Ежегодно в мире, по оценкам экспертов, происходит 30 млн. аварий, в которых погибает около 250 тыс. человек и около 7 млн. получают ранения. Общий социально-экономический ущерб с учетом различной стоимости аварий в разных странах оценивается цифрой порядка 400 млрд. долларов ежегодно.
Под аварийными понимаются потери от аварий любых видов и любой тяжести последствий, а также судебные и иные издержки, связанные с рассмотрением дел об авариях. Аварийные потери имеют принципиальное отличие от экономических и экологических (в которых ущерб наносится обществу в целом, и участники движения воспринимают этот ущерб постольку, поскольку они являются членами общества). В аварийных потерях ущерб наносится, в первую очередь, отдельным участникам движения, а общество воспринимает его постольку, поскольку эти участники являются его членами. Легко увидеть, что аварийные потери для участников движения тысячекратно важнее, чем другие виды потерь.
Аварийность в развитых странах имеет тенденцию к стабилизации и даже к снижению. Это результат, следствие организации движения, поэтому бороться нужно не с аварийностью, а с причинами, ее порождающими. Основные направления этой борьбы определились довольно четко: повышение общей культуры движения, достижение оптимального управления им, внедрение нормативов, информации, электронной автоматики в управлении и вождении, повышение безопасности движения, своевременный ремонт транспортных средств и дорог и т.д.. т.е. проведение обширного и очень дорогостоящего комплекса мероприятий, безусловно окупающегося.
|
|
Годовые потери от аварий определяются по формуле
Па = Ча· Са, у.е./год, (2.22)
где Са - стоимость одной аварии, у.е./ав: принимается: для аварии с материальным ущербом Са = 300 у.е./ав.; для аварии с ранеными Са = 1200 у.е./ав.; для аварии со смертельным исходом Са = 60000 у.е./ав.;
Ча - среднегодовое число аварий, ав./год.
Число аварий после внедренных мероприятий рассчитывается по формуле
Ча2 = Ча1 ·(1 - ∆Ча), (2.23)
Где Ча1 – среднегодовое число аварий до внедрения, ав./год;
∆Ча – снижение числа аварий, ∆Ча = 0,06.
Результаты расчетов заносятся в таблицу 2.7.
Таблица 2.7
Результаты расчёта потерь от аварий на заданном перегоне
Параметр | Ин- декс | Раз- Мер- ность | Значение | ||
С материаль-ным ущербом | С ране- ными | С погиб- шими | |||
Среднегодовое число аварий до внедрения | Ча1 | Ав./год | |||
Среднегодовое число аварий после внедрения | Ча2 | Ав./год | |||
Потери от аварий до внедрения | Па1 | У.е./год | |||
Потери от аварий после внедрения | Па2 | У.е./год | |||
Суммарные потери от аварий до внедрения | Па суш | У.е./год | |||
Суммарные потери от аварий после внедрения | Пав | У.е./год |
После внедренных мероприятий потери от аварий уменьшаться на
|
|
Па = Пав – Па сущ = 246000 – 241500 = 4500 у.е./год. (2.24)
Суммарные потери, которых можно избежать благодаря предложенным мероприятиям, рассчитываются по формуле:
Псэ = Пэ + Пэк + Па = 2323572 + 1507915 + 4500 = 3835987 у.е./год (2.25)
Годовая экономия от внедрения мероприятий по снижению числа аварий
Эв = 3835987- 177494- 0.12 = 3814688 у.е./год.
Таблица 2.8
Стоимость работ по внедрению предложенных мероприятий
Вид работ | Едини- Цы Изме- рения | Стоимость Единицы, У.е. | Коли- чество | Общая стои- мость, у.е. |
Устройство проезжей части (асфальтобетон) | М2 | 6,00 | ||
Устройство тротуара | М2 | 2,45 | ||
Устройство бортового камня | м | 5,10 | ||
Разборка проезжей части (асфальтобетон) | М2 | 0,44 | ||
Разборка тротуара | М2 | 0,03 | ||
Разборка бортового камня | м | 0,27 | ||
Устройство газонов | М2 | 1,00 | ||
Установка дорожного знака | Шт. | 25,00 | ||
Установка дорожного знака с переменной информацией | Шт. | 70,00 | ||
Установка пешеходного светофора | Шт. | 52,00 | ||
Установка транспортного светофора | Шт. | 210,00 | ||
Установка металлич; перильных ограждений | м | 3,10 | ||
Установка опоры освещения | Шт. | 250,00 | ||
Итого |
Коэффициент экономической эффективности предложений по совершенствованию организации дорожного движения Е определяется по формуле
Кээ = (2.26)
Срок окупаемости Вок определяется по формуле
В = (2.27)