которые бы позволили адаптироваться к непредвиденной традицией ситуации, освоить те объекты, способы и приемы оперирования которыми отсутствуют в фонде культурной традиции. Все это дает основание считать, что в генезисе инновация возникает стихийно, вне сознательной ориентации на творчество, как действие, преследующее сугубо адаптивные цели. Результат новаторской деятельности существует вначале как единичный прием действия с конкретным объектом, а впоследствии этот прием обобщается и фиксируется в виде информационной модели, несущей информацию о «технологии» деятельности с данным классом объектов [10, 31].
Новаторство - явление, отражающее специфический вид человеческой деятельности, направленной на модификацию традиционных и созидание своеобразных форм деятельности, которые призваны решать, регулировать и направлять деятельность субъекта в принципиально новом направлении. В данном случае главным признаком является, во-первых, активность субъекта, во-вторых, новизна и общественная значимость результата деятельности. Результатом новаторской деятельности является совершенствование традиционных либо создание оригинальных программ деятельности. Главный определяющий признак новаторства - преодоление сложившихся стереотипизированных программ деятельности и созидание оригинальных культурных форм в процессе как индивидуального, так и коллективного творчества. Изучение социокультурных факторов, а также культурной традиции дает нам возможность в данном изложении делать некоторые предварительные обобщения содержания новаторства, так как именно раскрытие природы инновации и ее сравнительное изучение с традицией дает нам более четкий ориентир для анализа их роли как неразрывно связанных и взаи-мообусловливающих элементов целостного процесса познания.
|
|
Необходимо отметить, что любая оценка исторических процессов, связанных с традиционными и инновационными процессами, не может быть окончательной. История человеческой цивилизации доказывает, что при смене социокультурной ситуации в обществе происходит переоценка ценностей, сопровождаемая конфликтом принятия или отторжения «нового».
Одним из существенных отличий в подходе к разрешению проблемы традиций на современном этапе является отказ от привычной оппозиции «традиция - новация», где традиция обеспечивает необходимую устойчивость всякого явления культуры, а новация - прогресс изменчивости. Только интенсивный переход общественных отношений в новое качество сопровождается переосмыслением прошлого и напряженным обращением в будущее, в том числе и в образовании. Преобразование социума порой сопровождается уничтожением прошлой культуры, стремясь к раскрепощению человека, а погруженность в «пустоту» и рефлексия - стимул для активизации субъекта,
|
|
выполняющего связующую роль самим социальным духом и плотью. Человек, фиксируя артефакты новой эпохи, формирует традицию. Таким образом, во временном пространстве традиция представляет собой историческую триаду: прошлое - настоящее - будущее. В общности «традиция-инновация» заключены вопросы преемственности, передачи, наследия и прогресса человеческого опыта, т.е. вопросы целенаправленного изменения действительности. Инновационное, если оно принято культурой, то уже перестает быть новым и трансформируется, фиксируется наследием и одновременно изменяет его. Традиция и инновация взаимодопол-нительны, не существуют одна без другой. Новация - ориентировка на новое, а обращение к наследию - ориентация на традицию. Общность «традиции-инновации» в подходе к решению проблемы традиции - это еще одна характерная особенность данного феномена.
Непрерывность и преемственность традиций осуществимы при рассмотрении ее в связи с инновацией. Здесь, с одной стороны, обнаруживается их единство, а с другой - противоположность. Это отвечает требованиям диалектики вещей и идей, составляя компонент функционирования научного знания [9].
Необходимость исследования роли традиции и инновации в педагогической науке заключается в том, что педагогика, являясь подсистемой общества в конкретно-исторической определенности, требует анализа предпосылок научно-педагогического поиска социокультурной обусловленности развития педагогического знания.
Исследование специфики традиций и новаций в научном познании связано с выявлением закономерностей их функционирования как универсального явления, присущего всем сферам общественной жизни. Анализ этих закономерностей требует обоснования существования разнообразных традиций. Среди них важное место занимает культурно-историческая традиция, понимание которой является важным методологическим средством педагогического исследования общественных явлений. Это направление представлено в работах Э.С. Мар-каряна, И.В. Суханова, Ю.В. Бромлея, В.Д. Плахо-ва, В.Б. Власовой, А.Н. Антонова, И.В. Даниловой, В.В. Ильина, А.Г. Спиркина, Е.Т. Бородина, Э.В. Соколова и др.
В.В. Аверьянов в своей работе отмечает, что традиция и инновация - взаимопроникающие процессы. «Другой фундаментальной формой наследования наряду с традицией является инновация (или преобразование). Инновация представляет собой такой порядок наследования, при котором наследуемое несет в себе новый смысл и служит другому предназначению. Цель инновации не в возобновлении старого, а в порождении нового содержания. Инновации соответствует и определенный тип наследования, определенным образом разворачивающийся процесс наследования. Проблема в том, что традиционный и инновационный процессы происходят не изолированно, но проникают друг в друга.
МЕТОДИСТ № 3 2008