Введение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

МЩСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

О.В. ПАПКОВА

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Учебное пособие

Утверждено в качестве учебного пособия

Редакционно-издательским советом МГУДТ

МОСКВА

МГУДТ

УДК

Куратор РИС А.П.Жихарев

Работа рассмотрена на кафедре Социологии и социальной антропологии Института социальной инженерии и рекомендована к печати.

Заведующий кафедрой М.Г.Котовская

проф., д.и.н.

Автор О.В.Папкова,

к.с.н.

Рецензент А.А.Булков,

доц., к.п.н.

Папкова О.В. Массовая коммуникация. Учебное пособие.

М.: ИИЦ МГУДТ: 2011- стр. 139

В учебном пособии рассматривается материал по основным темам курса «Массовая коммуникация». Дается определение ключевых понятий, примерные вопросы к экзамену, темы рефератов, список общей и дополнительной литературы. Пособие может быть использовано для очной, очно-заочной и дистанционной формы обучения.

Печатается в авторской редакции.

УДК

Московский государственный университет

дизайна и технологий, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……… ………………………………………………….4

Глава 1. Коммуникация в обществе………………………...........6

1.1.Понятие коммуникации………………………………………..6

1.2. Виды, инструменты и формы коммуникации………….......13

1.4. Понятие массовой коммуникации…………………….......21

Глава 2. Журналистика в системе массовой коммуникации...27

2.1. Журналистика как социальный институт………………...27

2.2. Зарождение периодической печати в XVII-XVIII веках..29

2.3. Развитие массовой прессы в Европе и США в XIX веке..34

2.4. Периодическая печать в России до 1917 года………….......36

Глава 3.Советские средства массовой информации и пропаганды……………………………………………………………..44

3.1. Печатная пресса……………………………………………..44

3.2. Система советского радиовещания…….…………………53

3.3. Система советского телевидения…………………………..58

3.4. Информационные агентства………………………………..65

Глава 4. Система СМИ в современной России………………...69

4.1. Основные направления изменений СМИ………………….69

4.2. Типология средств массовой коммуникации…………….72

4.3. Печатные СМИ………………………………………………75

4.4. Радио………………………………………………………….82

4.5. Телевизионная индустрия…………………………………..85

4.6. Сетевые издания……………………………………………95

Глава 5. Исследования масс-медиа……………………………..103

5.1. Три концепции масс-медиа………………………………...103

5.2. Четыре теории прессы……………………………………..112

Глава 6. Реклама как основа экономики масс-медиа……….116

6.1. Понятие рекламы…………………………………………116

6. 2. СМИ – основные носители рекламы………………………121

6.3. Взаимодействие рекламодателей и СМИ на примере телевидения ……………………………………………………………………..124

Глава 7. Некоторые актуальные проблемы современных СМИ….129

7.1. Влияние экономического кризиса на масс-медиа…………129

7.2. Основные глобальные тенденции масс-медиа……………….132

Введение

Начало нового века характеризуется появлением огромных возможностей, которые предоставляют человечеству информационно-коммуникационные технологии. Наиболее быстрыми темпами изменяется деятельность, связанная с производством и передачей сообщений.

Роль и значение массовой коммуникации в жизни современного общества трудно переоценить. Сегодня средства массовой коммуникации (СМК) составляют самостоятельную индустрию, направленную на формирование общественного мнения с использованием организационно-технических комплексов, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование вербальной, визуальной и аудиоинформации.

Коммуникации являются одним из центральных составляющих современного общества. Статус страны в реальном мире определяется также и ее статусом в информационном пространстве. Именно СМИ, которые формируют информационное пространство, сегодня, оказались самым оптимальным способом формирования ценностных ориентаций общества.

На протяжении ХХ века отечественные и зарубежные исследователи постоянно обращались к теме массовой коммуникации, отмечая ее возрастающую роль в развитии современной цивилизации. Появление и повсеместное распространение виртуальных и телекоммуникационных технологий превращают традиционные средства массовой информации в интерактивные каналы массовой коммуникации, которая не просто влияет, но и определяет жизнедеятельность социальных институтов и сообществ, ход социальных процессов и изменений.

В настоящем учебном пособии представлены теоретические аспекты коммуникации как сложного процесса, дается экскурс в историю массовой коммуникации, выявляются сущностные особенности современных коммуникативных каналов, проводится анализ рекламы как неотъемлемого аспекта деятельности современных масс-медиа, дается обзор наиболее известных теорий масс-медиа и выявляются актуальные тенденции их развития. В качестве теоретической базы настоящего пособия автором были использованы труды по таким направлениям знания, как социология, психология, теория коммуникации, маркетинг, журналистика, реклама и паблик рилейшнз, законодательные акты.

Настоящее пособие предназначено для студентов специальности «Социология» и «Реклама». Не претендуя на всесторонний охват такого сложного и противоречивого явления современности, как массовая коммуникация, автор посчитал необходимым и целесообразным уделить внимание наиболее существенным аспектам истории и современного состояния масс-медиа. Учебное пособие содержит перечень вопросов к зачету (экзамену), темы рефератов и список рекомендованной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: