Методист № 3 2008



СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


То, что недавно пытались отвергнуть, уничтожить, вывести из культурного обихода, порой скоро при­знается необходимым и ценным, если эти стерео­типы отвечают условиям жизни. К. Мангейм писал: «Конкретные формы существующих моделей пове­дения или продуктов культуры определяются не ис­торией традиции как таковой, но исключительно историей тех свойств общественного положения, которые способствовали их появлению и последу­ющему приданию им статуса традиций» [6, 29].

Как отмечает С.И. Редженова «основная интегра-тивная функция культурной традиции - информаци­онно обеспечивать, регулировать, программировать и стимулировать те сферы жизнедеятельности, в которых проявляются и доминируют социальные закономерности. Традиция выступает как обобще­ние и общественное санкционирование стихийно сложившихся продуктов материальной и духовной деятельности, обретает статус извне предписанно­го стандарта» [10, 28]. В данном определении прин­ципиально значимо то, что общество принимает сложившиеся продукты, придает им некую неписан-ную нормативность, традиционность и использует в дальнейшей жизни.

Традиция в современных философских исследо­ваниях трактуется как форма существования соци­ального духа, стремление к которой заключается в связи прошлого и будущего через настоящее. Поскольку «традиционная» организация обществен­ного развития изменяется, интенсифицируется, до­стигает нового качества, формируется в традицию, то и культура не только изменяется, но и сохраняет­ся, а, сохраняясь, передается, фиксируется. В ре­зультате «революционных» преобразований, кото­рые являются основной предпосылкой для выхода на новый уровень общественной жизни, наступает новое «традиционное» общество.

В этой связи традицию можно рассмотреть как «определенный тип отношений между последова­тельными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда "старое" переходит в "но­вое" и продуктивно работает в нем» [12, 8]. Как по­казывает история, существенные противоречия активно проявляются между традиционными и по­являющимися новыми тенденциями в общественном развитии. Соответственно, следующей особен­ностью традиции выступает ее стабилизирующая функция, обеспечивающая наличие устойчивых ком­понентов, выражающихся в культурных традициях, и в то же время общество нуждается в развитии, постоянном обновлении.

В философско-педагогической литературе поня­тие «традиция» трактуется как передача социально-культурного наследия, как средство стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений. Но такая узкая трактовка, исходя из философского рас­смотрения данного понятия, неприемлема для об­разования. Тем более что на современном этапе развития общества, когда темпы социального про­гресса высоки, процессы формирования традиции ускорились, при этом многие из них не успевают даже «пройти проверки на полезность» как для


общества в целом, так и для образования в частно­сти. Характер педагогической традиции также дуа-листичен, поскольку, с одной стороны, выступает, как фактор стабилизации и неизменчивости обра­зовательных норм, передаваемых из поколения в поколение, с другой - как база для новаций. Педа­гогическая традиция непрерывно обогащается с раз­витием педагогической практики. История педаго­гики есть движение формализованных структур педагогической деятельности, которая невозможна без научных знаний, информации, обеспечивающих ее осуществление. Следовательно, усложнение и развитие педагогической деятельности влечет за собой в качестве предпосылки воспроизведение, сохранение и приращение накопленного опыта.

В этой связи назначение педагогической тра­диции состоит в обеспечении для последующих поколений педагогов возможности решать новые назревшие педагогические проблемы посредством использования теоретического и практического на­следия прошлых поколений. Отсюда Л.В. Романюк предлагает рассматривать педагогическую тради­цию как: форму избирательной фиксации педаго­гических стереотипов, основанных на прогрессив­ных педагогических идеях и выражающихся в педагогическом опыте определенного истори­ческого этапа, аккумулирующегося и воспроизво­дящегося в педагогической практике современнос­ти, имеющего направленность на альтернативное использование [11, 10].

Педагогическая традиция является объективной реальностью. В основе понимания роли традиции в педагогической науке лежит представление о научном познании как о совокупности способов деятельности по овладению педагогическим на­следием, нуждающимся не только в изучении, но и в осмыслении, оценке, осознанном отборе для ис­пользования в современных условиях.

Учитывая, что сложившиеся на определенном этапе традиции в образовании несут на себе печать своего времени, они ограничены рамками прошлой деятельности. Как отмечает в своем исследовании СИ. Редженова, и мы разделяем ее точку зрения, эти рамки неизбежно расширяются, следователь­но, закрепленные в традиции инновационные про­граммы педагогической деятельности исчерпывают свои продуктивные возможности. Это приводит к тому, что постепенно в деятельность вовлекаются нетрадиционные системы организации, оперирова­ние с которыми требует выработки новых программ действий, что приводит к мобилизации жизненной, интеллектуальной энергии личности, которая осу­ществляет переход на новый уровень бытия.

Подобные ситуации возникают периодически в развитии общества, когда оно переходит к освое­нию новых уровней и видов материального мира, по своим законам резко отличающихся от объектов прежнего уровня, что обуславливает невозможность решить возникшую задачу наличными средствами. Для решения подобной задачи необходим инно­вационный подход, суть которого заключается в вы­работке таких способов и приемов деятельности,




Научно-методический журнал



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: