Международные органы о защите прав человека

Существует несколько десятков (лектор знает штук двадцать пять, но, может, их и больше) международных органов. Каждый из них действует на основании специальной конвенции, то есть он создан сам по себе на основании конвенции – это не органы международных организаций.

Мы эти органы назовём одним словом – «комитеты».

Есть Конвенция «Против пыток», а есть комитет против пыток. Есть Пакт о гражданских и политических правах – и есть комитет по гражданским и политическим правам. Конвенция против расовой дискриминации, конвенция по правам ребёнка и соответствующие комитеты.

Задача этих комитетов – следить за соблюдением соответствующей конвенции, по какой он создан.

Комитеты состоят из экспертов в соответствующей области (определённое число – 10-15, максимум 18), которые действуют в личном качестве. То есть они не представляют свои государства, они сами по себе.

Какие полномочия у этих комитетов (три группы полномочий комитетов):

1 группа. Заслушивание отчётов государств о выполнении ими соответствующей конвенции.

Раз, скажем, в пять лет государства представляют доклады.

2 группа полномочий. Рассмотрение заявлений государств-членов конвенции о том, что другие государства-члены нарушают конвенцию.

3 группа полномочий. Рассмотрение индивидуальных жалоб на то, что какое-то государство-член нарушает права конкретного человека по данной конвенции (не вообще права, а именно права по данной конвенции – именно те, которые записаны и именно в том объёме, в котором они там записаны).

Обращаться можно лишь после того, как исчерпаны внутренние средства правовой защиты и если не прошло полгода с момента принятия решения и если дело не рассматривается в другом международном органе (нельзя подать жалобу в несколько органов – то есть подать-то можно, но там, где её раньше приняли, там её и рассмотрят, а во всех остальных дела будут закрыты).

Обычно речь идёт о том, что есть решение суда, вступившее в законную силу (и никуда не надо в верховные органы и конституционные суды).

Рассмотрение происходит в два этапа.

1 этап. Определение приемлемости жалобы (как в гражданском процессе подготовка дела к разбирательству и назначения слушания – посмотреть, не прошло ли полгода, по этой ли конвенции…).

2 этап. Принятие решения по существу. Решение носит рекомендательный характер. Но поскольку таковые решения единичные, то государства обычно выполняют.

А некоторые, где явные нарушения, заключаются что-то вроде «мировых соглашений» и комитет закрывает дела – так как вопрос отпал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: