Инновация способна разрушать целостность и внутреннюю адекватность того или иного стереотипа, скрещивать его с другими стереотипами (либо нетрадиционными, либо не относящимися к данной традиции, данной устойчивой системе смысла). Традиционные формы могут утрачивать самотождественность, утрачивать прежнее смысловое соотношение с другими традиционными формами. И поэтому в той культуре, в которой инновации играют ведущую роль, происходит не только накопление, но и утрата, забвение прежнего содержания. Человеческая культура перестает справляться с задачей упорядочивания и организации новых сведений в соответствии с законами и правилами уже существующей системы. Именно такое общество заслуживает наименования «нетрадиционного» [пг1р://\ллллл/.уегпоз1.ги/аи1:].
Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики очевидна. Но эта связь редко бывает ровной, сбалансированной. В каждый конкретный отрезок времени можно наблюдать крен то в одну, то в другую сторону.
|
|
Как отмечает В.В. Краевский, «инновации и традиции - это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии педагогической науки и практики. Однако, если поляризация мнений, взглядов и концепций «зашкаливает», становится запредельной, приходится говорить уже о педагогическом экстремизме. Одной из характеристик научного знания является его кумулятивность, т.е. опора на ранее полученные научные результаты, которые ученый не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций» [П11р://\оту\л/.е1ёо5.ги/]оигпа1/2003/0711-1.Мт].
Очевидно, что осмысление механизмов формирования и функционирования инновации позволяет представить традиции и инновации в виде определенной целостности, включающей систему норм, идеалов, ценностных установок.
Однако современные философские, историко-культурологические исследования подтверждают тот факт, что временные процессы культурно-исторического пространства движутся не только вперед, но и от настоящего к прошлому, т.е. происходит их «обратный ход» или «обратная связь». Это обусловлено прежде всего постоянным накоплением культурно-исторической информации о прошлом. На протяжении многих поколений удерживаются и «работают» только такие стереотипы, которые отвечают условиям современной жизни. В этой связи основная особенность традиции заключается в том, что данный феномен выступает механизмом селекции поведенческих инноваций, обеспечивающим их адаптацию и регуляцию в социальных сферах жизнедеятельности, в том числе и образовательных.
|
|
Часто культурная традиция противопоставляется нововведениям, инновациям. Однако такое противопоставление имеет относительный смысл. Это становится очевидным, когда культура (и обра-
зование как ее составная часть) рассматривается в динамике. Любая инновация в поведении, принятая какой-то группой людей, постепенно превращается в традицию. В обыденной жизни говорят о традициях как о чем-то бесконечном, прочном, древнем и неизменном, но на самом деле вокруг нас идет непрерывный процесс изменения и преобразования одних традиций и отмирания других. Весь этот процесс можно представить как приспособительный. На протяжении многих поколений могут удержаться и утвердиться только такие стереотипы, которые отвечают условиям жизни. «Обратная связь» между традициями и средой непрерывно работает, одни традиции преобразовываются, другие выбраковываются. Другими словами, обратная связь является критерием плодотворности традиций. Объясняется это тем, что эффективный результат, получаемый от данной традиции, может поступать только по каналам обратной связи. В результате этого любая традиция превращается в мощный организующий фактор. По такому же механизму может быть установлена нежизненность той или другой традиции». Тогда в обществе верх берет инновационная тенденция [10, 38].
Понимаемая как система нормативов, мировоззренческих принципов, ценностных установок, регулирующих инновационную деятельность, традиция выступает в качестве исторически определенного, социального по своей природе критерия отбора тех инноваций, которые могут обеспечить развитие существующей нормативной системы или положить начало новой. Благодаря этому новаторская деятельность понимается как социально организованный процесс, рациональное управление которым обеспечит выработку наиболее эффективных средств, регулирующих духовные отношения в обществе.
В реальном процессе функционирования противопоставление традиции новаторству неправомерно, поскольку традиция предполагает постоянный процесс преодоления одних социально организованных стереотипов и образования новых. Это обусловило появление работ, в которых «наметился выход за пределы обыденного истолкования этого понятия как простого сохранения, наследования, копирования и т.д., а это, в свою очередь, привело к пониманию ограниченности противопоставления традиции и инновации в культуре и в познании» [2, 24].
Следует отметить, что подход некоторых исследователей к взаимосвязи традиции и новации и инновации как структурному элементу традиции имеет определенные недостатки. При таком подходе новаторская деятельность теряет свой самостоятельный характер, оказывается ограниченной рамками традиции. Затруднительным представляется и выявление механизма перехода к качественно новой традиции. В этом случае сложно обосновать возможности качественного скачка в развитии, связанного с выходом из пределов старой традиции.
Н.Я. Копанев [5, 47], Н.П. Яковенко рассматривают традицию и инновацию как понятия, выражающие