Формы вербальной коммуникации

Вербальная коммуникация, как считают специа­листы по теории коммуникации, может проходить преимущест­венно в форме диалога или монолога.

Диалогом называется форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партне­ров. На практике диалог представляет собой взаимные реплики собеседников, которые в свою очередь являются естественным ответом на побуждения собеседника или реакцией на происходя­щее вокруг. В теории коммуникации диалог считают первичной, естественной формой языкового общения, генетически восходя­щей к устно-разговорной сфере: Он представляет собой сложно организованную структуру, создаваемую совместной деятель­ностью коммуникантов. Специалисты по коммуникации выде­ляют следующие типы диалога:

- информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуни­кации и имеющий своей целью получение информации;

- прескриптивный, содержащий просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить какое-либо действие;

- обмен мнениями, представляющий собой общение дискусси­онного характера между собеседниками с равной коммуника­тивной компетенцией;

- праздноречивый, представляющий собой эмоциональное об­щение собеседников (жалобы, хвастовство, восхищение, опа­сение и т.д.) или информационно бесцельный, но интеллекту­альный разговор.

Современными исследованиями установлено, что диалог детерминируется такими социальными характеристиками участ­ников, как социальный статус, роль, профессия, этническая при­надлежность, возраст. В зависимости от этих факторов выбира­ются темы, языковые средства и позиции в языковом общении. Возможности взаимопонимания в диалоге ограничиваются, как правило, социальными и культурно-специфическими аспектами коммуникации, различиями в значимости знаков и социальных символов, сигнализирующих о принадлежности человека к той или иной этнокультурной группе.

Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения, намеки, междометия и т.д. Особенности диалогической речи в значитель­ной степени зависят от степени близости и взаимопонимания со­беседников. В разговоре одну и ту же мысль можно по-разному высказать близкому другу, родителям, коллеге и т.д.

Монолог является речевой формой общения, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие, поскольку произносит­ся одним человеком при обращении к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжа­ется достаточно долго, не перебивается репликами и требует пред­варительной подготовки. Здесь необходимо строго придержи­ваться последовательности, логики и грамматической правиль­ности высказывания. Основными признаками монолога являют­ся большая протяженность реплик, композиционная сложность, стремление выйти за тематические рамки общения.

В риторике и теории коммуникации выделяются несколько типов монолога, которые различаются методами изложения ма­териала. В зависимости от методов принято выделять следующие типы монолога:

- драматический, при котором сложный вид речи дополнительно сопровождается другими средствами коммуникации — мими­кой, жестами, пластическими движениями и т.п.;

- информационный, означающий сообщения различного рода.

Теория коммуникации большое внимание уделяет логическо­му построению речи, убедительности аргументации и ориентиро­ванности на взаимопонимание с партнером. Для этого разрабаты­ваются специальные технологии манипулирования и убеждения слушателя или собеседника: запугивание, увещевание, введение в заблуждение, лесть, эмоциональные призывы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: