Древние мистерии

Всякий, проходивший посвящение в древние мистерии, давал торжественную клятву никогда не разглашать того, что происходило с ним за священными стенами. К тому же следует иметь в виду, что каждый год при совершении мистерий права пройти посвящение удостаивались лишь немногие, и потому число тех, кому были известны их тайны, никогда не было особенно большим. Поэтому ни один из древних авторов так и не оставил полного и последовательного описания этих мистерий, настолько священным для каждого из них был данный обет.

И все же в нашем распоряжении имеется достаточно кратких упоминаний и описаний, почерпнутых из произведений классических авторов, а также отдельных фраз и иероглифических надписей, чтобы составить некоторое представление о сути этой загадочной древней традиции, убеждающее нас в том, что на раннем, чисто духовном своем этапе эти мистерии преследовали возвышенные цели религиозного, философского и морального характера. «В добрый час, о переживший то, о чем ты не мог знать раньше, из человека ты превратился в бога», — такие слова слышал на прощание посвященный, прошедший высшую стадию орфических мистерий.

Постучать в двери храма мистерий мог каждый, но вот будет ли, в конце концов, удовлетворено его желание или нет — это уже другой вопрос. Как говаривал Пифагор, выпроваживая неугодных соискателей из своей собственной школы в Кротоне: «Не всякое дерево пригодно для того, чтобы делать из него Меркурия».

Первая стадия посвящения, — доказывавшая продолжение жизни после смерти, — сопровождалась жуткими, устрашающими видениями, призванными подчеркнуть блаженство последующего пробуждения в теле души.

Иногда (но далеко не всегда) во время первичных посвящений применялись и механические методы воздействия, дабы вызвать у человека иллюзию падения в глубокую пропасть или в бурный водный поток или же нападения на него диких зверей. Таким образом испытывались его мужество и находчивость. Но самым тяжелым испытаниям подвергались те, кто желал пройти посвящение более высокой ступени. В тот момент, когда они на время становились ясновидцами, им приходилось сталкиваться с отвратительными существами нижнего мира.

«Смерть вселяет в разум страх и волнение; то же самое происходит и во время посвящения в великие мистерии. На первых порах человека ждут лишь ошибки и неуверенность, трудности, метания и темнота. Как на пороге смерти, так и на пороге посвящения все принимает пугающий облик, человека окружают ужасы и кошмары. Но вскоре они отступают, и вокруг распространяется чудесный божественный свет... Достигнув совершенства в посвящении, свободные и торжествующие шествуют они по обители блаженных». Этот фрагмент заимствован из древнего сочинения, сохраненного для нас Стобеем. В нем запечатлен опыт, приобретаемый всеми посвященными.

На древних папирусах претендента на посвящение ведет за руку Анубис — бог с головой шакала, Повелитель мистерий, именно Анубис должен перевести его через порог невидимого мира мимо всех ужасных видений.

Знания, передававшиеся в посвятительных школах, проистекали непосредственно от изначального откровения, данного первым расам, и потому необходимо было передавать их из поколения в поколение, сохраняя при этом их первозданную чистоту. А потому несложно догадаться, отчего они столь тщательно скрывались от непосвященных и ревностно охранялись от профанации.

То состояние, в котором оказывался посвящаемый, не следует смешивать с обычным сном. Это было состояние транса, где высвобождалось его сознательное эго; это был магический сон, в котором человек продолжал бодрствовать, только в другом мире.

Еще большей ошибкой было бы смешивать эти возвышенные эксперименты с ментальным воздействием современных гипнотизеров. Последние вводят гипнотизируемых в состояние, не до конца понятное и тем и другим, тогда как иерофант мистерий, опираясь на традиционное тайное знание, оперирует сверхъестественными силами с полным пониманием происходящего и конечного результата. Гипнотизер пробуждает подсознательный разум погруженного в транс субъекта лишь в ограниченной степени, эмоционально не участвуя в этом процессе, тогда как иерофант сам ощущает все те изменения, что происходят с посвящаемым, и контролирует их. Кроме того, гипнотизер способен управлять своим субъектом лишь в пределах физического, материального мира и проводить аномальные опыты только с его физическим телом. Иерофанты были способны на большее: они могли целенаправленно вести разум кандидата — шаг за шагом — к высшим, духовным мирам, что не под силу ни одному современному гипнотизеру.

В странах Востока и Запада мне доводилось наблюдать гипнотические феномены самого разного свойства, и потому я знаю, что какими бы выдающимися они ни были, они никогда не выходят за рамки феноменов низшего порядка. Их нельзя назвать священнодействием. Конечно, для науки они представляют несомненный интерес, но большой духовной ценности они не имеют. Хотя они и помогают человеку выбраться из глубокой трясины материализма, убеждая его в реальности существования в нем загадочных подсознательных способностей, они все же не могут помочь ему возвыситься до осознанного постижения души как живого, бессмертного и самодостаточного существа.

Опираясь на собственные впечатления от пережитого в пирамиде и на сюжеты резных изображений на стенах храмов, я смог реконструировать ход мистической драмы, разыгрывавшейся во время тайного ритуала поклонения Осирису. Этот священный обряд являл собой сочетание гипнотических, магических и духовных процессов, целью которого было освобождение на несколько часов (а иногда и дней) души посвящаемого от тяжелых оков плотного тела, чтобы он мог провести с воспоминаниями об этом великом событии всю оставшуюся жизнь, созидая ее в дальнейшем с учетом этого в высшей степени полезного опыта. Жизнь души после смерти признается многими людьми в силу их религиозных убеждений, но для посвященного ее реальность подтверждается еще и памятью о лично пережитых событиях.

Результаты этого эксперимента может в полной мере оценить лишь тот, кто сам прошел через нечто подобное. Даже в наше время отдельные люди могут непреднамеренно и неожиданно для себя частично приобрести подобный опыт. Мне известен один такой случай, происшедший в годы войны с человеком, бывшим тогда офицером ВВС. Ему был сделан наркоз перед хирургической операцией. Лекарство возымело неожиданный эффект. Оно так и не заставило его уснуть, хотя и избавило от боли. Вместо того, чтобы уснуть, он увидел себя висящим в воздухе прямо над операционным столом, откуда мог спокойно наблюдать весь ход операции, как будто ее проводили над телом какого-то постороннего человека! Это переживание радикально изменило его характер. Если ранее он был материалистом, то теперь стал верить в существование души и жизнь свою перестроил в соответствии с открывшимися ему новыми целями и надеждами.

Кем же были те иерофанты, что могли произвести в человеке столь знаменательные перемены?

Этих почтенных стражей высшего знания по необходимости всегда было не слишком много. Одно время в их число входило все высшее жречество Египта, равно как и отдельные, наиболее выдающиеся представители нижестоящего жреческого сословия. Свои знания они хранили в строжайшей тайне, так что даже само название «Египет» стало отождествляться в классические времена с величайшей загадочностью.

В египетской галерее парижского Лувра хранится гробница Птах-Мера — верховного жреца Мемфиса — на которой выведена эпитафия со следующими словами: «Он познал таинства всех святилищ, от него ничто не было сокрыто. На все увиденное он набросил покрывало». У иерофантов были

свои причины хранить знание в тайне. Мы можем лишь предположить, что скептиков и зубоскалов, очевидно, следовало держать подальше от экспериментов, столь опасных для жизни посвящаемых. И не менее очевидно, что бисер свой жрецам не следовало метать перед свиньями. К тому же, более чем вероятно, что большинство людей было просто неготово к подобного рода опытам, и приобщение к ним закончилось бы для них, скорее всего, безумием или смертью. Так что посвящение всегда оставалось уделом немногих. И большинство тех, кто когда-либо стучался в двери храма мистерий, так и не были туда допущены; а из допущенных многие подорвали свои нервы или просто потеряли желание проходить посвящение из-за все более усложнявшихся испытаний, которые они должны были перед этим преодолеть. Так, благодаря процессу отсеивания — своего рода естественного отбора — мистерии превратились в один из самых замкнутых институтов древности, и тайны, витавшие за крепко запертыми дверями храмов, доверялись лишь тем, кто давал торжественное обещание никогда не выносить их оттуда. Каждый, кому удавалось проникнуть за эти двери, до конца своих дней принадлежал к тайному обществу людей, продолжавших жить среди непосвященных масс, но преследовавших более возвышенные цели. «Говорят, что те, кто участвовал в мистериях, становятся более одухотворенными, более справедливыми и совершенными во всех отношениях», — писал посетивший Египет сицилиец Диодор.

Но эти посвящения не были прерогативой едино лишь египтян. Многие древние цивилизации унаследовали эти мистерии от своих незапамятных предков, ибо они составляли часть того первоначального откровения, что было дано богами человеческому роду. В дохристианскую эпоху практически каждый народ имел свой собственный институт и традицию мистерий. В частности, у римлян, кельтов, греков, критян, сирийцев, индусов, персов, майя и некоторых других индейских народов были подобные же храмы и ритуалы и своя система различных степеней просветления для посвященных. Аристотель был убежден, что благополучие Греции зависит от элевсинских мистерий. Сократ отмечал, что «те, кто прошел через мистерии, связывают со своей грядущей смертью самые радужные надежды». В числе тех, кто прямо заявлял о своем посвящении в мистерии или намекал на это, можно назвать оратора Аристида, Мениппа Вавилонянина, драматурга Софокла, поэта Эсхила, законодателя Солона, Цицерона, Гераклита Эфесского, Пиндара и Пифагора.

Даже сейчас в японской школе джиу-джицу ученик проходит через серию духовных мистерий, высшие ступени которой известны лишь немногим, поскольку сопряжены с секретами, в которые не разрешено посвящать посторонних. Во время церемонии посвящения учитель джиу-джицу душит своего ученика; правда, процесс удушения длится всего лишь около минуты, после чего фактически мертвого посвящаемого укладывают на специальное ложе. В этом состоянии дух его отделяется от тела и перемещается в миры, лежащие за пределами нашего. Когда же положенный срок смерти истекает, учитель оживляет ученика при помощи особой тайной практики, называемой непереводимым словом «кваппо». Прошедший через этот опасный опыт считается впоследствии посвященным. Во франкмасонстве по сей день сохраняются остатки и пережитки тех институтов, корни которых следует искать в Египте. Члены масонского братства называют Пифагора образцом античного посвященного; но помнят ли они, что посвящение он прошел в Египте? Создатели масонской системы рангов позаимствовали несколько символических обозначений из египетских мистерий.

Неотвратимое перерождение человечества повлекло за собою исчезновение иерофантов (либо их уход от мира) и вытеснение людьми непросветленными, а за этим естественным образом последовало и превращение мистерий в нелепые и опасные пародии на себя самих. Постепенно контроль над ними в Египте и других странах установили дурные люди, занимавшиеся черной магией. То, что некогда было священным, возвышенным и предназначалось исключительно для поддержания в человеческом обществе духовных знаний и идеалов чистоты, превратилось в упрощенное, но губительное орудие в руках темных сил. Все это происходило в историческую эпоху и привело к закономерному исчезновению многих величайших достижений древности.

Но хотя иерофанты унесли свои секреты с собой, до нас все же дошли некоторые свидетельства той мудрости, которую они передали людям во времена своего расцвета. О ней писали многие знаменитые представители рода человеческого — те, кто искал и нашел, прошел через испытания и был принят в число избранных, кому было дозволено познать возвышенные истины посвящения.

Многие тексты на папирусах и древние настенные надписи свидетельствуют о том, каким священным был для египтян ритуал поклонения Осирису и каким огромным уважением среди них пользовались те, кто имел доступ в тайные святилища и заповедные места, где проводились самые сокровенные церемонии, связанные с этим ритуалом. Ибо существовала еще и самая возвышенная, конечная стадия посвящения, на которой душа человека не просто временно освобождалась от своего тела в период его искусственной смерти, доказывая тем самым реальность своего существования и факт продолжения жизни после смерти, но возносилась в высшие сферы бытия, приближаясь к самому Творцу. В ходе этого замечательного опыта несовершенный разум человека вступал в контакт с безграничным разумом его же собственной божественной природы. Человек получал возможность на протяжении некоторого времени зачарованно и молча общаться с Отцом Всего Сущею. И этот недолгий, но невыразимо вдохновенный контакт способен был полностью изменить его отношение к жизни. Человек приобщался к самой священной в мире пище. Он видел ни с чем не сравнимый луч, исходящий от Божества, которое на самом деле является его же собственной истинной внутренней сущностью (тогда как тело души, остающееся жить после смерти физического тела — всего лишь очень тонкая ее оболочка). Эго было и в переносном, и в прямом смысле — второе рождение, причем в наивысшей своей ипостаси. Проходивший это посвящение становился совершенным Адептом. О таких иероглифические тексты говорят, что они пользуются расположением богов при жизни и наслаждаются райским блаженством после смерти.

Подобное вознесение души достигалось опять же погружением в состояние транса, внешне схожее с тем гипнотическим состоянием, что сопутствует первым, самым простым стадиям посвящения, но по сути своей радикально отличающееся от него. Никакая гипнотическая сила и никакая магическая церемония не в состоянии вызвать его. Только высшие иерофанты, соединив свои божественные начала и волю с волей посвящаемого, могли вознести сознание последнего к его чистой божественной природе. Это было самое благородное и самое впечатляющее из всех откровений, доступных древним египтянам и, возможно (хотя и другими способами), современному человеку.

* * *

Эксперимент с посвящением представляет собой миниатюрную модель того, что рано или поздно должно произойти со всей человеческой расой в процессе эволюции. Вся разница в том, что в первом случае имеет место ускоренный рост, для достижения которого используется искусственный процесс погружения в транс, тогда как во втором случае психический и духовный прогресс происходит сам, естественным путем.

Таким образом, за короткий промежуток времени в душе проигрывается вся драма человеческого развития, неизбежного эволюционного пути каждого человека.

Лежащий в основе этого эксперимента принцип заключается в том, что нормальная физическая жизнедеятельность человека может быть временно парализована глубоким летаргическим сном, в то время как его психическая (или духовная) природа, обычно незаметная, активизируется известным лишь одному иерофанту способом. Человек, погруженный в искусственное состояние комы, показался бы стороннему наблюдателю обычным мертвецом; неудивительно, что на символическом языке мистерий про такого человека говорили, что он «сошел во гроб» или «похоронен во фобе». Избавившись от тела и усмирив на время все личностные побуждения и страсти, посвящаемый и в самом деле становится мертвым для всего земного, в то время как его сознание, его душа на время освобождается от плоти. Только в этом состоянии человек способен ощутить духовный мир так, как ощущают его сами духи, лицезреть богов и ангелов, выйти в безграничное пространство, понять свою истинную сущность и, наконец, познать истинного Бога.

Прошедший через это имеет полное право утверждать, что он был мертв, но потом воскрес, что он и метафорически, и буквально был погребен во гробе, но с ним произошло чудо воскресения из мертвых, после которого он обрел великий стимул к более духовной жизни и смог по-новому взглянуть на проблему смерти. И с тех пор на посвященного неизменно распространяется влияние того иерофанта, чьими усилиями было проведено это посвящение. Наставника и ученика соединяет теперь невидимая, но очень глубокая и тесная связь. Учение о бессмертии души рассматривается им уже не просто как доктрина, но как очевидный факт, получивший неоспоримое подтверждение.

Вернувшись к физической жизни, посвященный мог с полной уверенностью утверждать, что из иного мира он возвратился полностью преображенным и духовно переродившимся. Он видел рай и ад и познал некоторые их тайны. Обычно он торжественно обещал не раскрывать этих тайн непосвященным, но вместе с тем давал обет строить всю свою дальнейшую жизнь с учетом реальности существования иных миров. Он продолжал жить среди людей, будучи полностью уверенным в том, что бессмертие реально, и хотя ему не было позволено распространяться о причинах этой уверенности, все же он не мог, пусть даже бессознательно, не заражать этой верой в бессмертие своих ближних. Он нес людям новую надежду и укреплял их веру посредством мистической подсознательной телепатии, всегда существующей между людьми. Он уже не верил в смерть, а верил лишь в Жизнь - вечную, самосущую и неизменно сознательную

Жизнь. Он верил тому, что ему поведал в тайных покоях храма иерофант: что душа существует и представляет собой луч, исходящий от центрального Солнца, которое есть Бог для нее самой. История Осириса приобретала новый, более глубокий смысл. Возрождаясь к новой жизни, человек обретал в себе Осириса, который был никем иным, как его собственной бессмертной сущностью.

Таково подлинное учение самого древнего из священных египетских текстов — «Книги мертвых», которая, впрочем, в своем нынешнем виде являет собой смесь самых разных сочинений, где речь идет как о мертвых, так и о псевдомертвых (то есть посвящаемых), и потому царит неизбежная путаница. То, что в самой древней, подлинной и неискаженной своей форме эта книга повествовала именно о мистериях, отчасти доказывается следующей фразой: «Это книга о величайшем из таинств. Да не падет на нее взгляд ни одного (непосвященного) человека — это будет для нее скверной. Держите в тайне ее существование. “Книга Учителя Тайного Храма” — имя ее».

Более того, умерший (а на самом деле посвященный) в «Книге мертвых» постоянно ставит перед собственным именем имя Осириса. В самых ранних версиях этого древнего текста умерший говорит о себе: «Я — Осирис. Я продвинулся вперед, как и ты. Я живу так, как живут боги!» — что подтверждает подлинность интерпретации мифической смерти Осириса как посвящения через погружение в коматозное состояние, внешне похожее на смерть.

Потому-то и восклицает в красочно иллюстрированном «Папирусе Нут» торжествующий посвященный:

«Я, даже я теперь — Осирис. Я обрел славу. Я видел рождение Осириса и родился вместе с ним, и вернул юность свою вместе с ним. Я отверз уста богам. Я сел там же, где сидит он».

А вот строка из другого папируса той же самой книги:

«Я возношусь к благому Богу, Владыке Великого Дома».

Именно такими были плоды мистерий, в древности всеми почитаемых, а ныне — незаслуженно забытых таинств.

Таковы были мистерии — самые знаменитые из всех ныне исчезнувших достижений древности. Ибо наступило время упадка и гибели Египта, разделившего судьбу всех прочих древних народов. И сбылось пророчество Гермеса — одного из древних пророков, сказавшего:

«О Египет, Египет! Земля, бывшая вместилищем божественности, лишится присутствия своих богов. И ничего не останется от твоей религии, кроме легенд и высеченных в камне словпоследних свидетелей твоего былого благочестия. Символы мудрости будут ошибочно названы богами, и обвинен будет Египет в поклонении чудовищам преисподней».

Со временем контроль над мистериями перешел в недостойные руки злых, эгоистичных людей, стремившихся использовать огромный авторитет таинств в своих корыстных целях. Перед их злой волей склонялись иногда даже гордые фараоны. Многие жрецы стали средоточием мрачных сил зла, предавшись ужасным ритуалам и зловещим заклинаниям черной магии. Даже некоторые из высших жрецов, всегда служивших связующим звеном между богами и человеком, стали сущими дьяволами в человеческом обличье, вызывавшими из преисподней самые отвратительные образы для своих не менее отвратительных целей. В самых священных местах духовность уступила место колдовству. В условиях воцарившегося в стране духовного мрака и хаоса мистерии вскоре утратили первоначальный характер и высокое предназначение. С течением времени все труднее становилось находить достойных кандидатов на посвящение, и потому число их уменьшалось. И наступил момент, когда ученые иерофанты, будто по воле своенравной Немезиды, начали быстро исчезать, переходя в иные миры и уже не возвращаясь. Они ушли, не оставив после себя достаточного числа преемников, способных продолжить их дело. А их место заняли недостойные люди. Те немногие, ^сго оставался здесь дольше всех, уже не могли как раньше выполнять свою духовную миссию, и им оставалось только оплакивать свой несчастный жребий. Всегда готовые к смерти, они скорбно, но спокойно закрывали свои тайные книги, оставляли храмы и подземелья и, окинув прощальным взглядом свои древние обители, молча уходили в никуда.

Они уходили спокойно. Ибо далеко за горизонтом меркнущей египетской звезды они уже видели неизбежное возвращение, предопределенное самой Природой. Они видели ту искру света, что должна была в будущем озарить небо над их страной, и не только над ней. Они видели звезду Христа, которому суждено было поведать миру истину учения мистерий — безо всяких ограничений и недомолвок.

Как говорил один из апостолов Христа, пришло время поведать самым широким массам простых людей «тайну, сокрытую от мира на множество веков и поколений». То, во что в древности посвящались только избранные и лишь посредством сложнейшей процедуры, теперь должно было превратиться во всеобщее достояние силой одной лишь веры. Слишком большая любовь жила в сердце Иисуса, чтобы он мог предлагать спасение только избранным. Нет, он хотел спасти многих. Он показал им путь, следование которому требовало всего лишь искренней веры в его слова. При этом не были нужны никакие мистические оккультные посвящения. И все же этот путь даровал избравшим его не меньшую уверенность в бессмертии, чем древние мистерии.

Ибо Открытый Путь Иисуса учил смирению, а смирение призывает на помощь высшую Силу, всегда готовую внушить человеку уверенность своим постоянным присутствием в его сердце, если только сам человек готов пустить Ее в себя. Верьте переданному вам учению и будьте смиренны, чтобы вас не прельстил ваш разум, — вот и все, что требовал Иисус, предлагая взамен наивысшую награду — осознанное ощущение присутствия Отца. А в Его присутствии, как известно, исчезают все сомнения, и человек воочию убеждается в истинности бессмертия без всякого погружения в транс. Он познает бессмертие потому, что сознание его сливается с Сознанием Отца, и это невыразимое слияние превращает простую веру в божественное озарение.

Пришло время, когда двери египетских мистерий закрылись навсегда, и с тех пор ни один исполненный надежды претендент не поднимался по священным ступеням, ведущим к воротам храма, и не спускался по уходящему вниз тоннелю в храмовые подземелья. Но история развивается циклично, и то, что было когда-то, должно было рано или поздно повториться вновь. Ныне нас опять окружают мрак и хаос, но внутренне присущее человеку стремление восстановить утерянную связь с высшими мирами вновь не дает ему покоя. Это и позволяет автору надеяться, что когда-нибудь настанет день и найдутся люди, которые создадут новую, возможно, полностью измененную в соответствии с реалиями нынешней эпохи, версию этих мистерий и распространят ее на всех пяти земных континентах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow