой связи назначение педагогической традиции состоит в обеспечении для последующих поколений педагогов возможности решать новые назревшие педагогические проблемы посредством использования теоретического и практического наследия прошлых поколений. Отсюда Л.В. Романюк предлагает рассматривать педагогическую традицию как: форму избирательной фиксации педагогических стереотипов, основанных на прогрессивных педагогических идеях и выражающихся в педагогическом опыте определенного исторического этапа, аккумулирующегося и воспроизводящегося в педагогической практике современности, имеющего направленность на альтернативное использование [11, 10].
Педагогическая традиция является объективной реальностью. В основе понимания роли традиции в педагогической науке лежит представление о научном познании как о совокупности способов деятельности по овладению педагогическим наследием, нуждающимся не только в изучении, но и в осмыслении, оценке, осознанном отборе для использования в современных условиях.
Учитывая, что сложившиеся на определенном этапе традиции в образовании несут на себе печать своего времени, они ограничены рамками прошлой деятельности. Как отмечает в своем исследовании СИ. Редженова, и мы разделяем ее точку зрения, эти рамки неизбежно расширяются, следовательно, закрепленные в традиции инновационные программы педагогической деятельности исчерпывают свои продуктивные возможности. Это приводит к тому, что постепенно в деятельность вовлекаются нетрадиционные системы организации, оперирование с которыми требует выработки новых программ действий, что приводит к мобилизации жизненной, интеллектуальной энергии личности, которая осуществляет переход на новый уровень бытия.
Подобные ситуации возникают периодически в развитии общества, когда оно переходит к освоению новых уровней и видов материального мира, по своим законам резко отличающихся от объектов прежнего уровня, что обуславливает невозможность решить возникшую задачу наличными средствами. Для решения подобной задачи необходим инновационный подход, суть которого заключается в выработке таких способов и приемов деятельности,
Научно-методический журнал