Роль государства в регулировании внешней торговли

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) государства может осуществляться на разных уровнях:

• государственном, т.е. правительство от имени государства заключает и реализует внешнеэкономические сделки;

• субъектов хозяйственной деятельности (предприятий, фирм, организаций).

Субъекты хозяйственной деятельности осуществляют ВЭД путем заключения внешнеэкономических контрактов. Роль государства заключается в осуществлении внешнеторговой политики.

Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами, с целью создания наиболее благоприятных условий для функционирования национальной экономики.

Объектами регулирования являются такие сферы, как:

• международная купля-продажа товаров и услуг;

• международное перемещение материальных, денежных и трудовых ресурсов;

• интеллектуальная собственность.

В рамках внешнеэкономической политики регулируются отношения как с другими государствами, так и с международными экономическими организациями. К основным инструментам внешнеэкономической политики государства относятся:

1. Регулирование состава участников ВЭД.

2. Определение режимов ввоза и вывоза товаров.

3. Определение режимов таможенной границы.

4. Правила контроля.

5. Налоговая политика.

В рыночной экономике роль государства заключается в нормативном и финансовом регулировании при относительной свободе участников. Государственное регулирование может иметь определенные направления, такие как:

1. Защита внутреннего рынка, т.е. защита отечественных товаропроизводителей от конкуренции с иностранными товарами на внутреннем рынке.

2. Поощрение экспорта - поддержка в повышении конкурентоспособности отечественных товаров на зарубежных рынках, т.е. экспортная экспансия товаров.

Нетарифные методы регулирования

Большинство современных методов регулирования внешней торговли относятся к нетарифным методам. Их значение постоянно возрастает. Нетарифные методы направлены главным образом на ограничение импорта и только в небольшой степени - экспорта.

Всю совокупность нетарифных методов можно разделить на две категории:

I. Методы, применение которых направлено на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. К ним относятся:

• лицензирование;

• контингентирование (квотирование);

• борьба с демпингом (пошлины);

• компенсационные пошлины;

• добровольное ограничение экспорта;

• система минимальных импортных цен;

II. Меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, а относящиеся больше к административным формальностям, но которые в некоторой степени ограничивают внешнюю торговлю. Сюда можно отнести:

• таможенные формальности;

• технические стандарты и нормы;

• санитарные и ветеринарные нормы;

• требования к упаковке, маркировке и разливу.

Наиболее распространенными инструментами прямого регулирования импорта, а иногда и экспорта является лицензии и контингенты (квоты).

Лицензия - это разрешение выдаваемое государством через специально уполномоченное ведомство на внешнеторговые операции с товарами, включенными в списки лицензируемых по экспорту или импорту. Существуют два основных вида лицензий:

1. автоматическая (генеральная) - разрешение беспрепятственного ввоза или вывоза товара, включенного в списки в течение определенного периода времени.

2. неавтоматическая (разовая) - разрешает импорт (экспорт) определенного товара определенному импорту (экспортеру) с указанием:

• количества товара;

• стоимости;

• страны его происхождения (назначения);

• таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (вывоз) товара.

Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. Включают в себя:

• глобальные квоты, т.е. такие, которые распространяются на конкретные товары в отношении всех стран;

• квоты, действующие в отношении отдельных стран;

• сезонные квоты.

Практически все промышленно развитые и развивающиеся страны применяют данные нетарифные методы. По оценке ЮНКТАД в 80-90 гг. количественные ограничения импорта составляли порядка - 12-13% в промышленно развитых странах, и - около 30% в развивающихся странах.

Добровольное ограничение экспорта - обязательство экспортера, под угрозой санкций, ограничить экспорт определенных товаров в импортирующую страну.

Например:

- торговая война между США и Японией. Под давлением США японское правительство уговорило своих производителей автомобилей ограничить экспорт в США. Однако они увеличили вывоз капитала и автомобили стали производить в США. Э

- экспорт алюминия из России.

- ОПК - ограничение добычи нефти.

- цены на кофе (Бразилия).

Система минимальных импортных цен функционирует аналогично добровольному ограничению экспорта. Здесь страна-экспортер берет на себя обязательство не снижать экспортные цены ниже минимального уровня. В случае не соблюдения этого обязательства импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину или вообще закрывает свой рынок для страны экспортера.

Наибольшее распространение в странах Запада в последние годы получили антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Демпинг - это продажа значительных партий товара по ценам более низким, чем при обычных коммерческих операциях, в том числе ниже предполагаемых издержек их производства, или ниже той цены, которая существует на внутреннем рынке. Это форма недобросовестной конкуренции.

Компенсационные пошлины применяются в том случае, если достоверно установлен факт получения экспортером товара государственной субсидии в целях повышения его конкурентоспособности на мировом рынке.

Особенностью применения антидемпинговых и компенсационных пошлин является необходимость проведения предварительного расследования с целью установления факта демпинга или применения экспортной субсидии. Определяется также величина ущерба, или угрозы его возникновения. Другой особенностью этих мер является то, что они применяются на дискриминационной основе против определенных поставщиков определенного товара. Например:

• поставки российскими фирмами урана в США, были наложены пошлины в размере 103%;

• разбирательства против Фольксвагена и Сони в США и т.п.

В настоящее время действует в рамках ГАТТ - ВТО антидемпинговый кодекс.

Кроме перечисленных инструментов регулирования, значительное влияние на внешнеэкономическую активность оказывают валютные ограничения.

Валютные ограничения - это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Государственное стимулирование экспорта

Одной из функций государства является поощрение и поддержка экспорта, т.к. это способствует расширению занятости, росту доходов, более рациональному развитию экономики и т.д. Главными инструментами стимулирования экспорта являются:

1. Государственное кредитование экспорта.

2. Государственное страхование экспорта и экспортных кредитов.

3. Использование различных видов налоговых льгот для экспортеров.

4. Прямое субсидирование экспорта.

5. Средства предоставляемые государством другим государством по каналам помощи.

Государство, как правило, предоставляет кредиты экспортерам продукции на более выгодных условиях, чем частные банки (пониженная процентная ставка, длительные сроки погашения и т.п.). Для этого в большинстве стран созданы специальные государственные организации, предоставляющие кредиты для экспорта прежде всего машин и оборудования, а также оказывающие другие услуги, такие, например, как: помощь в организации деловых контактов, предоставление сведений о состоянии рынков, информация о конкурентах и т.п. В США - это такие организации, как:

• экспортно-импортный банк;

• государственная корпорация содействия частным инвестициям за рубежом. Осуществляет финансирование и страхование американского экспорта в развивающиеся страны.

• программа по торговле и развитию. Обеспечивает экспортеров информацией о состоянии рынков и содействует в поиске партнеров.

• агентство международного развития. Предоставляет займы и гарантии.

В Японии - полуправительственная корпорация "Джетро", созданная в 1951 г. Она производит сбор и обработку информации о внешних рынках, осуществляет организацию деловых контактов, пропаганду японских товаров. В Японии существует 11 отделений "Джетро" и более 20-ти консультационных пунктов. "Джетро" имеет своих представителей в более чем в 60-ти странах.

В Японии существуют совместные программы по научно-техническим исследованиям, целью которых является разработка новых экспортных товаров. В них участвует правительство Японии и частные фирмы.

Во Франции служба поддержки и содействия внешнеэкономической деятельности оказывает следующие виды услуг (бесплатно):

1) анализ экспортного потенциала фирмы;

2) консультации по изучению рынков;

3) содействие в организации международных выставок и т.п.

Во многих странах используются различные формы смешанного кредитования экспорта, т.е. используется совместно государственные и частные финансовые средства.

Международное регулирование торговли между государствами

В международной торговле все большее значение приобретает национальное регулирование на многосторонней основе. Это способствует развитию мировой торговли. Наиболее масштабной международной организацией, занимающейся регулированием внешней торговли является ГАТТ.

ГАТТ - генеральное соглашение по торговле и тарифам. Зародилась эта организация в 1946 г., однако официально действует с 1948 г. В систему ООН не входит. На начальном этапе соглашения объединяла 23 государства. В настоящее время название этой организации изменилось. С 1995 г. она носит название ВТО - Всемирная торговая организация (решение принято в Марокко в апреле 1994 г.) и объединяет 128 государств.

Свыше 50 стран и международных организаций имеют статус наблюдателей и добровольно выполняют все требования ВТО (Тайвань). Многостороннее соглашение в рамках ВТО касается основных принципов, норм и правил ведения взаимной торговли стран участниц. Эти принципы выработаны на базе многовековой практики. Члены ВТО - это договаривающиеся стороны, которые обмениваются обязанностями и преимуществами. Каждая страна участница должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО. Это способствует унификации норм, правил и принципов. В настоящее время до 95% мировой торговли осуществляется по нормам ВТО. Эти нормы основываются на соответствующих принципах:

1. Режим наибольшего благоприятствования и недискриминации.

Обязывает каждое государство распространять на всю совокупность поставщиков какого-либо товара льготы, которые оно предоставило бы какому-нибудь одному из них. Здесь предусмотрено 2 отступления от правил:

• предполагает тарифные предпочтения в пользу развивающихся стран;

• дает возможность создавать таможенные союзы между странами, если уровень протекционизма в них не превышает среднего, которым прежде пользовались страны, участвующие в этих союзах.

2. Таможенные тарифы как главный инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности.

3. Постепенное снижение таможенного тарифа.

4. Одинаковые фискальные правила и иные регламентации как для товаров национального производства, так и импортированных товаров.

5. Запрещение демпинга и разрешение антидемпинговых пошлин в случае несоблюдения этого запрещения.

6. Возможность нейтрализации экспортных премий или субсидий посредством компенсационных сборов.

7. Недискриминация поставщиков вне зависимости от их национальности при государственных закупках.

Правила ВТО допускают лишь два исключения из этих общих принципов.

1. Имеет структурный характер касается развивающихся стран. Отношения между этими странами и промышленно развитыми государствами регулируются специальными правилами (например, режим преференций).

2. Имеет конъюнктурный характер и принимает форму защитной оговорки. Это касается товаров, которым в значительной степени угрожает иностранная конкуренция.

Подобные товары временно могут быть объектом особого протекционизма при соблюдении принципа недискриминации и при условии согласия ВТО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: