Современные технологии обучения

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Приведем краткое описание некоторых технологий обучения, которые используются при подготовке специалистов в педагогическом вузе.

Технология проблемного обучени я.

Проблемным обучением можно назвать обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания, умения, навыки. При этом необходимыми качествами специалистов являются:

-возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;

- способность выдвинуть гипотезу, найти (изобрести) способ ее проверки;

-умение собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;

-способность сформулировать выводы, увидеть возможности практического применения полученных результатов;

-способность увидеть проблему в целом, ее аспекты и этапы решения.

На занятии с помощью обнаружения противоречий создаются проблемные ситуации (важно, чтобы они были реальны, значимы для студентов и осознавалась необходимость их решения), которые могут относиться к изучению публицистических текстов, к анализу различных ситуаций, к проведению деловых игр.

Активно используется в практике современного профессионального образования технология модульного обучения, позволяющая индивидуализировать процесс обучения, обеспечить студентам управление своей учебной деятельностью. Цель технологии – создать условия для усвоения студентами содержания образовательных программ на основе овладения в индивидуальном темпе учебных единиц, представленных в виде блоков-модулей. Технология модульного обучения базируется на следующих принципах: модульность, выделение из содержания обучения обоснованных элементов, динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, принцип осознанной перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность.

Модуляция обучения представляет собой разбивку дисциплин на относительно небольшие составляющие - «модули». Модули представляют собой руководства, темы для обсуждения, образующие фрагменты дисциплины, и задачи. Модуль может соединяться с другими модулями, изучение каждого из которых настраивает студента на изучение дополнительных модулей. Модуль построен по принципу разбивки учебного материала по уровням целей. Каждую тему можно изучать на разных уровнях (общего введения в проблему, углубленного изучения, специального подхода). Студент сам выбирает, на каком уровне он осваивает тему, самостоятельно переходит от модуля к модулю, по мере усвоения материала, проходя этапы текущего, промежуточного и итогового контроля. Модульное обучение ориентированно в основном на самостоятельную работу студентов и неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Каждый модуль сопровождается комплектом учебно-методических материалов, которые включают в себя теоретическую и методическую части. Теоретическая часть представляет собой текст обзорного характера, раскрывающий основные темы и понятия дисциплины. Она содержит систему сведений по предмету в целом, указывает наиболее эффективный путь овладения предметом, мотивирует основательное изучение предмета, стимулирует интерес к дальнейшему изучению данной отрасли знаний. Теоретический материал делится на основной, дополнительный и пояснительный. Методическая часть включает совокупность заданий, в которую входят вопросы и задачи для усвоения темы, задания на отработку умений, темы исследований и учебных проектов, сценарии ситуаций для обсуждения, рекомендации и список литературы

Метод кейсов (обучение методом ситуаци й).

Предмет изучается путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в различных комбинациях, что способствует пониманию и развитию способности мышления на языке основных проблем, с которыми студент столкнется в своей профессиональной деятельности, развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант развития ситуации и составлять план его осуществления, развитию навыка решения практических задач. Задача преподавателя – подбор соответствующего реального материала. Задача студента – решить проблему и получить отзыв других студентов и преподавателя о своих действиях. Преподаватель направляет беседу, дискуссию в нужное русло. В случае необходимости напоминает теоретические аспекты, делает ссылки на соответствующую литературу.

Студент должен:

ü уметь принять нужное решение в кейсе;

ü показать способность мыслить логически, ясно и последовательно;

ü уметь представить анализ в убедительной и обоснованной форме;

ü обладать здравым смыслом, уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу;

ü показать готовность и способность применить аналитическое мышление и количественный анализ;

ü уметь выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность;

ü быть способен по имеющимся у него данным разработать подробный и обоснованный план действий или тщательно проанализировать ситуацию.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определенного времени. Причем информация, как правило, носит ориентирующий характер, но она реальна и актуальна. Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес, рассматривает современные случаи, содержит проблемы, понятные студенту, прививает профессиональные навыки.

Работа с кейсом должна протекать активно, поэтому рационально организовывать работу в группе из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора), который координирует работу в группе, представляет основные результаты.

Работа с кейсом может осуществляться двумя способами:

1. Каждая подгруппа разрабатывает только одну тему в течение всех занятий.

2. Все подгруппы работают одновременно над одним и тем же разделом в поиске оптимального решения проблемы.

Данная технология предполагает наличие целого пакета кейсов, в который входят:

- вводный кейс;

- предоставление информации;

- стратегический кейс;

- исследовательский кейс;

- кейс, имеющий целью развитие определенных навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: