Правовое регулирование торгово – экономических отношений

Система правового регулирования торгово-экономических отношений.

Международные экономические отношения – понятие достаточно широкое, оно включает в себя межгосударственные экономические отношения и международные экономические отношения невластного характера. Правовое регулирование этих отношений осуществляется различным образом, межгосударственные экономические отношения регулируются общими и специальными принципами международного права, международными договорами и обычаями. Международные экономические отношения невластного характера регулируются общими и специальными принципами международного права, резолюциями международных организаций, международными обычаями, и частично международными договорами, основная масса которых относится к межгосударственной сфере.

МЭП(международное экономическое право) - им занимались Богуславский, Шумилов, Вельяминов, у последнего есть академический курс МЭП. Такие авторы как Вельяминов и Шумилов рассматривали МЭП как часть МПП. Наша кафедра коммерческого права издала учебник под редакцией Попандопало «МЭКП» и «МТП». Те специалисты, которые занимаются МТП считают его частью МЧП. Сложилась, таким образом, различная терминология. Считается, что МЭП регулирует межгосударственные отношения экономического характера, а МТП – регулирует транснациональные отношения, в которых выступают не суверенные субъекты. Было бы неправильным искусственно разделять регулирования международных экономических отношений в МПП и МЧП. Поэтому,если мы говорим о системе правового регулирования МЭО, то мы включаем в эту систем и публично-правовые и частно –правовые источники.

Основу системы правового регулирования МЭО составляют принципы, следует сказать,что общие принципы МП в полной мере распространяются на экономические отношения. Специальные принципы зафиксированы в Хартии экономически х прав и обязанностей государств принятой ГА ООН 1974 г. – Хартия называет в едином перечне, как общие принципы, так и специальные,однако мы выделим специальные принципы из содержания Хартии:

1. Устранение несправедливостей, возникших в результате применения силы, которые лишают какую-либо нацию естественных средств, необходимых для ее развития. Устранение несправедливостей – это категория нравственная. На самом деле, данный принцип предполагает возмещение ущерба, который причинен национальной экономике, в результате применения силы(не только военной, но и экономической, политической и пр.). Причинителями вреда могут выступать:

- другое государство, тогда вопрос компенсации может быть решен в мирных договорах, в международном суде ООН, если государство признает юрисдикцию этого суда. В этом случае, вопрос компенсации – это вопрос эффективности норм МПП.

- ТНК. Они могут внедряться в экономику государства, монополизировать целые отрасли, диктовать цены. ТНК – это не властные субъекты. Они могут выступать стороной, в национальном судебном разбирательстве, то есть споры с участием ТНК подсудны национальным судам. Вопросы юрисдикции национальных судов – это вопросы МЧП и ответственность ТНК реализуется в рамках МЧП.

- Сложный вопрос в доктрине – это вопрос ответственности международных организаций. Договорных норм в отношении такого рода ответственности нет, имеются в виду межгосударственные организации. На практике остро стоит вопрос об ответственности конкретно НАТО. Получается, что при отсутствии международных договоров, которые бы устанавливали ответственность межгосударственных организаций, ответственность межгосударственной организации, как отдельного субъекта – крайне затруднительно. Значит необходимо, чтобы был разработан проект международного договора об ответственности межгосударственных организаций.

2. Принцип взаимной и справедливой выгоды – это реально действующий принцип, поскольку все экономические отношения должны быть взаимно выгодными. В межгосударственных отношениях это реализуется путем предоставления преференциального режима развивающимся государствам. Это односторонний не взаимно льготный режим. Преференциальный режим нужен для того, чтобы устранить фактическое неравенство развивающихся государств в МЭО. В полной мере это распространяется на контрактную сферу. Принципы УНИДРУА устанавливают, что контракт не действителен, если он в целом или отдельно условие его предоставляет несправедливую выгоду или чрезмерное преимущество другой стороне. С.В.Бахин весьма критически относиться к содержанию таких принципов. Тут характер и цель сделки принимается во внимание и также принимается во внимание характер стороны(неопытность и пр.). Если я разумный коммерсант – то я делаю любой шаг с разумной предусмотрительность, то есть если мне не известны, то я закажу маркетолога для исследования. То есть в чем практическая ценность этих принципов УНИДРУА – она достаточно опасна, она позволяет стороне не проявлять разумную коммерческую предусмотрительность. Это взяли из контрактов, с участием потребителей, но коммерсанты из разных стран – они равны по своему экономическому положения и если условия контракта не нравятся – то не нужно заключать такой контракт.

3. Принцип недопущения стремления к гегемонии и разделу сфер влияния. Этот принцип не имеет реального юридического содержания. Каждое государство имеет национальные интересы,в том числе и на территории других государств. Но, каждое государство стремиться нейтрализовать иностранное влияние на своей территории. С.В,Бахин писал статью – про то, что Хартия принималась,ка рекомендации ГА ООН, но со временем применение ее норм привело к тому, что ряд ее норм приобрело характер обычаев, в отношении же принципа недопущения стремления к Гегемонии- Бахин пишет, что это не принцип.

4. Принцип международной социальной справедливости. Не имеет четкого нормативного содержания. Его включение было обусловлено борьбой развивающихся государств за установление нового международного экономического порядка. Позиция развивающихся государств такова: им безусловно должны предоставляться преференции в инвестиционной, экономической, научно-технической сфере. Договор о патентной кооперации 1970 г. – как пример. Договор содержит формулировку о том, что для цели финансирования должны привлекаться международные финансовые учреждения, которые, как известно, дают кредиты. То есть механизм таков: все льготы – за заемные деньги, техническая помощь должна финансироваться за заемные деньги, то есть это и не помощь вовсе, как выходит.

5. Сотрудничество в целях развития. Право на развитие – это коллективное право народов, однако в последние годы появились публикации в соответствии с которыми это право предлагается признать правом человека. В МЭП право развитие тесно связано с концепцией устойчивого развития. Концепция начала развиваться 1994 г. с конференции в Рио де Жанейро сущность его в том, что экономический рост должен иметь экологическую составляющую, это означает, что при создании новых производств должны использоваться экологические и энергосберегающие технологии, то есть устойчивым развитие будет только тогда, когда экономика будет иметь экологическую составляющую. Надо сказать.что на сегодняшний день появились тысячи документов по устойчивому развитию, устойчивое развитие начало внедряться во все сферы экономики. Устойчивое развитие приобрело свою специфику во всех сферах экономики.

6. Принцип свободного доступа к морю. Перевозка может вестись различным транспортом, но почему важен именно свободный доступ к морю? Дело в том, что 90% внешнеторговых грузов перевозиться морским транспортом. То есть в международной торговле наиболее распространен морской транспорт, морские перевозки. Принцип свободного доступа к морю,получил договорное закрепление. В конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Эта конвенция устанавливает, что государство не имеющее выхода к морю,имеет свободный доступ к морю, для осуществления прав, предусмотренных конвенцией. Свободный доступ к морю предполагает, свободу транзита всеми транспортными средствами,через территорию всех государств для перевозки внешнеторговых грузов с тем, чтобы доставить их в порты. Это не означает безвозмездности транзита – могут быть таможенные ограничение, таможенные платежи, могут быть портовые платежи, единственное, что означает – недискриминационный доступ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: