Модель № 5


Заключение



Этапы Задачи Деятельность обучающихся Деятельность педагога
1.Начинание Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. Уточняют информа­цию. Обсуждают задание. Мотивирует участников проекта. Объяс­няет цели про­екта. Наблюда­ет.
2. Планиро­вание Анализ проблемы. Определе­ние источников информации. Постановка задач и выбор кри­териев оценки результатов. Распределение ролей в коман­де. Формируют задачи. Уточняют информа­цию. Выбирают и обосновывают крите­рии успеха. Помогает в ана­лизе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.
3. Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (моз­говой штурм). Выбор опти­мального варианта. Уточнение планов деятельности. Работают с информа­цией. Проводят синтез и анализ идей. Выпол­няют исследование. Наблюдает. Консультирует.
4. Выполне­ние Выполнение проекта. Выполняют исследова­ние и работают над проектом. Оформляют проект. Наблюдает. Советует (по просьбе).
5. Оценка результа­тов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (ус­пехов и неудач) и причин это­го. Анализ достижения постав­ленной цели. Участвуют в коллек­тивном самоанализе проекта и самооценке. Наблюдает. На­правляет про­цесс анализа (если необхо­димо)
6. Защита проекта Подготовка доклада; обоснова­ние процесса проектирования, объяснение полученных ре­зультатов. Коллективная защи­та проекта. Оценка. Защищают проект. Участвуют в коллек­тивной оценке резуль­татов проекта. Участвует в коллективном анализе и оцен­ке результатов проекта.

Образование в информационном обществе перестает быть средством ус­воения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информа­ционного обмена личности с окружающими людьми. Обмена, который совер­шается на протяжении всей ее жизни и предполагает не только усвоение, но и генерирование информации. Поэтому внимание к проектированию - не просто отражение модного веяния в современном образовании. Оно исторически обу­словлено объективной необходимостью развития у субъектов педагогической деятельности проективного воображения, мышления, способа действий.

Метод проектов, традиционно рассматриваемый с позиций деятельност-ного подхода, выводит студента за пределы учебного занятия в реальную жизнь. Взятый в контексте личностно-ориентированного образования, он при­обретает характер новой системы обучения, а также такого механизма, кото­рый максимально развивает личностно-смысловую сферу студентов.

В контексте личностно-ориентированного образования, в условиях сис­темной организации, проектная деятельность студентов - будущих педагогов приобретает специфические характеристики, так как позволяет:

- предоставить возможность выбора студентом смысловых предпочте­ний в соответствии со своими индивидуальными способностями;

- сориентировать образовательный процесс на жизненные ценности -«смысловые единицы жизни», благодаря чему студенты оказываются не только в ситуациях учебной деятельности, но и в жизненных ситуациях;

- включить студентов в реальную практико-ориентированную деятель­ность, направленную на поиск определенной информации, ее организации и презентации;

- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения и воспи­тания, одновременно обеспечивая социализацию, профессионализацию и са­моразвитие студента;

- совершенствовать коммуникативную компетенцию студентов, предос­тавляя возможность использовать свои склонности и способности в различных средах взаимодействия (сотрудничества в парной, групповой или коллективной деятельности), благодаря чему отношения между ними приобретают характер партнерского межличностного общения;

- предоставить каждому студенту «пространство» для самостоятельного нравственного выбора содержания и способов деятельности;

- обеспечить проявление и развитие субъектной позиции, творческой инициативы студентов;

- организовать активное овладение способами проектной деятельности и проектной культурой в целом;

- стимулировать развитие рефлексии.


Модель разработана И. Чечель, доктором педагогических наук, проректором Ака­демии повышения квалификации.




В процессе проектной деятельности происходит «перевод педагогиче­ской информации на язык практических действий» зб; формирование исследо­вательской культуры; реализуется возможность овладения общими закономер­ностями педагогического проектирования, составляющими основу профессио­нально-педагогической деятельности в условиях вариативности современного образования; осуществляется обучение приемам самообразования и преобра­зующей профессиональной стратегии.

Содержанием педагогического проектирования являются информацион­ные модели или дидактические проекты взаимодействия преподавателя и сту­дента в системе личностно-ориентированного образовательного процесса, реа­лизующие личностно утверждающие ситуации свободного жизнепроявления обучающегося в процессе проектной деятельности. Развитие студентов при этом выступает в качестве цели образовательного процесса, содержание в виде «субстанции», питающей развитие, а методы и образовательные технологии превращаются в механизмы, включающие в действие педагогическую под­держку личности.

Метод проектов, представляющий собой комплексный, универсальный дидактический способ конструирования, позволяет строить специфические мо­дели образовательного процесса, которые соотносятся друг с другом как ие­рархические системы, высшим уровнем и прогнозируемым результатом кото­рых является исследовательская проектная деятельность.

Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г.С. Сухобской, В.А. Соколов­ской, Т.В. Шадриной. - СПб., 1992. - С. 20.


Литература

1. Алексеев Н.Т. Проектное сознание: Руководство по программирова­
нию и проектированию в образовании для систем стратегического управления.

- М.: Институт учебника Paideia, 1997. - С. 38.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педаго­гика, 1989.

3. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. - Краснодар, 2001. - С. 171.

4. Болотов В.А, Исаев Е.Ж, Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проекти­рование профессионального педагогического образования // Педагогика. -1997.-№4.-С. 68-72.

5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.

- М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

7. Гессен С. И. Педагогические сочинения. - Саранск, 2001. - С. 404.

8. Гульчевская В.Г. Педагогические основы проектной деятельности // Практические советы учителю. Методический журнал Ростовского ОИПК и ПРО.-2003.-№4.

9. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной тех­нологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.

10. Гухман Г.А., Трошина М.Г., Шепичко В.И. Проектно-проблемный
подход в формировании творческого мышления // Образование в современной
школе.-2000.-№11-12.

П.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2004.

12. Дьюи Дж. Демократия и образование. - М., 2000.

13. Дьюи Дж. Школа и общество. - М., 1925.

14. Жидкова Н.И. Развитие профессиональной компетентности учителя на основе овладения инновационными компонентами деятельности проектиро­вания учебного процесса (технологический аспект) // Методист. - 2002. - № 5.

15. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учебное по­собие для студентов бакалавриата, педагогов-практиков. - СПб., 1995.

16. Килпатрик В.Х. Основы метода. - М., - Л., 1928.

17. Килпатрик В.Х. Метод проектов. - Л., 1925. - С. 42.

18. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования // Школьные технологии. - 2004. - № 5. — С. 59-63.

19. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога: интервью с воображаемым оппонентом // Народное образование - 2005. - № 7 - С. 103— ПО.

20. Коршунова Т.П. Учебное проектирование как один из путей подго­товки специалистов // Среднее профессиональное образование. - 2005. - № 5.


21. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колеснико­ва, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 1995. - 288 с.

22. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1982. - С. 354.

23. Коган СМ. Философский словарь. - СПб., 1996. - С. 240.

24. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обуче­нии // Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 118-120 с.

25. Методология учебного проекта. Материалы городского методическо­го семинара: Сб. статей. - М.: МИПКРО, 2001.-144 с.

26. Масюкова Н.А. Проектирование в образования. - Минск, 1999. - С. 141.

27. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной дея­тельности // Народное образование. - 2000. - № 7.

28. Новые педагогические и информационные технологии в системе об­разования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

29. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.

30. Пазюкова М.А. Дипломное проектирование как средство формирова­ния субъектной позиции будущего педагога. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004. - 45 с.

31. Пазюкова М.А. Дипломное проектирование как средство развития субъектности студентов педагогического колледжа: Методическое пособие для преподавателей колледжа. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. - 50 с.

32. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. -2000. -№1.

33. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. - 2004. -№1.

34. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном про­цессе школы // Методист. - 2004. -№ 3.

35. Педагогический поиск. - 2-е изд. - М., 1989.

36. Педагогические основы проектирования образовательных систем но­вого вида. - СПб., 1995.

37. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М: «Гном и Д», 2001.

38. Прикот О.Т. Образовательная программа: Педагогическое проек­тирование: основания, результаты. - СПб., 1998. - 36 с.

39. Полат Е.С. Как рождается проект. - М., 1995.

40. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. - 1997. - № 4.

41. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Ино­странные языки в школе. — 2000. - № 2, 3.

42. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образова­тельной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

43. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. -СПб., 1996.-144 с.


44. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятел! ность.-М., 1997.-224 с.

45. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философи) -1985. -№10.

46. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н Пе1 рова. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1949. - С. 524.

47. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклот дия, 1983.-С. 106.

48. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С Полат. - М., 2000.

49. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982. - С. 429.

50. Фураева Е.А. Методические основы организации проектной деятеле ности учащихся 8-9 классов в процессе обучения технологии обработки те* стильных материалов: Дис. канд. пед. наук. - М., 1997. - 150 с.

51. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка pj зультатов // Директор школы. - 1998. - № 4.

52. Шишов С.К. Кальней В.А., Мищенко Е.А., Матвеева Т.М. Мето проектов в подготовке к предпринимательской деятельности // Стандарты мониторинг в образовании. -2004. -№ 6.-С. 16-21.

53. Шишов С.К. Кальней В.А., Мищенко Е.А., Матвеева Т.М. Структур и содержание проектной деятельности: метод проектов в России и за рубежо! // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 5. - С. 23-31.

54. Энштейн М.М. Метод проектов // Информационный бюллетень. 1996.-№7.-С. 32-33.

55. Dewey J. Experience and Education. - N. -У., 1938.





Приложение 2


о S-
с ж
  CD
S  
« >1 с-
S О.
у се
CD Q. JS
О о
m X
S S
f- са
о Ч
о. сЗ
с ж
ж  
X о
се с
ров сти
ж о
ч ж
>> л
s ч
а. CD
о (-
■е- сч CD
Ч
о ж ев

I

CD CD X S X X со со
a. я

3 х

CD
ч ю
се., п. Й с л се х х ш

Н CD И О. се си Ж -О I " Ч lo Л О Ю О. • с
CD О. CR Ж ж я о. с

CD ^ Л? я" Ч g л ж ш о . С

ч о с
и CD Ч О CD S X о ч CD ч3

S CD ч юо о. с ж S ь ж

S се CD СО 6: <- >> о с ж се а. сЗ о а. с

S ж се >> Н CD Ж Ч о ю со О S Ж S « cd д а. ее я ж ж Э

о.? CD О ж с се * m 2 о ж Q. Ж
S CD Ч Ю О

>> «

S S4 ° с ■е- о
§ о 3 ю g

X с?

а
=■ о

2- <=

оке

Ж о о S ж ч о 5о О CD . ж

Приложение

Приложение 1

«Как написать отчет о выполнении проекта»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: