Система повышения квалификации. Которые бы позволили адаптироваться к непредви­денной традицией ситуации, освоить те объекты, способы и приемы оперирования которыми отсут­ствуют в фонде


которые бы позволили адаптироваться к непредви­денной традицией ситуации, освоить те объекты, способы и приемы оперирования которыми отсут­ствуют в фонде культурной традиции. Все это дает основание считать, что в генезисе инновация воз­никает стихийно, вне сознательной ориентации на творчество, как действие, преследующее сугубо адаптивные цели. Результат новаторской деятельности существует вначале как единичный прием действия с конкретным объектом, а впослед­ствии этот прием обобщается и фиксируется в виде информационной модели, несущей информацию о «технологии» деятельности с данным классом объектов [10, 31].

Новаторство - явление, отражающее специфи­ческий вид человеческой деятельности, направлен­ной на модификацию традиционных и созидание своеобразных форм деятельности, которые призва­ны решать, регулировать и направлять деятельность субъекта в принципиально новом направлении. В данном случае главным признаком является, во-первых, активность субъекта, во-вторых, новизна и общественная значимость результата деятельно­сти. Результатом новаторской деятельности явля­ется совершенствование традиционных либо со­здание оригинальных программ деятельности. Главный определяющий признак новаторства - пре­одоление сложившихся стереотипизированных про­грамм деятельности и созидание оригинальных культурных форм в процессе как индивидуального, так и коллективного творчества. Изучение социо­культурных факторов, а также культурной традиции дает нам возможность в данном изложении делать некоторые предварительные обобщения содер­жания новаторства, так как именно раскрытие природы инновации и ее сравнительное изучение с традицией дает нам более четкий ориентир для анализа их роли как неразрывно связанных и взаи-мообусловливающих элементов целостного про­цесса познания.

Необходимо отметить, что любая оценка исто­рических процессов, связанных с традиционными и инновационными процессами, не может быть окон­чательной. История человеческой цивилизации доказывает, что при смене социокультурной ситуа­ции в обществе происходит переоценка ценностей, сопровождаемая конфликтом принятия или оттор­жения «нового».

Одним из существенных отличий в подходе к разрешению проблемы традиций на современном этапе является отказ от привычной оппозиции «тра­диция - новация», где традиция обеспечивает не­обходимую устойчивость всякого явления культу­ры, а новация - прогресс изменчивости. Только интенсивный переход общественных отношений в новое качество сопровождается переосмысле­нием прошлого и напряженным обращением в будущее, в том числе и в образовании. Преобра­зование социума порой сопровождается уничтоже­нием прошлой культуры, стремясь к раскрепоще­нию человека, а погруженность в «пустоту» и рефлексия - стимул для активизации субъекта,


выполняющего связующую роль самим социальным духом и плотью. Человек, фиксируя артефакты но­вой эпохи, формирует традицию. Таким образом, во временном пространстве традиция представля­ет собой историческую триаду: прошлое - настоя­щее - будущее. В общности «традиция-инновация» заключены вопросы преемственности, передачи, наследия и прогресса человеческого опыта, т.е. вопросы целенаправленного изменения действи­тельности. Инновационное, если оно принято куль­турой, то уже перестает быть новым и трансфор­мируется, фиксируется наследием и одновременно изменяет его. Традиция и инновация взаимодопол-нительны, не существуют одна без другой. Нова­ция - ориентировка на новое, а обращение к на­следию - ориентация на традицию. Общность «традиции-инновации» в подходе к решению про­блемы традиции - это еще одна характерная осо­бенность данного феномена.

Непрерывность и преемственность традиций осуществимы при рассмотрении ее в связи с инно­вацией. Здесь, с одной стороны, обнаруживается их единство, а с другой - противоположность. Это отвечает требованиям диалектики вещей и идей, составляя компонент функционирования научного знания [9].

Необходимость исследования роли традиции и инновации в педагогической науке заключается в том, что педагогика, являясь подсистемой обще­ства в конкретно-исторической определенности, требует анализа предпосылок научно-педагогиче­ского поиска социокультурной обусловленности раз­вития педагогического знания.

Исследование специфики традиций и новаций в научном познании связано с выявлением законо­мерностей их функционирования как универсального явления, присущего всем сферам общественной жизни. Анализ этих закономерностей требует обо­снования существования разнообразных традиций. Среди них важное место занимает культурно-исто­рическая традиция, понимание которой является важным методологическим средством педагоги­ческого исследования общественных явлений. Это направление представлено в работах Э.С. Мар-каряна, И.В. Суханова, Ю.В. Бромлея, В.Д. Плахо-ва, В.Б. Власовой, А.Н. Антонова, И.В. Даниловой, В.В. Ильина, А.Г. Спиркина, Е.Т. Бородина, Э.В. Со­колова и др.

В.В. Аверьянов в своей работе отмечает, что тра­диция и инновация - взаимопроникающие процес­сы. «Другой фундаментальной формой наследова­ния наряду с традицией является инновация (или преобразование). Инновация представляет собой такой порядок наследования, при котором наследу­емое несет в себе новый смысл и служит другому предназначению. Цель инновации не в возобновле­нии старого, а в порождении нового содержания. Инновации соответствует и определенный тип на­следования, определенным образом разворачива­ющийся процесс наследования. Проблема в том, что традиционный и инновационный процессы проис­ходят не изолированно, но проникают друг в друга.



МЕТОДИСТ № 3 2008




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: