Заключение
Этапы | Задачи | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога |
1.Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует участников проекта. Объясняет цели проекта. Наблюдает. |
2. Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает. |
3. Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. | Наблюдает. Консультирует. |
4. Выполнение | Выполнение проекта. | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. | Наблюдает. Советует (по просьбе). |
5. Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо) |
6. Защита проекта | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Образование в информационном обществе перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми. Обмена, который совершается на протяжении всей ее жизни и предполагает не только усвоение, но и генерирование информации. Поэтому внимание к проектированию - не просто отражение модного веяния в современном образовании. Оно исторически обусловлено объективной необходимостью развития у субъектов педагогической деятельности проективного воображения, мышления, способа действий.
Метод проектов, традиционно рассматриваемый с позиций деятельност-ного подхода, выводит студента за пределы учебного занятия в реальную жизнь. Взятый в контексте личностно-ориентированного образования, он приобретает характер новой системы обучения, а также такого механизма, который максимально развивает личностно-смысловую сферу студентов.
В контексте личностно-ориентированного образования, в условиях системной организации, проектная деятельность студентов - будущих педагогов приобретает специфические характеристики, так как позволяет:
- предоставить возможность выбора студентом смысловых предпочтений в соответствии со своими индивидуальными способностями;
- сориентировать образовательный процесс на жизненные ценности -«смысловые единицы жизни», благодаря чему студенты оказываются не только в ситуациях учебной деятельности, но и в жизненных ситуациях;
- включить студентов в реальную практико-ориентированную деятельность, направленную на поиск определенной информации, ее организации и презентации;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения и воспитания, одновременно обеспечивая социализацию, профессионализацию и саморазвитие студента;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию студентов, предоставляя возможность использовать свои склонности и способности в различных средах взаимодействия (сотрудничества в парной, групповой или коллективной деятельности), благодаря чему отношения между ними приобретают характер партнерского межличностного общения;
- предоставить каждому студенту «пространство» для самостоятельного нравственного выбора содержания и способов деятельности;
- обеспечить проявление и развитие субъектной позиции, творческой инициативы студентов;
- организовать активное овладение способами проектной деятельности и проектной культурой в целом;
- стимулировать развитие рефлексии.
Модель разработана И. Чечель, доктором педагогических наук, проректором Академии повышения квалификации.
В процессе проектной деятельности происходит «перевод педагогической информации на язык практических действий» зб; формирование исследовательской культуры; реализуется возможность овладения общими закономерностями педагогического проектирования, составляющими основу профессионально-педагогической деятельности в условиях вариативности современного образования; осуществляется обучение приемам самообразования и преобразующей профессиональной стратегии.
Содержанием педагогического проектирования являются информационные модели или дидактические проекты взаимодействия преподавателя и студента в системе личностно-ориентированного образовательного процесса, реализующие личностно утверждающие ситуации свободного жизнепроявления обучающегося в процессе проектной деятельности. Развитие студентов при этом выступает в качестве цели образовательного процесса, содержание в виде «субстанции», питающей развитие, а методы и образовательные технологии превращаются в механизмы, включающие в действие педагогическую поддержку личности.
Метод проектов, представляющий собой комплексный, универсальный дидактический способ конструирования, позволяет строить специфические модели образовательного процесса, которые соотносятся друг с другом как иерархические системы, высшим уровнем и прогнозируемым результатом которых является исследовательская проектная деятельность.
Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г.С. Сухобской, В.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. - СПб., 1992. - С. 20.
Литература
1. Алексеев Н.Т. Проектное сознание: Руководство по программирова
нию и проектированию в образовании для систем стратегического управления.
- М.: Институт учебника Paideia, 1997. - С. 38.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
3. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. - Краснодар, 2001. - С. 171.
4. Болотов В.А, Исаев Е.Ж, Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. -1997.-№4.-С. 68-72.
5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.
- М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
7. Гессен С. И. Педагогические сочинения. - Саранск, 2001. - С. 404.
8. Гульчевская В.Г. Педагогические основы проектной деятельности // Практические советы учителю. Методический журнал Ростовского ОИПК и ПРО.-2003.-№4.
9. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.
10. Гухман Г.А., Трошина М.Г., Шепичко В.И. Проектно-проблемный
подход в формировании творческого мышления // Образование в современной
школе.-2000.-№11-12.
П.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2004.
12. Дьюи Дж. Демократия и образование. - М., 2000.
13. Дьюи Дж. Школа и общество. - М., 1925.
14. Жидкова Н.И. Развитие профессиональной компетентности учителя на основе овладения инновационными компонентами деятельности проектирования учебного процесса (технологический аспект) // Методист. - 2002. - № 5.
15. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов бакалавриата, педагогов-практиков. - СПб., 1995.
16. Килпатрик В.Х. Основы метода. - М., - Л., 1928.
17. Килпатрик В.Х. Метод проектов. - Л., 1925. - С. 42.
18. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования // Школьные технологии. - 2004. - № 5. — С. 59-63.
19. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога: интервью с воображаемым оппонентом // Народное образование - 2005. - № 7 - С. 103— ПО.
20. Коршунова Т.П. Учебное проектирование как один из путей подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. - 2005. - № 5.
21. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 1995. - 288 с.
22. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1982. - С. 354.
23. Коган СМ. Философский словарь. - СПб., 1996. - С. 240.
24. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 118-120 с.
25. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара: Сб. статей. - М.: МИПКРО, 2001.-144 с.
26. Масюкова Н.А. Проектирование в образования. - Минск, 1999. - С. 141.
27. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - № 7.
28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
29. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.
30. Пазюкова М.А. Дипломное проектирование как средство формирования субъектной позиции будущего педагога. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004. - 45 с.
31. Пазюкова М.А. Дипломное проектирование как средство развития субъектности студентов педагогического колледжа: Методическое пособие для преподавателей колледжа. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. - 50 с.
32. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. -2000. -№1.
33. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. - 2004. -№1.
34. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы // Методист. - 2004. -№ 3.
35. Педагогический поиск. - 2-е изд. - М., 1989.
36. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - СПб., 1995.
37. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М: «Гном и Д», 2001.
38. Прикот О.Т. Образовательная программа: Педагогическое проектирование: основания, результаты. - СПб., 1998. - 36 с.
39. Полат Е.С. Как рождается проект. - М., 1995.
40. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. - 1997. - № 4.
41. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. - № 2, 3.
42. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.
43. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. -СПб., 1996.-144 с.
44. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятел! ность.-М., 1997.-224 с.
45. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философи) -1985. -№10.
46. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н Пе1 рова. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1949. - С. 524.
47. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклот дия, 1983.-С. 106.
48. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С Полат. - М., 2000.
49. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982. - С. 429.
50. Фураева Е.А. Методические основы организации проектной деятеле ности учащихся 8-9 классов в процессе обучения технологии обработки те* стильных материалов: Дис. канд. пед. наук. - М., 1997. - 150 с.
51. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка pj зультатов // Директор школы. - 1998. - № 4.
52. Шишов С.К. Кальней В.А., Мищенко Е.А., Матвеева Т.М. Мето проектов в подготовке к предпринимательской деятельности // Стандарты мониторинг в образовании. -2004. -№ 6.-С. 16-21.
53. Шишов С.К. Кальней В.А., Мищенко Е.А., Матвеева Т.М. Структур и содержание проектной деятельности: метод проектов в России и за рубежо! // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 5. - С. 23-31.
54. Энштейн М.М. Метод проектов // Информационный бюллетень. 1996.-№7.-С. 32-33.
55. Dewey J. Experience and Education. - N. -У., 1938.
Приложение 2
о | S- |
с | ж |
CD | |
S | |
« | >1 с- |
S | О. |
у | се |
CD Q. | JS |
О | о |
m | X |
S | S |
f- | са |
о | Ч |
о. | сЗ |
с | ж |
ж | |
X | о |
се | с |
ров | сти |
ж | о |
ч | ж |
>> | л |
s | ч |
а. | CD |
о | (- |
■е- | сч CD |
• | Ч |
о ж ев |
I |
CD CD X S X X со со |
a. я |
3 х |
CD |
ч ю |
се., п. Й с л се х х ш |
Н CD И О. се си Ж -О I " Ч lo Л О Ю О. • с |
CD О. CR Ж ж я о. с |
CD ^ Л? я" Ч g л ж ш о . С |
ч о с |
и CD Ч О \о CD S X о ч CD ч3 |
S CD ч юо о. с ж S ь ж |
S се CD СО 6: <- >> о с ж се а. сЗ о а. с |
S ж се >> Н CD Ж Ч о ю со О S Ж S « cd д а. ее я ж ж Э |
о.? CD О ж с се * m 2 о ж Q. Ж |
S CD Ч Ю О |
>> « |
S S4 ° с ■е- о |
§ о 3 ю g |
X с? |
а |
=■ о |
2- <= |
оке |
Ж о о S ж ч о 5о О CD . ж |
Приложение
Приложение 1
«Как написать отчет о выполнении проекта»