Звуковые средства - учебные радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи - имеют широкие возможности для обучения

По целям и дидактическому назначению передачи учебного радио, звукозаписи можно условно разделить на мотивационнопознавательные (создающие определенный эмоциональный на строй, вызывающие интерес к обсуждаемому и побуждающие к самостоятельной деятельности); проблемные (создающие условия для возникновения проблемной ситуации и активизации познавательной деятельности); обучающие (выступающие в качестве источника новых знаний); обобщающе-повторительные (дающие в концентрированной форме и под новым углом зрения наиболее существенное в изучаемом материале); иллюстративные (поясняющие и дополняющие материал учебника, диапозитивы, рассказ преподавателя, ответы студентов).

Звуковые средства, содержащие новые сведения, яркие факты, делают процесс обучения максимально насыщенным, влияют на глубину и прочность запоминания учебного материала. Их используют для воспроизведения выступлений ученых, конструкторов, специалистов, занятых в той области знаний, которой овладевают учащиеся. Это положительно влияет на формирование личности студентов, особенно их мотивационной сферы.

Важная особенность применения звуковых-средств связана с формированием технического слуха. Шум работающей техники служит источником диагностирования ее состояния, выявления возможных неисправностей, предотвращения аварийных ситуаций. Специфика звуковых средств требует тщательного отбора языковых средств.

Магнитофонные записи и грамзаписи позволяют студентам сосредоточить внимание на содержательной стороне повествования не вдаваясь в детали.

Чтобы использование звуковых средств было эффективным необходимо исходя из специфики восприятия звучащего слова правильно определить их место в системе учебных занятий по теме и на конкретном уроке, учесть особенности изучаемого программного материала, а также содержание и форму звукозаписи. Преподавателю следует знать содержание звукозаписи и во вступительном слове подготовить студентов не только к восприятию нового для них содержания, но и к логике его построения и изложения. Не менее важна и работа над прослушанным.

Для обеспечения поэтапного усвоения нового материала целесообразно до прослушивания звукозаписи сформулировать вопросы, на которые им необходимо ответить после его завершения. Особый вид звукозаписей, получивших в последние годы распространение, - магнитофильмы. Используя материалы радио, телевидения, грамзаписи, преподаватели составляют специальные композиции на определенные темы программы в полном соответствии с целями занятия. Такой магнитофильм, как особое средство обучения, имеет ряд преимуществ перед радиопередачами, грамзаписями, так как он подчинен целям и задачам конкретного урока, учитывает уровень подготовленности студентов и соответствует творческим способностям самого преподавателя.

Простейший вид магнитофильма - 3-7-минутный фрагмент радиопередачи или грамзаписи. Как правило, его основу составляет документальная запись - репортаж с места события, выступление общественного деятеля, рабочего, ученого, специалиста определенного профиля, фонограмма природных и технических шумов, звуков. Такой магнитофильм рассчитан на конкретное содержание учебного занятия и используется в качестве звуковой иллюстрации к объяснению преподавателя, а также как материал для постановки и решения определенной проблемы.

Экранно-звуковые средства - учебное кино, учебное телевидение, видеозапись, озвученные диафильмы - занимают особое место в силу своей специфики. В отличие от слова учителя, объемных, печатных и других пособий эти средства передают учебную информацию различных форм и видов, позволяют наблюдать динамику процессов живой природы, техники, производства, увидеть невидимое невооруженным глазом.

В профессиональном обучении экранно-звуковые средства имеют особые возможности при рассмотрении конструктивных особенностей и работы машин и механизмов, изменений свойств, структуры и функций, происходящих в сырье и материалах при их обработке, при изучении различных технологий, показе специальных методов исследования свойств веществ и материалов.

Принадлежность экранно-звуковых средств к искусству служит основой их эмоционального воздействия на студентов. Их выразительные особенности - монтаж, смена планов, ракурсов, ритм -помогают выделить главное, установить связи между явлениями, обобщить информацию и сделать выводы. Документальная основа экранно-звуковых средств повышает доверие и внимание студентов к их содержанию.

Благодаря своей эмоциональности кино обладает огромной силой воспитательного воздействия, создает эффект сопричастности, сопереживания. С его помощью можно разъяснить сложные мировоззренческие проблемы, раскрыть связи, сущность законов и явлений природы.

Использование кино на занятиях не решает проблемы экономии учебного времени: как правило, показ фильма требует больше времени, чем обычное изложение материала преподавателем.

В учебной практике используют показ полнометражного фильма или кинофрагментов. Целостный фильм, как правило, посвящается единой, достаточно большой теме и состоит из одной или нескольких частей. Основное его назначение - изложение или обобщение материала. Обычно первая и последующие части содержат материал для самостоятельных наблюдений, а в заключительной – дается научное обобщение фактов. Такие фильмы лучше использовать в момент изучения темы.


Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=7693


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: