Система повышения квалификации. Инновация способна разрушать целостность и внут­реннюю адекватность того или иного стереотипа, скрещивать его с другими стереотипами (либо не­традиционными


Инновация способна разрушать целостность и внут­реннюю адекватность того или иного стереотипа, скрещивать его с другими стереотипами (либо не­традиционными, либо не относящимися к данной традиции, данной устойчивой системе смысла). Традиционные формы могут утрачивать самотож­дественность, утрачивать прежнее смысловое со­отношение с другими традиционными формами. И поэтому в той культуре, в которой инновации иг­рают ведущую роль, происходит не только накопле­ние, но и утрата, забвение прежнего содержания. Человеческая культура перестает справляться с за­дачей упорядочивания и организации новых сведе­ний в соответствии с законами и правилами уже су­ществующей системы. Именно такое общество заслуживает наименования «нетрадиционного» [пг1р://\ллллл/.уегпоз1.ги/аи1:].

Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики очевидна. Но эта связь редко бывает ровной, сбалансированной. В каждый кон­кретный отрезок времени можно наблюдать крен то в одну, то в другую сторону.

Как отмечает В.В. Краевский, «инновации и тра­диции - это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии педагоги­ческой науки и практики. Однако, если поляризация мнений, взглядов и концепций «зашкаливает», ста­новится запредельной, приходится говорить уже о педагогическом экстремизме. Одной из характе­ристик научного знания является его кумулятивность, т.е. опора на ранее полученные научные результа­ты, которые ученый не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых кон­цепций» [П11р://\оту\л/.е1ёо5.ги/]оигпа1/2003/0711-1.Мт].

Очевидно, что осмысление механизмов форми­рования и функционирования инновации позволяет представить традиции и инновации в виде опреде­ленной целостности, включающей систему норм, идеалов, ценностных установок.

Однако современные философские, историко-культурологические исследования подтверждают тот факт, что временные процессы культурно-истори­ческого пространства движутся не только вперед, но и от настоящего к прошлому, т.е. происходит их «обратный ход» или «обратная связь». Это обуслов­лено прежде всего постоянным накоплением культурно-исторической информации о прошлом. На протяжении многих поколений удерживаются и «работают» только такие стереотипы, которые отвечают условиям современной жизни. В этой связи основная особенность традиции заключается в том, что данный феномен выступает механизмом селекции поведенческих инноваций, обеспечи­вающим их адаптацию и регуляцию в социальных сферах жизнедеятельности, в том числе и образо­вательных.

Часто культурная традиция противопоставля­ется нововведениям, инновациям. Однако такое противопоставление имеет относительный смысл. Это становится очевидным, когда культура (и обра-


зование как ее составная часть) рассматривается в динамике. Любая инновация в поведении, приня­тая какой-то группой людей, постепенно превраща­ется в традицию. В обыденной жизни говорят о традициях как о чем-то бесконечном, прочном, древ­нем и неизменном, но на самом деле вокруг нас идет непрерывный процесс изменения и преобра­зования одних традиций и отмирания других. Весь этот процесс можно представить как приспособи­тельный. На протяжении многих поколений могут удержаться и утвердиться только такие стереоти­пы, которые отвечают условиям жизни. «Обратная связь» между традициями и средой непрерывно ра­ботает, одни традиции преобразовываются, другие выбраковываются. Другими словами, обратная связь является критерием плодотворности традиций. Объясняется это тем, что эффективный результат, получаемый от данной традиции, может поступать только по каналам обратной связи. В результате это­го любая традиция превращается в мощный орга­низующий фактор. По такому же механизму может быть установлена нежизненность той или другой традиции». Тогда в обществе верх берет иннова­ционная тенденция [10, 38].

Понимаемая как система нормативов, мировоз­зренческих принципов, ценностных установок, регулирующих инновационную деятельность, тра­диция выступает в качестве исторически опреде­ленного, социального по своей природе критерия отбора тех инноваций, которые могут обеспечить развитие существующей нормативной системы или положить начало новой. Благодаря этому новатор­ская деятельность понимается как социально орга­низованный процесс, рациональное управление которым обеспечит выработку наиболее эффектив­ных средств, регулирующих духовные отношения в обществе.

В реальном процессе функционирования проти­вопоставление традиции новаторству неправомер­но, поскольку традиция предполагает постоянный процесс преодоления одних социально организован­ных стереотипов и образования новых. Это обусло­вило появление работ, в которых «наметился выход за пределы обыденного истолкования этого поня­тия как простого сохранения, наследования, копи­рования и т.д., а это, в свою очередь, привело к по­ниманию ограниченности противопоставления традиции и инновации в культуре и в познании» [2, 24].

Следует отметить, что подход некоторых иссле­дователей к взаимосвязи традиции и новации и ин­новации как структурному элементу традиции име­ет определенные недостатки. При таком подходе новаторская деятельность теряет свой самостоя­тельный характер, оказывается ограниченной рам­ками традиции. Затруднительным представляется и выявление механизма перехода к качественно но­вой традиции. В этом случае сложно обосновать воз­можности качественного скачка в развитии, связан­ного с выходом из пределов старой традиции.

Н.Я. Копанев [5, 47], Н.П. Яковенко рассматрива­ют традицию и инновацию как понятия, выражающие





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: